• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Какой видели войну советские художники?

Великой Отечественной войне посвящено множество произведений любых направлений искусства. И самым разным сторонам войны, и в очень разное время.

Николай Тимков. «Ленинград. 18 января 1943 года».

Например, во время войны, в самый ее разгар, в Советском Союзе снималось кино. В том числе масштабные исторические драмы «Иван Грозный» и «Кутузов». Снимали, разумеется, фильмы и о войне. Но снимали и сказки, комедии, приключения. Как могли, продолжали жить.

И например, многие ученые-историки, будучи в эвакуации, занялись изучением истории тех краев, где оказались. Дав мощный толчок изучению национальной истории республик СССР. Когда б еще туда доехали крупные столичные специалисты?

Но сейчас о другом. Уже в июле 1941 года началась эвакуация из Москвы и Ленинграда художественных ценностей. Из Эрмитажа первую партию ценностей отправили через неделю после начала войны.

В конечных пунктах, Новосибирске и Свердловске, организовывалось не только хранение, но и научная деятельность. Специалистам давали возможность работать, развивать науку. И одновременно — приносить пользу, не даром есть свой хлеб.

Столичные специалисты преподавали, помогали в организации музейного дела на местах. И проводили выставки, которых (крупных!) за время войны в СССР прошло около 400.

В. В. Пакулин на улицах Ленинграда
В. В. Пакулин на улицах Ленинграда
Фото: на условиях добросовестного использования

8 января 1942 г. Ленинградский союз художников просит разрешения делать зарисовки на улицах Ленинграда. Вопрос более чем серьезный… Тогда любого делающего наброски могли не без оснований счесть шпионом.

Картина В. В. Пакулина, 1942 г.
Картина В. В. Пакулина, 1942 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Осенью 1941 г. в здание Третьяковской галереи попали две бомбы. А уже зимой его начали ремонтировать. И в середине мая 1945 года Третьяковка, первой из крупных музеев, снова открылась.

Но это будет после. До того, 7 ноября 1942 года, там открылась выставка «Великая Отечественная война» — первая за время войны Всесоюзная художественная выставка.

А зимой 1942 г. в Москве открылась выставка «Пейзаж нашей Родины». Экспонировалось 188 произведений 88 авторов. А ведь фашистов лишь недавно отогнали от столицы…

Летом того же года в Пушкинском музее проходят две выставки: «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» и «Выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны».

Но главное — 2 января 1942 г. открывается «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны».

Первая блокадная зима, самая страшная…

В. В. Пакулин. «Набережная Невы», 1942 г.
В. В. Пакулин. «Набережная Невы», 1942 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Вот, например, пейзажист Вячеслав Пакулин, всю блокаду проведший в Ленинграде. На этих его пейзажах нет войны, есть лишь жизнь осажденного города.

Ездил он и на фронт за материалами для картин, и участвовал в работах по маскировке военных объектов. И то же делали многие его коллеги…

В. Серов, «Верные долгу и чести», 1941 г.
В. Серов, «Верные долгу и чести», 1941 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Владимира Серова, председателя Ленинградского отделения Союза художников, из Ленинграда эвакуировали. Но было это уже в 1943-м. А в самое страшное время он работал в Ленинграде.

В. А. Серов, «Встреча воинов», 1943 г.
В. А. Серов, «Встреча воинов», 1943 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Я намеренно не привожу здесь плакатов времен ВОВ. Плакаты — тема отдельная, интереснейшая, но здесь мне хочется показать другую немного сторону войны. Людей, воевавших и живших в то время.

Хотя мимо вот этого я пройти не сумел:

В.А.Серов. «С. М. Киров призывает к защите Ленинграда», 1942 г.
В.А.Серов. «С. М. Киров призывает к защите Ленинграда», 1942 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Сергея Мироновича Кирова к тому времени десять лет как нет в живых…

А вот эта работа послевоенная.

"
Раиса Зенькова. «На освобожденной земле». 1949 г. <
Фото: на условиях добросовестного использования

Но автор ее, Раиса Дмитриевна Зенькова, войну знала не понаслышке. Была медсестрой, затем снайпером.

А вот рисунки Андрея Гончарова, одного из «Группы трех» (вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым), участника объединения ОСТ.

«В госпитале, за газетой»
А. Гончаров. «В госпитале, за газетой»
Фото: на условиях добросовестного использования

Андрей Дмитриевич — участник войны. Да, он служил художником и выпускающим редактором журнала «Фронтовой юмор». Но и его сугубо гражданские товарищи, Александр Дейнека и Юрий Пименов, выезжали на фронт.

Гончаров же был в армии. И явно неспроста он награжден медалью «За боевые заслуги»! Да и не только ей…

А. Гончаров. «Здесь были немцы»
А. Гончаров. «Здесь были немцы»
Фото: на условиях добросовестного использования

Войну он видел близко. И по-разному.

А. Гончаров. «Отдых. Гитара»
А. Гончаров. «Отдых. Гитара»
Фото: на условиях добросовестного использования

Я намеренно старался брать не известные всем, большие и знаменитые картины, а те, что написаны участниками событий. Не обязательно воевавшими, но очевидцами, своими глазами видевшими творившиеся в войну ужасы.

Вот эта вещь написана в 1980 году.

Петр Фомин.
Петр Фомин. «Солдатки», 1980 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

В самое что ни на есть мирное и благополучное время. Но ее автор, Петр Фомин, награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».

Фомин воевал и демобилизовался лишь в 1946 году. И, наверное, очень хорошо понимал, о чем пишет.

