• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

«Опять двойка!»: какие интересности скрывает триптих Федора Решетникова?

Картину «Опять двойка!» знают, вероятно, все. В советское время ее репродукции печатались в школьных учебниках, так что в памяти запечатлелось навсегда. Картина чрезвычайно растиражирована и всем знакома как типичнейший образец соцреализма. И это не одна картина, а три. То есть одна картина «Опять двойка» и еще две с тем же главным героем.

Ф. П. Решетников, «Опять двойка», фрагмент, 1952 г. Фото: добросовестное использование

Конечно, любое произведение следует рассматривать в контексте места и времени. И соцреализм не так прост, как может показаться. Иногда совсем не прост: тут и переклички с известными работами прошлого, и интересные намеки, символы, приметы времени.

«Опять двойка!»: какие интересности скрывает триптих Федора Решетникова?
Фото: добросовестное использование

Вот три картины, объединенные… не факт, что общим персонажем. Скорее общей моделью. Хотя бы потому, что главный герой самой первой работы — суворовец. Второй — видимо, обычный школьник. Но даже абстрагировавшись от этого… вы верите, что бравый суворовец и двоечник — один и тот же мальчишка? Вот в то, что герой «Двойки» и через два года («Переэкзаменовка», 1954 год) завалил экзамен, верится.

Мальчик, кстати (не персонаж, а модель) — сын звезды советского авангарда Густава Клуциса, одного из очень немногих художников, попавших под известные репрессии 1930-х.

Почему суворовца встречает дед? Это послевоенное время. Мать детей, скорее всего, на работе. А вот их отец присутствует — в правой части картины, на портрете, висящем на стене, в военной форме. Ниже портрета — репродукция картины «Богатыри».

Ф. П. Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 г.
Ф. П. Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 г.
Фото: добросовестное использование

Картина — не фотография, беспристрастно фиксирующая все, попадающее в кадр. Здесь каждый предмет для чего-то нужен. И образы защитников Родины как бы перекликаются между собой и с юным суворовцем — тоже ведь будущим защитником.

Картина написана в 1949 году. Какой год на ней изображен? Очевидно, послевоенный.

Новогодняя (бывшая Рождественская) елка официально возвращается в нашу страну в 1935 г., а Суворовские училища (бывшие Кадетские корпуса) — в 1943-м.

Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, Погибших от рук немецких оккупантов, организовать… девять суворовских военных училищ…

В училища, конечно, принимали детей из всех социальных слоев. Но по свидетельствам, большинство первых наборов составляли сыновья тех, кто погибли, защищая страну. Да и по возрасту дети явно родились перед самой войной. Это если действие происходит тогда же, когда картина написана, в 1949-м.

Ф. П. Решетников, «Опять двойка», 1952 г.
Ф. П. Решетников, «Опять двойка», 1952 г.
Фото: добросовестное использование

Вторая и третья картины составляют уже «серию с продолжением». Тут речь уже не о двойке, а скорее о двоечнике!

Все, наверное, в курсе, что в «Переэкзаменовке» на стене висит репродукция «Двойки», а возле дверного проема в «Опять двойка!» видна репродукция «Прибыл на каникулы».

Ф. П. Решетников, «Переэкзаменовка», 1954 г.
Ф. П. Решетников, «Переэкзаменовка», 1954 г.
Фото: добросовестное использование

Это подчеркивает связь всех трех работ, но не только. В «Опять двойке!» позади двоечника — пример того, каким надо быть, к чему стремиться. А в «Переэкзаменовке» это как бы намек: плохо учился — и вот результат! Теперь все гуляют, а ты учишь!

Решетников написал это, будучи уже зрелым и известным художником. Только известен он был как карикатурист и автор плакатов.

Ф. П. Решетников, «Прозаседавшиеся художники»
Ф. П. Решетников, «Прозаседавшиеся художники»
Фото: добросовестное использование
Ф. П. Решетников, «О. Ю. Шмидт на подступах к Северному полюсу», 1934 г.
Ф. П. Решетников, «О. Ю. Шмидт на подступах к Северному полюсу», 1934 г.
Фото: добросовестное использование

Хотя, конечно, и в реалистическом жанре Федор Павлович работал.

Ф. П. Решетников, «Сидящая женщина», 1946 г.
Ф. П. Решетников, «Сидящая женщина», 1946 г.
Фото: добросовестное использование

Но так получилось, что «Прибыл на каникулы» — первая его знаменитая станковая работа. Не просто знаменитая, а приобретшая всенародную известность.

