При рождении будущий де Бомарше был простолюдином. Родился он 24 января 1732 года в семье парижского часовых дел мастера Андре-Шарля Карона. Молодой Пьер Карон увлекался изобретательством в сфере создания часов, а кроме этого — музыкой.
Сначала он работал у отца, но вскоре музицирование позволило ему войти в высшее общество Парижа. Он даже обучал игре на арфе дочерей короля Франции Людовика XV, благодаря чему оказался принят при королевском дворе. Был два раза выгодно женат, оба раза быстро овдовел и сменил фамилию с Карон на де Бомарше.
В 1760-е годы он начал писать театральные пьесы, постепенно став во Франции весьма популярным автором. Но пьесы «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба фигаро» (1784) сделали его самым популярным автором того времени. Сам Наполеон сказал об этих пьесах, что «это была революция в действии». Революционность тех пьес была в том, что впервые главным героем оказался «всего лишь» слуга, легко обводящий вокруг пальца благородных господ, в том числе и своего хозяина, графа Альмавиву.
В образе Фигаро Бомарше изобразил самого себя. Так же, как Фигаро, он был никогда не теряющимся и ловким в интригах человеком. В «Женитьбе Фигаро» есть сцена графского суда, здесь раскрывается блестящая демагогия главного героя. А ведь и в жизни самого Бомарше был момент, когда он выступал в суде в качестве адвоката.
В 1781 году он защищал интересы госпожи Корнманн, когда ее муж затеял против нее судебное разбирательство, обвиняя в супружеской измене. Блестящее владение словом позволило Бомарше убедить суд в невиновности его подзащитной («а ты кому поверишь — моим словам или глазам своим бесстыжим?»).
Более того, сам Бомарше долго судился с наследником своего делового партнера, графом Блака, и сумел выиграть после длинной цепочки разбирательств в нескольких судах. И тоже, в основном, благодаря своему блестящему красноречию.
Пьесы, в которых слуга намного умнее господ, в те времена, мягко говоря, высшим светом не приветствовались. «Женитьба Фигаро» несколько раз запрещалась в постановке (даже лично королем Франции Людовиком XVI), затем ее снова разрешали, но ее премьера была абсолютным триумфом автора.
Вольфганг Амадей Моцарт написал по этой пьесе оперу в 1786 году. В Париже пьесу играли лучшие актеры того времени. Успех был такой, что она шла в одном театре 130 дней кряду, и когда закрывался занавес, то в партере кричали: «До завтра!» Многие зрители просто смотрели ее изо дня в день много раз.
Уже в 1785 году эта пьеса была поставлена в Санкт-Петербурге в Михайловском театре силами французской театральной труппы. С тех пор в России ее ставили сотни раз, наверное, во всех театрах страны.
Впрочем, ее ставят до сих пор в лучших театрах по всему миру, и лучшие актеры рады сыграть в этой пьесе. И, наверное, так и будет. Пока существует человечество, пьеса, написанная сыном парижского часовщика, трогает людей всех времен и народов.
Статья достойна, описанных событий. Краткость изложения умело сочетается с великим достижением культуры, образцом роста простолюдина выше титулованных особ. Ушла эпоха действия - восприятие красноречия осталось. Вадим, большое спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо на добром слове, Леонид.
0 Ответить
Вот, оказывается, как! В пьесе автор изобразил сам себя! Мало того, что он был хорошим сочинителем пьес, так - как выяснилось - ещё и ловкач по жизни!
А то, что он хорошо владел словом и сумел переубедить судью - меня нисколько не удивляет. Сочинитель пьес должен владеть словом искусно. Иначе, тогда какой же он сочинитель?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это еще что, Магдалина Гросс!
Он еще изобрел "анкерный спуск Бомарше", благодаря которому часы начали идти значительно стабильнее.
А еще он вложил 5.000.000 экю в американскую революцию, участвовал в политической жизни Франции...
Богател, потом разорялся и снова богател.
0 Ответить