Перейти к первой части материала
Наверняка многим знакомо выражение «божий дом», или «божедомка». Так вот, в божедомку, или скудельницу, свозили тела бродяг, умерших в дороге, утопленников, убийц и самоубийц и пр. Это был, по сути, морг для неопознанных трупов тех, кто умер нехорошей смертью и/или без покаяния. То есть для «заложных покойников».
Свозимые в «убогий дом» мертвые тела… складировались до положенной даты. Хоронили их, с положенными христианскими обрядами, в общей могиле дважды в год: на Семик и перед праздником Покрова Богородицы. А возможно, в Дмитриеву субботу. Во всяком случае, в качестве поминальных для этой категории умерших упоминаются и Покровская, и Дмитриева субботы.
Вроде бы в эти дни устраивался крестный ход, и народ приносил похоронные принадлежности для погребения… Не аналог ли это поминальной жертвы — типа бросания на могилу земли или ветвей?
Но это уже сплав и одновременно компромисс между языческими и христианскими обычаями. И это городская традиция, а в городах позиции церкви были куда сильнее, чем в сельской местности.
Селяне же, похоже, долго предпочитали следовать издревле заведенным мерам, направленным на то, чтобы безвременно покинувший этот мир не попытался вернуться. Например, захоронить между двумя елками. Или вообще под корнями ели: подкопать ее, приподнять и, положив умершего, вернуть дерево на место. Могли похоронить на перекрестке.
Обычно на такие придорожные захоронения прохожие и бросали что-нибудь, символически участвуя в погребении. Так что, по свидетельствам, над могилой могла возвышаться целая куча ветвей, камней и земли.
Но главное тут — собственно перекресток. Или хотя бы перенести покойника через дорогу — видимо, чтобы не нашел пути назад. Сохранившийся рудимент этой идеи — обычай выносить покойника ногами вперед, чтобы не видел обратной дороги.
Правда, теперь (да и уже давно) подобные меры прижились как часть похоронного ритуала вообще. Тогда как, по логике, они изначально предназначались для «заложных» покойников.
Ну в самом деле, зачем «предохраняться» на случай возвращения «родителей»? Они же — желанные гости, для них готовили поминальные трапезы в «родительские дни». И до сих пор на поминках наливают рюмку для ушедшего. Ведь подразумевается, что поминаемый незримо присутствует рядом с близкими!
А умерших младенцев, вероятно, и вовсе могли хоронить под домом. И кладбища наши языческие предки устраивали недалеко от селения, нисколько не боясь. И в новогодние праздники разводили на дворе костры, «согревая покойников» — своих ушедших родственников.
Нет, весь этот защитный ритуал изначально предназначался не для всех, а лишь для особой категории умерших. Но конечно, случалось, что превентивные меры не помогали. Например, непогода или мор. То ли сами упыри могли ее насылать, то ли обидевшиеся на нехорошее соседство предки, то ли сама земля так реагировала на захоронение в ней «неправильного» покойника.
Ну и мертвые колдуны, конечно же, могли наводить бедствия. Или сами покойники являлись ночами, а иные, вроде бы, и днем. Когда в виде призраков, а когда и в телесном облике.
И конечно, придумавший все эти верования народ изобрел и «меры борьбы» с подобными эксцессами.
тѣлеса утопленыхъ или убіенныхъ и поверженыхъ не сподобляюще я́ погребанію, но на поле извлекше ихъ, отыняемъ коліемъ… яко аще случится въ веснѣ студенымъ вѣтромъ вѣяти и сими садимая и сѣемая нами не преспѣвають на лучшее…
…раскопаемъ окаяннаго и извержемъ его нѣгдѣ далѣ и не погребена покинемъ.
Это из поучения против язычества Максима Грека (XVI век).
То есть все просто и без затей: ударили по весне заморозки — значит, виноват неправильно захороненный. Выкопаем-ка его да бросим в поле, огородив кольями, или в омут!
Но, конечно, лучше было, чтобы упырь или колдун вовсе не поднялся. И были приемы помощнее всех этих еловых ветвей.
- Например, отрезать покойнику голову и уложить ему между ног или подмышку.
- Связать или сломать конечности… Не скажу, что это практиковалось на Руси, но в других традициях встречалось, и главное — это укладывается в логику «обезвреживания покойника».
- Или классический способ: вбить осиновый кол. Не обязательно в сердце, можно в живот или просто в могилу.
Кстати, вспомним об использовании еловых ветвей в похоронном обряде и о захороненных меж елей самоубийцах. Возможно, традиция изготовления гробов из ели и сосны пришла из тех же поверий? Только теперь ель уже не рассматривается как обережное средство, так что и еловые ветви, и еловые гробы используются при похоронах уважаемых и любимых людей.
Встречается и такая мера, как укрепление серпа поперек шеи покойного. Возможно, чтобы, если мертвец попытается подняться, ему перерезало горло или отрезало голову? А может, само железо должно было остановить нечистую силу? Поскольку был еще вариант: вложить, например, зуб от бороны в рот покойнику. Хотя поступали и куда незатейливее: просто вбивали гвоздь в череп. Возможно, обычай забивать гробы гвоздями тоже пришел отсюда?
Было еще своеобразное «украшение»: навесной замок на большом пальце ноги. Действительно, был и такой прием, как связывание пальцев или конечностей потенциального упыря. И замок, скорее всего — символическое связывание, «запирание» в могиле. А для надежности могли еще придавить тело камнем.
Среди региональных обычаев было, например, осыпание могилы маком. Почему-то считалось, что если мертвец встанет, то первым делом начнет пересчитывать мачинки и провозится до рассвета, а там снова ляжет в могилу.
Но самый, наверное, популярный прием — захоронение лицом вниз. Чтобы, если оживет, закапывался вглубь, а не выкапывался наверх. Просто, без затей и затрат, не расходуя дорогие металлоизделия. Особенно если захоронить в какой-нибудь топи, не копая могилу и набросав сверху веток.
Почему в топи или трясине? Потому что там не ходят люди. Потому что таким способом хоронили, например, опойцев, умерших от пьянства. Чтобы напился вволю и не наводил на землю засуху.
И ещё омут, болото, овраг — это известные места обитания нечисти. Вот «нечистого» мертвеца и отправляли к «своим»… Правда, это были так себе «свои», не особенно дружелюбные к «зловещим мертвецам».
Так, по народным представлениям, на «заложных покойниках» черти ездили или возили воду. Так что не исключено, что поговорка «на обиженных воду возят» происходит отсюда. Только не на всех, а на очень сильно «обиженных», от обиды покончивших с собой. Или не столько на обиженных, сколько на злых.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...