Вот одна из многих работ Ивана Каляскина, Заслуженного художника Российской Федерации и практически нашего современника.

И. Каляскин. «Ожидание»
И. Каляскин. «Ожидание»
Фото: на условиях добросовестного использования

В 1935 году Иван Владимирович поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Был призван на военную службу. И окончил учебу… в 1967 году, после увольнения из армии.

Что он делал 25 лет? Летал, воевал с финнами и нацистами, командовал полком. И уже в 1960-м, после окончания службы, подполковник авиации Каляскин вернулся в институт, доучился и посвятил себя творчеству.

Это картина Бориса Федорова — механика-водителя, кавалера орденов Славы, Отечественной войны, медали «За отвагу».

Борис Федоров. «Утро танкистов», 1954 г.
Борис Федоров. «Утро танкистов», 1954 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Высшее художественное образование он тоже получил после войны.

Участвовал в штурме Рейхстага.

Борис Федоров. «Парад в Харбине. Портрет А. П. Белобородова».
Борис Федоров. «Парад в Харбине. Портрет А. П. Белобородова».
Фото: на условиях добросовестного использования

А это работы Ореста Бехтина, совсем уже нашего современника. На фронте он не был по возрасту, лишь в 1943 году поступив в Московскую школу искусств.

Орест Бехтин. «Сидящий солдат»
Орест Бехтин. «Сидящий солдат»
Фото: на условиях добросовестного использования

Но всю войну Бехтин был в столице. И уже позже создал, в числе прочего, замечательные портреты советских солдат-освободителей.

Орест Бехтин. «Читающая книгу»
Орест Бехтин. «Читающая книгу»
Фото: на условиях добросовестного использования

Кстати, летом 1943-го в Ленинграде открылась «Первая выставка художников-фронтовиков».

Вот пейзажист Николай Тимков, участник почти всех блокадных выставок, защитник Ленинграда.

Зиновий Филиппов тоже хорошо знал, о чем пишет. В Московское художественное училище он поступил в 1946-м. До того было некогда — Зиновий Иванович командовал пулеметной ротой, потом лечился после тяжелого ранения.

Зиновий Филиппов. «Май 1944-го»
Зиновий Филиппов. «Май 1944-го»
Фото: на условиях добросовестного использования
Зиновий Филиппов, «Партизаны»
Зиновий Филиппов, «Партизаны»
Фото: на условиях добросовестного использования

А вот его старший современник Юрий Непринцев успел получить диплом до войны. Участвовал в обороне Ленинграда, с 1942 года был художником Политуправления Балтийского флота.

Юрий Непринцев. «Ленинградцы»
Юрий Непринцев. «Ленинградцы»
Фото: на условиях добросовестного использования

Ленинградец Николай Пильщиков удостоился персональной выставки еще в августе 1941-го. Автор многих плакатов, портретов и иллюстраций, он не оставлял любимого дела и во время войны.

Правда, рисовать старшему лейтенанту авиации приходилось в свободное от боевых вылетов время.

Это — свидетельства очевидца! Кстати, все время блокады в Ленинграде издавались почтовые открытки. Автор некоторых из них — Соломон Юдовин.

А это классический сюжет, «В мастерской художника». Только мастерская эта располагалась в блокадном Ленинграде, где умирающие от голода люди не только оборонялись, не только работали для фронта, но и делали красивое.

Соломон Юдовин, «Переезд на новую квартиру»
Соломон Юдовин, «Переезд на новую квартиру»
Фото: на условиях добросовестного использования
Соломон Юдовин. «В мастерской художника»
Соломон Юдовин. «В мастерской художника»
Фото: на условиях добросовестного использования

Остался в Ленинграде и запечатлел для потомков жизнь блокадного города Алексей Пахомов:

Пахомов Алексей. «Скоро свет». 1944 г.
Пахомов Алексей. «Скоро свет». 1944 г.
Фото: на условиях добросовестного использования
Алексей Пахомов. «В очаге поражения». 1942 г.
Алексей Пахомов. «В очаге поражения». 1942 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А это — весна 1942 года, когда жители, едва державшиеся на ногах от голода, вычистили город:

Рисунок Алексея Пахомова
Рисунок Алексея Пахомова
Фото: на условиях добросовестного использования

А это — блокадный «огород».

Рисунок Алексея Пахомова
Рисунок Алексея Пахомова
Фото: на условиях добросовестного использования

И не все дожили до победы. Зимой 1941−42 умерли один из лидеров авангарда Павел Филонов, мозаичист Владимир Фролов, знаменитый иллюстратор сказок Иван Билибин. Ему предлагали эвакуироваться из Ленинграда. Билибин отказался, сказав, что из осажденного города нужно не бежать, а защищать его.

Вот эта иллюстрация считается его последней работой 1941 года.

Иван Билибин, иллюстрация к сказке «Дюк Степанович», 1941 г.
Иван Билибин, иллюстрация к сказке «Дюк Степанович», 1941 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А это — Ледовое побоище:

И. Билибин
И. Билибин
Фото: на условиях добросовестного использования
А. Щекатихина-Потоцкая
А. Щекатихина-Потоцкая
Фото: на условиях добросовестного использования

И на этом завершим наш очень краткий экскурс в живопись военных лет. Я намеренно старался брать работы, иллюстрирующие мирные моменты военной жизни. Потому что жизнь продолжается. И потому, что война рано или поздно заканчивается, и жить все равно нужно…

Статья опубликована в выпуске 5.09.2023
Обновлено 5.12.2023

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: