Кто из сладкой парочки «Станиславский-Гиляровский» является Холмсом, а кто — Ватсоном? Однозначного ответа, пожалуй, и нет. Или все-таки есть? В одном из интервью Карен Шахназаров говорит, что «Холмс — как бы Станиславский, а Гиляровский — как бы Ватсон», но при этом оговаривает, что буквального соответствия фигурам героев произведений Конан-Дойла в фильме не существует.
На мой взгляд, создатели поделили образ Холмса на два, а точнее на полтора:
- Станиславскому достались ум Холмса, пусть и лишенный признаков гениальности (к счастью для зрителей, герой ленты не пытался заменить своим кредо «не верю» пресловутую дедукцию Холмса), и его наблюдательность;
- Гиляровскому — знание жизни, в первую очередь ее темных сторон, бойцовские качества и отвага.
Не остался в накладе и Ватсон: его внешний вид и манеры образцового джентльмена достались Станиславскому, а некоторая, несмотря на весь его житейский опыт, простота — Гиляровскому.
Полицейский офицер Рудников (актер Евгений Стычкин), судя по всему, местный пристав — очевидный Лестрейд (хотя на самом деле в повести Конан-Дойла «Знак четырех» действует другой сотрудник Скотланд-Ярда, Этелни Джонс).
Инспектор Лестрейд у Конан-Дойла — фигура скорее комическая. Он невысок ростом, нерасторопен, неуклюж и не слишком умен, однако при этом не лишен амбиций, расторопен, храбр, честен и, следует признать, по мере возможностей старается добросовестно исполнять свой долг.
Стычкин обладает примерно теми же качествами, хотя явным дураком, на мой взгляд, все-таки не выглядит. Какой-то особенной глубины в этом образе нет. Московскую полицию того времени обвиняли в коррупции и сговоре с преступниками, но мы так и не узнаем, берет Рудников взятки или, напротив, кристально честен и неподкупен (его подчиненные же, как оказалось, иногда «берут на лапу»).
Главный минус образа Стычкина — фактура. Хотя он и является, как сам утверждает, лучшим стрелком российской полиции (что, впрочем, опровергается единственным сделанным им выстрелом), но для того, чтобы внушать страх и уважение обитателям Хитровки, были необходимы брутальность и физическая сила — качества, которыми актер явно не обладает.
Гиляровский (сам человек физически сильный и умелый боец) в «Москве и москвичах» пишет, что контролировали Хитровку двое полицейских, оба люди весьма крепкого телосложения:
Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых— Рудников и Лохматкин. Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана», а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон. Тот и другой знали в лицо всех преступников, приглядевшись к ним за четверть века своей несменяемой службы.
Создатели фильма повысили своего героя в чине, сделав его из простого городового приставом, капитаном (или ротмистром?), но при этом оставили ему прежнюю фамилию и то же самое имя/отчество — Федот Иванович.
Самый же неудачный, на мой взгляд, персонаж кинополотна — это Княжна, которую сыграла одна из моих любимых актрис Анфиса Черных. Кого она изображает? Загадочную красотку, фам фаталь, Ирен Адлер (не образ из рассказа Конан-Дойла, а скорее персонаж из голливудского боевика Гая Ричи), Соньку Золотую ручку? Мне в голову пришел еще один образ, который, как будто, еще никто не вспоминал — воровка Дженни Эвердин (актриса Кэмерон Диас) из «Банд Нью-Йорка» Мартина Скорсезе, первая красотка района «Пяти улиц» (американского эквивалента Хитровки) и всего Нью-Йорка.
Между прочим, в фильме есть эпизод, когда Дженни флиртует с главным героем Амстердамом (актер Леонардо Ди Каприо), после чего тот обнаруживает, что у него пропали часы (ну, или какой-то еще ценный предмет). Подобный же эпизод есть в финале «Хитровки»: дядя Гиляй после прощального поцелуя Княжны видит, что у него пропал кошелек, но, как и герой Ди Каприо, не обижается и не расстраивается, а лишь восхищается профессиональным мастерством девушки.
Мотивы действий Княжны так и остаются неясными для современных зрителей, а главное, им не понятно, как ей удается оставаться элегантной и, судя по всему, недоступной дамой, живя в хитровском аду.
Главной причиной этого был, видимо, тот факт, что хотя создатели фильма и нашли в записках Гиляровского некий прообраз этого персонажа, информация о ней была крайне скудна, а придумать свою историю, занимательную, поучительную или просто драматическую, они так и не сумели. В «Москве и москвичах» действительно упомянута некая «княжна» — особа благородного происхождения, но она предстает в качестве торгующей собой женщины, спившейся и опустившейся, над которой измываются уголовники.
Вот что пишет «дядя Гиляй» в своей книге:
В первой половине восьмидесятых годов там (в домике, где жили проститутки, который назывался вагончиком или флигельком) появилась и жила подолгу красавица, которую звали «княжна». Она исчезала на некоторое время из Хитровки, попадая за свою красоту то на содержание, то в «шикарный» публичный дом, но всякий раз возвращалась в «вагончик» и пропивала все свои сбережения. В «Каторге» она распевала французские шансонетки, танцевала модный тогда танец качучу.
Окончание следует…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...