В некоторых селах до сих пор встречаются и смешанные варианты языческих и христианских верований, и особые традиции на ту же тему. Побывав на Украине и уточнив традиции от жителей, лучше знающих предмет, предлагаю не новое, но неизбывное, говоря старинным русским языком, знание. А уж его особенности в реализации христоцентричной традиции могут быть интересны широкому кругу читателей, интересующихся очень старой и очень красивой славянской и украинской культурой.
Колядки
Знание о святочных поздравительных народных традициях колядок и «щедрiвок» пришло из языческой старины. Общее в традициях то, что такие виды песен объединяет обращение к божеству. С изменением традиций колядование переросло в выражение преданности Христу и истинной вере, колядки стали называть христославными.
Объединяло в старину и то, что поздравляющие изменяли свой облик: наряжались в необычные одеяния, символизировавшие умерших предков, помогавших плодородию, и дарили добрые пожелания другим; ныне облачаются в национальные одежды, к примеру, мужчины надевают рубахи-вышиванки. Сегодня колядовать — значит петь рождественские куплеты и песни в медленном, протяжном исполнении, а за ними проговорить пожелания добра и счастья в стихотворной форме.
Песни-колядки связаны с языческими верованиями и культом плодородия. Название «колядки» происходит от Коляды — имени бога плодородия, его праздник отмечали в день зимнего солнцестояния и тогда же разрешалось исполнять обрядовые песни. Позже появились «христославные» песни, посвященные рождению Иисуса, они сопровождались рождественской символикой.
Колядовать начинают в Сочельник перед Рождеством 6 января с появлением на вечернем небе первой звезды — так начинается праздничный ужин, а желающие идут поздравлять с рождением Христа односельчан от дома к дому, никого не обходя колядками. Куплеты-колядки поют нараспев. И продолжают колядовать до 14 января, иногда и до 19-го.
В старину группа колядующих формировалась из трех человек с главным колядующим — «звездарем». Он впереди — несет в руках звезду, символизирующую рождение младенца Иисуса. Так колядки связаны с явлением вертепа, а в творческой интерпретации сюжета рождения Иисуса из Нового Завета — кукольного театра, где разыгрывались представления. Вифлеемская звезда символизировала поклонение волхвов Христу.
«Звездарь» обладал громким голосом и хорошо знал колядки. За ним следовал «звонарь», его большой колокольчик звоном оповещал, что идут колядующие. Третий человек — «мехоноша», с ярким мешочком, украшенным символами рождения Иисуса: вышивкой или нарисованными звездами, солнцем и месяцем. В мешок хозяева клали конфеты и угощения; по традиции подарки из рук хозяев брать нельзя.
Щедровки
14 января православные христиане празднуют день Василия Великого. В канун Старого Нового года — 13 января, отмечают Васильев вечер.
По смыслу традиции щедровки величают хозяина дома. Они содержат пожелания хорошего урожая, благополучия и мира в семье. 13 января с утра и до позднего вечера — до 23 часов 59 минут, молодежь, а в некоторых вариантах традиции только девочки и женщины, ходят по домам — щедруют (щедровать по-украински произносят «щедривать») и колядуют. Рассказывают стихи или поют праздничные куплеты.
Характерное отличие от колядок — в щедровках повторяют припев:
Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер!
В старину верили, что на «Щедрый вечер» приходит Маланка-Вода с Василием-Луной погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год. Поэтому иногда можно услышать «Щедрик-петрик», «Васильева мать» и другие фигуры речи. Тех, кто щедрует — девушек и женщин, за стол хозяева не приглашают.
Посевалки
Посевалки, или засевалки, похожи по содержанию на щедривки, но поют их, начиная с 14 января и при этом разбрасывают зерно. Посевать могут не только родственники, главное — мужчины.
Обязательно первым в эту ночь или последующий день, если посевальщики пришли утром, в дом входит мужчина. По поверью считается, будто девушки счастья не принесут, поэтому засевают мужчины.
Бытует мнение, что это молодежная забава — колядуют и посевают парни, но на самом деле ограничений по возрасту нет. Мужчины, это может быть и группа, наполняют тканевые мешочки, карманы или рукавицы зерном: рожью (жито), пшеницей, ячменем, овсом, иногда рисом. Идти им приходится по многим домам, поэтому карманы или мешки выбирают вместительные. Чем щедрее посыплешь-посеешь, тем на большее угощение хозяев можно рассчитывать.
Посевать начинают с собственного дома, в ответ родители или родственники одаривали сладостями, иногда деньгам и другими подарками. Придя в другой дом, посевальщики спрашивают хозяйского разрешения на проведение обряда. Там, где дорожат традицией, посевальщик — желанный гость.
Начинать можно 14 января — хоть в 00 часов 00 минут 01 секунду. Главное, чтобы календарные сутки наступили. Первый мужчина стучит в дверь и входит. К этому времени посевальщиков уже ждут, для них накрыт богатый стол. После того как мужчина переступил порог дома, пропел куплеты-засевалки «Сею, вею, посеваю, с новiм роком поздравляю» и «Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет!» (возможны варианты) и «посевал» зерном, можно впускать всех гостей.
Посевальщика приглашают за стол и щедро угощают — он пьет и закусывает. Хозяйка дает ему еду и «в дорогу». Посеянное в доме жито три дня нельзя убирать — оно так и лежит рассыпанным куда попало. По прошествии этого времени жито аккуратно собирают, но не выбрасывают, а отдают на корм птицам.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Вечеря
Еще одна интересная традиция — вечеря (ударение на второй слог). Поистине объединяющее, социализирующее, скрепляющее семьи понятие.
Вечеря — в любой день с 7 по 14 января; ходят в гости обязательно с белым хлебом-плетенкой, колбасой «кружком» — «kiльце колбас» (колбаса кольцом). По традиции крестники ходят к крестным в дома и говорят:
Я зарос (-ла) и вечерю вам принес (-ла).
Зарос — значит вырос. Дают крестной маме и крестному папе. В ответ крестные (обычно мамы) дарят крестникам подарки (вещи), но с ними обязательно пакет конфет.
Предполагается, что с «вечерей» должны ходить маленькие дети и молодежь — со старшим. Однако в моей практике встречаются случаи, когда бабушки и дедушки — крестные мамы и папы выросших детей, соскучившись по общению, намекают им: «Ну, когда ты, крестник (-ца), придешь ко мне с вечерей?» Вот и приходится ходить и взрослым — к взрослым.
Следование рассмотренным традициям сегодня удается не везде, нередко для этого нужен инициатор, харизматический лидер или группа заинтересованных лиц, понимающих важность и красоту традиции и адаптировавших «рождественские походы» под свое сообщество.
В агломерациях вокруг мегаполисов такие явления и вовсе «растворяются» в насущных делах и корпоративах. Но в местах компактного проживания, в деревнях и поселках, где люди лучше знают друг друга, рождественские народные гулянья являются важным событием, продолжением и новой интерпретацией Нового года.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...