Перейти к предыдущей части статьи
Любимый персонаж древнегреческих анекдотов — Педант, ученый дурак с «парадоксальной логикой». Еще один из персонажей — шут.
Шут, увидав ленивого бегуна, воскликнул:
— А я знаю, чего не хватает вот этому молодчику!
Судья состязаний спросил:
— Чего же?
— Лошади! — ответил шут. — Иначе ему никак не обогнать соперников.
На самом деле древнегреческого шута правильнее было бы назвать философом, скорее даже философом-киником. Возможно, его моделью был Диоген. Почему философ стал шутом, сказать трудно; может, греки просто называли так людей, способных проявить чувство юмора в непростых жизненных ситуациях.
Шут-лавочник, застав со своей женою стражника, воскликнул: «Вот и нашёл, чего не искал!»
Как тут не вспомнить знаменитую историю из сочинения другого древнего грека — Плутарха.
— Тоже неплохо! — сказал зять, бросив камнем в собаку, а попав в тещу.
Некто хотел уколоть шута, сказав ему:
— Я бесплатно переспал с твоей женой.
— Я-то вынужден спать с ней по обязанности, а вот что заставило тебя…
А вот еще один анекдот, героем которого является педант-грамматик.
Глупый грамматик на вопрос «Как звали мать царя Приама?» ответил озадаченно:
— По правде сказать, её, наверное, звали царицей.
Приходит на ум старый советский анекдот:
— Как зовут собаку Рейгана?
— Рональд!
(Подозреваю, что есть и более осовремененные варианты этой шутки.)
Вот еще два героя анекдотов «Филогелоса» — адвокат и литератор. В истории о литераторе, как и в современных анекдотах на эту тему, обыгрывается его бедность.
Педант-шутник по безденежью стал распродавать свои книги, а в письме к отцу написал: «Поздравь меня, книги меня уже кормят».
Я уверен, что вы не удивитесь тому, что предметом насмешки над адвокатом является беспринципность представителя этой профессии («ради красного словца не пожалеет и родного отца»).
Педант из Афин писал письмо отцу, хвастаясь своими успехами в науках, и приписал: «Как хотел бы я застать тебя под уголовным обвинением, чтобы показать тебе, какой вышел из меня адвокат».
Альтернативный вариант — из двух предложенных версий педант выбирает третью.
Трус, отвечая на вопрос, какие корабли надёжнее, военные или торговые, сказал: «Вытащенные на берег».
Современный фольклор:
Раневскую спросили:
— Какие женщины склонны к большей верности — брюнетки или блондинки?
Не задумываясь она ответила:
— Седые!
Некоторые анекдоты сборника (посвященные по преимуществу обжорам, неопрятным или дурно пахнущим людям или персонажам с отталкивающей внешностью) вызывают неприятие у современного читателя, потому что рождают неприятные ассоциации и, во всяком случае, входят в противоречие с традициями русского фольклора. Честно говоря, большинство из таких анекдотов к тому же просто не смешны.
Впрочем, один, относительно приличный и более-менее смешной, я все-таки приведу.
Молодого трагического актера любили две женщины: одна с вонючим ртом, другая с вонючей кожей. И когда одна ему говорила: «Поцелуй меня, милый!» — а другая: «Обними меня, милый!» — он вскричал:
— Что делать? разрываюсь меж двух зол!
Современный аналог более мягок (и более краток):
— Из двух зол я выбираю всегда помоложе и посимпатичнее…
Женись на маленькой и хрупкой женщине, ибо из всех зол всегда надо выбирать меньшее!
Что меня несколько удивило, в коллекции «Филогелоса», по современным меркам, мало анекдотов про секс, адюльтер и любовный треугольник.
Юноша сказал похотливой женщине: «Что будем делать, красотка — позавтракаем или позабавимся любовью?» Та отвечала: «Что тебе угодно, милый; только завтрака у нас нет».
Современный анекдот — практически полная калька с античного оригинала.
Молодой муж спрашивает свою темпераментную жену:
— Чем займемся, дорогая, сексом или поедим?
— Выбирай, но в доме нет ни крошки.
И еще один анекдот, дошедший до нашего времени без изменений:
На вопрос болтливого цирюльника «Как тебя побрить?» шут ответил: «Молча».
Парикмахер спрашивает клиента:
— Как вас подстричь?
— Молча.
Какой же вывод можно сделать из всего этого?
«Филогелос» показывает, что и в этом своеобразном литературном роде (по-видимому, имеется в виду жанр анекдотов) новоевропейская культура могла опираться на античную традицию. Иными словами, античность — колыбель европейской и всей мировой цивилизации, которая, среди прочего, родила и современный фольклор.
И конечно, не будем забывать о том, что законы юмора едины если не для всех, то для большинства культур. Что называется, анекдот — он и в древней Греции анекдот. И у нас вызывает улыбку то, над чем смеялись древние греки — люди, которые сильно отличались от нас и в то же время были во многом удивительно похожи.
В общем, сделать можно такой вывод: со времён Античности ничего не изменилось!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, ну, можно сформулировать осторожней - изменилось меньше, чем нам порой это кажется..особенно в той части что касается человеческой природы))делать
0 Ответить