Это, наверное, вообще самые известные отечественные художники дореволюционной эпохи. И так вышло, что в 2023 году своеобразный юбилей — 160 лет со дня основания… нет, не совсем Товарищества передвижников.
Давайте сразу договоримся, что разговор будет кратким и «по верхам», потому что тема очень уж объемная.
Начало истории общеизвестно: осенью 1863 года 14 выпускников Императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Предельно упрощая: молодые художники хотели делать что-то современное, а на экзамен была предложена тема из классической мифологии.
Собственно, это соответствовало общей направленности академической живописи: мифологическая и религиозная тематика, еще портреты… И это основное. Были в академии исторические и жанровые классы, но это, особенное вторые, второстепенное.
Надо сказать, что серьезные реформы в Академии проводились с середины 1850-х, да и с начала столетия многое менялось. Но не настолько. Ориентация Академии на классику, на академизм оставалась.
А что такое академизм? Это, прежде всего, классическая тематика: мифология, религия, отчасти история, желательно древняя, классическая же. Вот против этого и «взбунтовались» молодые выпускники 160 лет назад.
До 1840-х при Академии существовало Воспитательное училище, где учиться начинали еще детьми. И наверное, эти воспитанники Академии никаких «бунтов» бы не устраивали… Да ведь и не устраивали.
Но участники (по крайней мере, большинство) «бунта 14-ти» поступали в Академию уже взрослыми. И в Академии были не воспитанниками, а учениками. И вроде бы Крамской, оказавшийся в Академии уже двадцатилетним, был не то чтобы разочарован, но ожидал от обучения гораздо большего. И строго говоря, по-настоящему выход из Академии был нужен Крамскому.
Так и время было соответствующее: «Великие реформы», освобождение крестьян, экономический подъем. И ещё в это примерно время возникает «народничество». А революционное движение и намного раньше. Вот и в художественных кругах захотели перемен… Но каких?
Бытует распространенное мнение о передвижниках как чуть ли не оппозиционерах «официальной линии», сосредоточившихся на живописании народной жизни. А поскольку жизнь у народа была тяжкая, то и передвижники взялись обличать и открывать глаза. И это и было их главной миссией.
Это так и не так. Нелегкая жизнь простонародья в их картинах действительно отражена. Вот только из оппозиционности ли? Или это просто дань реалистичности?
А например, такие известные и как бы остросоциальные и подвергшиеся критике картины, как «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Чаепитие в Мытищах», Василий Перов (один из будущих учредителей ТПХВ) писал, когда ни передвижников, ни даже Артели Крамского не было и в помине.
Основной задачей Товарищества передвижных художественных выставок было…
Впрочем, от «бунта 14-ти» до передвижников почти десять лет. А пока в 1863 году четырнадцать лучших выпускников Академии, обладателей малых золотых и серебряных медалей, организовали Артель художников. Со вполне определённой целью: совместно зарабатывать продажей картин.
Организационные сложности начались почти сразу. Оказавшиеся на вольных хлебах художники зарабатывали, как могли. В частности, они расписывали купол Храма Христа Спасителя.
Дела у Артели шли не идеально. Хотя зарабатывать получалось неплохо. Доход приносили и продажи картин, и сборы за билеты на выставки. Но и внутренних нестыковок было немало… потому что чем больше людей, тем сложнее договориться.
Да и не всем так уж хотелось выходить из Академии. И один из четырнадцати, Александр Литовченко, вскоре вернулся в альма-матер. А такой известный художник, как Константин Маковский, вскоре покинул артель, поскольку и так был модным художником, хорошо зарабатывал и не считал нужным скидываться на аренду общей мастерской и вообще тратиться на взносы в общий котёл, на рекламу и аренду помещений под совместное жилье и мастерские… Собственно, он мог себе позволить снять помещение для себя лично.
В общем, непонятки и нестыковки множились.
Добила Артель просьба одного из участников, Николая Дмитриев-Оренбургского, к Академии о спонсировании загранпоездки.
Точнее, добило отношение к этому. Крамской требовал публичного осуждения, чего-то типа товарищеского суда. Товарищи отказались.
А в это время к питерским художникам обращаются их московские коллеги с предложением: присоединиться к московскому Товариществу передвижных художественных выставок. И Крамской, инициатор организации всего этого, принял предложение, по сути, выйдя из Артели и став одним из учредителей знаменитого Товарищества передвижников. Артель же художников спустя примерно год благополучно распалась, и некоторые ее участники также присоединились к передвижникам.
Но и тут была пара проблем. Живопись была не так чтобы популярна у массового потребителя. На которого, вообще-то, и был расчёт. Если верхние позиции в иерархии жанров занимают исторические и мифологические темы, то и зритель нужен подготовленный.
Академическая живопись строго нарративна и требует определенных знаний истории, мифологии, религии. Ну, а как иначе понять, что за странное нарисовано? Почему на картине люди в тогах или в каких доспехах? Или какие-то голые тётки в картинных позах на берегу моря или под деревьями…
Справедливости ради, бытовой жанр в России существовал, но больше на втором плане, и к нему массовый зритель не был так уж привычен. Да и кто был основным «потребителем»? Аристократия, образованное (далеко не все!) дворянство, довольно немногочисленная прослойка интеллигенции?
Но в результате и после Великих реформ в России, по сути, появляется весьма обширный слой состоятельных людей. Не имевших академического, классического образования, но при этом тянувшихся к культуре (базовые-то потребности удовлетворены, и культура воспринимается как атрибут жизни «верхних» классов, к которым хочется приблизиться) и вполне патриотически настроенных. И потому готовых воспринимать искусство, отражающее здешнюю, современную, актуальную жизнь.
Но с изобразительным искусством эти слои были не очень-то знакомы хотя бы потому, что до сих пор выставки и вообще художественная жизнь ограничивались в основном художественными учреждениями, той же Академией. С другой стороны, были портретисты, работавшие на состоятельных заказчиков, были крепостные мастера. В конце концов, не так давно умер Павел Федотов, знаменитый мастер реалистической, жанровой живописи… И это все не было пока массовым, еще не дошло до широкой публики.
Так что передвижникам поневоле пришлось взять на себя просветительскую миссию. Или она сама взялась, когда они поехали с выставками по городам.
Собственно, это нашло прямое отражение в уставе ТПХВ:
Цель Товарищества
§ 1. Товариществ имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах:
а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;
б) развития любви к искусству в обществе;
в) облегчения для художников сбыта их произведений.
Да, здесь сбыт произведений стоит третьим пунктом. Но вроде бы в переписках художников эта задача была первоочередной.
Так что главной целью-то было заработать! И упрекать в излишней меркантильности этих людей не стоит. Потому что, во-первых, а кто из нас не меркантилен и, берясь за работу, не думает о деньгах?
Что ж, эту задачу Товарищество с успехом решило. На первой передвижной выставке 1871−72 г., побывавшей в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове, чистый доход составил почти 4,5 тысячи рублей. И это существенно превышало доходы от традиционных академических выставок.
Целый ряд работ купил Павел Третьяков. В том числе: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, «Грачи прилетели» Саврасова и скульптуру «Иван Грозный» М. Антокольского.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...