В город вбежали троянцы, подобно испуганным ланям,
Пот осушили и пили, и жажду свою утоляли,
Вдоль по стене прислонившись к зубцам.
А что Гектор, который их вел в наступление? Он не укрылся в городе, он ждал боя с Ахиллом.
Его отец, царь Трои Приам, стоя на башне Скейских ворот, умолял его войти в город, скрыться от смертельной угрозы, поберечь себя и для отца, и для жены Гекубы, и для детей. Он описывает муки, которые обрушатся на них после смерти Гектора. И мать Гектора, и его жена умоляли укрыться в крепости.
Гектор не поддается на мольбы. Что им движет? Он хочет одержать победу и понимает, что бой будет жестоким и — скорее всего — для него последним. Кроме того, его гложет мысль, что ему не надо было воевать против Ахилла — ему об этом говорил его советник. И этот советник будет его упрекать в отступлении и в ненужных потерях.
«Гектор народ погубил, на свою понадеявшись силу!»
Так говорить они будут. Гораздо мне лучше тогда бы,
В схватке один на один умертвив Ахиллеса, вернуться
Иль под рукою его перед городом славно погибнуть.
Он было думал предложить Ахиллу вернуть Елену и большой выкуп за все потери ахейцев, но отказался от этой затеи:
Нечего мне к Ахиллесу идти! Мольбы не почтит он,
Не пожалеет меня и совсем, как женщину, тут же
Голого смерти предаст, едва лишь доспехи сниму я.
Тем временем Ахилл подошел близко к Гектору — и Гектора «трепет объял». Он побежал, Ахилл за ним. Они трижды обежали Трою.
В это время на Олимпе появились сомнения и опасения, и Зевс задал собравшимся вокруг него богам вопрос: то ли спасти Гектора от смерти, то ли отдать его судьбу на решение Ахилла. Афина от имени бессмертных заявила, что ты, «туч собиратель», можешь делать, как пожелаешь, но боги тебя не одобрят.
Тем временем два героя продолжают бег вокруг Трои. Ахейцы всей толпой приближаются к бегущим, но Ахилл дает им знаки, чтобы они не пытались поразить Гектора и отнять у него победу. Спаситель Гектора Аполлон не мог ничего сделать, хотя и побуждал его бежать, давал ему силу для бега.
Зевс понаблюдал за этим состязанием и
Взял родитель Зевес золотые весы, и на чашки
Бросил два жребия смерти, несущей страдания людям, —
Гектора жребий один, а другой Ахиллеса Пелида.
Взял в середине и поднял. И гекторов жребий поникнул, —
Вниз, к Аиду, пошел.
Аполлон покинул Гектора, Афина (покровительница ахейцев) попросила Ахилла отдохнуть:
«сама я отправлюсь
К Гектору, чтоб убедить его выйти с тобою на битву»,
— Так говорила. И радостно ей Ахиллес покорился.
Афина, меж тем, преобразилась в Деифоба, брата Гектора, и его устами уговорила Гектора принять бой.
Враги сошлись, обменялись (как это было принято) пламенными речами с угрозами и обещаниями. Потом был обмен пиками, которые не принесли победы ни тому, ни другому. Гектор достал меч, Ахилл выждал момент, когда у Гектора останется незащищенной часть тела — и дождался:
В том только месте, где шею от плеч отделяют ключицы,
Горло белело его; для души там быстрейшая гибель.
В это-то место копьем Ахиллес богоравный ударил,
И через нежную шею насквозь острие пробежало.
Гектор сражен, он на земле, над ним навис Ахилл. Поверженный просит вернуть его тело в Трою, но в ответ:
Мрачно взглянув на него, отвечал Ахиллес быстроногий:
«Пес, не моли меня ради колен и родителей милых!
Если бы гневу и сердцу свободу я дал, то сырым бы
Мясо срезал я с тебя и съедал его, — вот что ты сделал!»
Теряя сознание, Гектор предсказал Ахиллу смерть от Париса. А соратники Ахилла подходили к трупу и втыкали в него свои пики. Тем временем Ахилл
на Гектора он недостойное дело задумал:
Сзади ему на обеих ногах проколол сухожилья
Между лодыжкой и пяткой, продернул ремни, к колеснице
Тело его привязал, голове ж предоставил влачиться.
Поднял доспех знаменитый и, с ним в колесницу вошедши,
Коней ударил бичом.
Видя такую кончину своего героя, горожане рыдали:
И по городу всюду
Вой разливался протяжный, и всюду звучали рыданья.
Больше всего это было похоже, как если бы сразу
Сверху донизу вся многохолмная Троя горела.
Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони;
К полым ахейским судам безжалостно труп они мчали.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...