Чтобы добавить интриги, Мартинес никогда не снимал на публике чёрные очки, а свою группу окрестил «? and the MYSTERIANS», добавляя, что называть его надо именно «?». Что касается MYSTERIANS, то это слово было бессовестно заимствовано из одноименного японского фантастического фильма 1957 года, где «мистерианами» звали инопланетных захватчиков.
Журналистам и производителям пластинок подобное название группы не очень нравилось, поэтому его нередко писали без вопросительного знака, как «Question Mark & the MYSTERIANS».
На самом же деле Руди Мартинес был родом вовсе не с Марса, а из Мексики. Да и вся его группа полностью состояла из мексиканских эмигрантов, осевших в штате Мичиган. Как и многие простые небогатые ребята, они начали играть в стиле «гаражный рок» и заложили один из камешков в фундамент будущего панк-рока. Более того, считается, что сам термин «панк-рок» был впервые употреблён в прессе журналистом Дэйвом Маршем после посещения концерта MYSTERIANS в 1971 году…
Главной композицией в творчестве группы стала песня «96 Tears» («96 слёз»). В музыкальном плане она была весьма примитивной и монотонной, зато выделялась энергичностью и очень запоминающейся органной партией. Честно говоря, лично мне песня напоминает не столько панк, сколько творения группы The ROLLING STONES.
По поводу истории песни у разных участников группы существуют разные версии.
Например, Руди Мартинес рассказывал, как однажды клавишник Фрэнк Родригес стал наигрывать на электрооргане мелодию, которая показалась Мартинесу страшно знакомой. Неожиданно «марсианин» вспомнил, что это — его мелодия, которую он сочинил ещё в 1962 году (хорошо, что не в прошлой жизни).
На вопрос же о том, почему слёз именно 96, Мартинес отвечал, что это число всегда имело для него «глубокое философское значение». После трагедии 11 сентября 2001 года он добавил, что лишний раз убедился в том, что число пророческое — ведь один из самолётов террористов врезался именно в 96 этаж…
А вот другой участник группы — Бобби Бальдеррама — говорил, что органный рифф клавишник сочинил сам, после чего Мартинес сказал, что у него есть для этого подходящий текст.
Кроме того, поначалу песня называлась «Too Many Teardrops» («Слишком много слёз»), а потом — «69 Tears». Но в итоге цифры переставили, опасаясь, что радиостанции не будут крутить песню с таким названием. Мол, 69 будет ассоциироваться с номером сексуальной позиции, известной также как «валет». (Это же надо, какие сексуально просвещённые диджеи были на радио в 1960-е! Мне вот пришлось лезть в Википедию, а они все номера поз на зубок знали…)
Текст у «96 Tears» был хоть и о любви, но подавал эту тему весьма оригинально.
Герой песни очень оскорблён тем, что его бросила девушка. Поэтому он разрабатывает коварный план мести — приложить все силы, чтобы девушка снова в него влюбилась, а потом расстаться с ней, только на этот раз по собственной инициативе. Вот тогда-то она и прольёт свои «96 слёз». Ну, помните это клише из фильмов: «Я тебя бросаю!» — «Нет, это я тебя бросаю!»?
Песня стала первым синглом Question Mark & the MYSTERIANS. Он вышел в августе 1966 года и имел просто потрясающий успех, став № 1 в США и Британии. Насколько я знаю, это был первый случай, когда американский хит № 1 записала группа, полностью состоящая из латиноамериканцев.
Последующие синглы особого успеха не снискали, зато в 2004 году «96 Tears» заняла 213-е место в списке «500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone». Но Мартинес и таким результатом остался недоволен. Когда журналист Марк Джейкобсон брал у лидера MYSTERIANS интервью, то заметил, что песня заслуживает того, чтобы стоять в этом списке выше. На что Мартинес отреагировал в своём репертуаре: «Что ты такое говоришь? Выше? Это должен быть № 1!»
Ну, и напоследок упомяну несколько каверов на «96 Tears»
1. Версия афроамериканской певицы Биг Мейбелл 1967 года — более серьёзная и с профессиональной аранжировкой в стиле R&B. По словам одного из критиков, если герой песни Мартинеса напоминал капризного ребенка, то в голосе Мейбелл чувствовался злорадный расчёт.
2. Песня про месть неблагодарному любовнику пришлась по вкусу и другой чернокожей певице — Арете Франклин. Особенно учитывая, что в том же 1967 году она записала знаменитую песню «Respect» с требованием уважения к женщине.
3. И ещё один кавер от чернокожей певицы Тельмы Хьюстон, записанный в 1981 году в стиле диско.
4. Версия 1990 года от панк-группы The STRANGLERS. Люблю эту группу, но назвать этот кавер особо оригинальным трудно (песню той же Дайон Уорвик «Walk On By» они сделали куда изобретательней).
5. То ли дело весьма необычная «грязная» техно-версия от PRIMAL SCREAM 1997 года!
6. Добротный и весьма эмоциональный R&B-кавер 2016 года от голландской группы The TIBBS.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...