Что такое «киберпанк»?
Все, что многим известно про киберпанк, это трилогия «Матрица». Но, во-первых, это было очень давно по меркам современной жизни — 1999−2003 годы. (Да, был еще 4-й провальный в финансовом плане проект «Матрица: Воскрешение» 2021 года.) Во-вторых, кино снималось по сценарию его создателей, а не на основе литературы.
Как они это себе представляли, так и сделали, с относительно глубоким философским смыслом и серьезным уходом от реальной жизни. Для успешного проекта этого оказалось достаточным, в этом направлении и двигались дальше.
Напомню, что суть киберпанка как поджанра фантастики (или явления) — описание прогресса технологий (в первую очередь информационных) и одновременно культурного упадка общества. В итоге имеем самые разные «перекосы» реальности и отдельные проблемы.
Элементы киберпанка уже можно найти у такого фантаста, как Филип Дик (1928−1982). Его экранизировали в известных фильмах: «Бегущий по лезвию», «Вспомнить все», «Особое мнение». Это прежде всего — отличная фантастика на экране. Большинство зрителей и не задумывалось, что это какой-то там «протокиберпанк».
«Отцом киберпанка», его популяризатором обычно называют Уильяма Гибсона. Особенность его творчества в написании трилогий:
- «Киберпространство», 1984−1988, «Муравейник» — русский вариант названия.
Это «классический киберпанк». Тут все герои, обстановка и сюжет соответствующие.
- «Трилогия моста», 1993−1999.
Уже не совсем киберпанк. Описывается захолустная изнанка жизни, «дно общества» (с позиции более успешных). Но оно не является таковым. Там присутствуют некоторые элементы киберпанка. Но они уже привычная часть обстановки. И это уже ближайшее нам будущее.
Здесь вообще нет киберпанка. Время — почти наше (даже прошедшее уже).
- Незавершенная трилогия, романы «Периферийные устройства» (2014) и «Агент влияния» (2020).
Просто хорошая фантастика. И более далекое будущее. По времени событий примерно совпадает с первой трилогией писателя. Речь идет об еще одном сценарии будущего. Более жесткий вариант, я бы сказал.
Но Гибсон не был бы Гибсоном, если бы «его киберпанк» или стиль написания не находился во всех его произведениях. О чем я говорю, можно понять, только ознакомившись с литературой (можете послушать аудиокниги как вариант).
С экранизациями Гибсону не очень повезло. Только два его рассказа удостоились внимания Голливуда: «Отель «Новая роза» и «Джонни Мнемоник» (примечательно, что главную роль сыграл здесь Киану Ривз). Все остальное не экранизировано до сих пор.
А если чего-то нет на экране, то для многих явления как бы и нет (книги читают сейчас мало).
Устарел ли поджанр сегодня?
Многие считают жанр фантастики, в том числе киберпанк, устаревшим поджанром. Многое уже наступило. Ну и вроде в целом интерес к ней уже не тот.
На самом деле за последнее время вышло некоторое количество сериалов в этой тематике. Назову парочку, которые смотрел лично сам и относящиеся к киберпанку.
- «Видоизмененный углерод» (2018−2020) — условно можно считать экранизацией киберпанковского романа (можно назвать «посткиберпанком» или «киберготикой», просто фантастикой).
Сериал может «заходить» или не очень. Но автор романа получил премию Филипа Дика (подробнее в отдельной статье о сериале). Поэтому уже достоин нашего с вами внимания.
- Более продолжительный и более киберпанковский проект (могли о нем и слышать, думаю) — «Черное зеркало» (с 2011 по настоящее время). По времени событий — ближе к нам, то есть сегодня-завтра прямо. Название «Черное зеркало» — отсылка к мониторам цифровых устройств. Оборотная сторона ИТ.
Несмотря на различные взгляды на сериал, он не оставляет равнодушным — кому-то нравится, кого-то раздражает или даже шокирует. Настоящим фанатам фантастики может не понравиться. Так как это в первую очередь телевизионный проект, а не экранизация.
- Ну и, наконец, максимально киберпанковский сериал из уведенных мной на сегодня — «Периферийные устройства», по роману Уильяма Гибсона (первый сезон вышел в конце 2022 года). И хотя это не «классический киберпанк», но все же Гибсон.
Очень надеюсь, что мы скоро увидим экранизации и других его трилогий. Хотя есть определенные причины, почему это будет не так быстро.
Я соглашусь в той части, что реалии киберпанка уже можно видеть за окном.
Выбирайте то, что вам «больше нравится» (только некоторые веяния последнего времени):
- ускорение развития ИТ — интернет уже кругом («интернет вещей» медленно, но верно развивается), стандарт «5G» — скорости передачи информации все возрастают, облачные сервисы (это есть уже давно) — для быстрой обработки массивов данных;
- нейросети (то есть зачатки ИИ);
- эксперименты по созданию интерфейса «человек-машина» (попросту соединения мозга и компьютера).
Мы уже живем в описанной киберпанком реальности? Не совсем, это еще предыстория нового уклада общества. Вот когда все это уже «заработает», хотя бы в начальной версии — мы уже будем там.
Что в итоге?
Вернемся, собственно, к литературе. Если вам нравится хорошая фантастика, то можно ее читать, смотреть (и, возможно, даже писать). Темы найдутся, а будущее все еще не наступило окончательно и бесповоротно (по крайней мере, по классической фантастике точно).
Проблемы же, которые там поднимаются, предстоит решать обществу и каждому из нас. Надеюсь, при просмотре сериалов это будет также понятно.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...