Ф. П. Решетников, «Натюрморт с кувшином», 1944 г.
Ф. П. Решетников, «Натюрморт с кувшином», 1944 г.
Фото: добросовестное использование

Во-первых, за нее (на самом деле, за две картины — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы») автор получил Сталинскую премию.

Ф. П. Решетников, «Генералиссимус Советского Союза И.В.Сталин», 1948 г.
Ф. П. Решетников, «Генералиссимус Советского Союза И.В.Сталин», 1948 г.
Фото: добросовестное использование

Во-вторых, картина мгновенно становится невероятно популярной. Она попадает на открытки и становится чуть ли не самым тиражируемым произведением в стране. И ее присутствие на стене во второй картине этой серии — примета времени.

И то, что на второй картине она используется в качестве подложки для отрывного календаря, совсем неудивительно. Отрывной календарь, кстати, сам по себе штука интересная. Придумали его еще в конце XIX века.

Первый отрывной календарь на 1885 год выпустил в 1884 году книгоиздатель Иван Сытин. Вроде бы идею подал сам Лев Толстой, а к составлению и написанию текстов был привлечен писатель Николай Полушин. То есть, дело оказалось серьезным. Не просто календарь, а развлекательное и одновременно познавательное издание, на каждом листке которого печаталась информация о памятных датах, советы по хозяйству, анекдоты…

Уже в 1885 году дешевые и потому общедоступные календари Сытина вышли тиражом в 6 миллионов экземпляров. А ведь идею подхватили и другие издатели!

Примерно в то же время придумали и подложки для календарей с репродукциями популярных картин. И эти реалии перешли в советское время, разве что тематика изменилась. Кажется, мы отвлеклись, вернемся к теме…

«Опять двойка!» превзошла по популярности первую картину. Вообще-то, Федор Павлович собирался написать скорее поучительную работу об отличнике. И это естественно! Во «взрослых» сюжетах тоже как-то больше изображали ударников производства.

Он побывал на уроках. И обнаружил: школьники ярче огорчаются из-за неудач, нежели отличники радуются очередной «пятерке». Для них высокие оценки привычны. Что ж, всякий раз ликовать по этому поводу? Двоечники оказались куда эмоциональнее и интереснее для художника.

И вроде бы сюжет подсказал реальный случай: когда отличник растерялся и не смог ответить. Его-то эмоции и расстроенный вид и натолкнули Решетникова на идею всем нам известной картины.

Есть тут и перекличка с более ранними работами, которые Решетников, очевидно, знал.

Д. Е. Жуков, «Провалился», 1885 г.
Д. Е. Жуков, «Провалился», 1885 г.
Фото: общественное достояние

Но у него вышло куда выразительнее!

Возможно, перекликается «Опять двойка!» и с «Не ждали» И. Е. Репина…

И. Е. Репин, «Не ждали», 1888 г.
И. Е. Репин, «Не ждали», 1888 г.
Фото: добросовестное использование

Только не со всем известной 1888 года, а с вариантом, написанным пятью годами раньше.

И. Е. Репин, «Не ждали», 1883 г.
И. Е. Репин, «Не ждали», 1883 г.
Фото: общественное достояние

«Прибыл на каникулы» и «Опять двойка!» — самые известные работы Ф. Решетникова, его визитная карточка.

Однако есть у него и еще известные картины с персонажами-детьми.

Ф. П. Решетников, «Достали «языка», 1943 г.
Ф. П. Решетников, «Достали «языка», 1943 г.
Фото: добросовестное использование

И здесь Решетников обыгрывает сюжет своей же более ранней работы.

Время уже мирное, и проблемы другие.

Ф. П. Решетников, «Поймали нарушителя», 1950 г.
Ф. П. Решетников, «Поймали нарушителя», 1950 г.
Фото: добросовестное использование

А вот другой сюжет с прибывшим домой суворовцем…

Ф. П. Решетников, «На побывку». 1950 г.
Ф. П. Решетников, «На побывку». 1950 г.
Фото: добросовестное использование

И давайте вернемся к собственно нашему триптиху. Все-таки можно ли объединить три этих картины в рассказ с одним и тем же персонажем? Ну, а если сюжеты картин расположить немного в ином порядке? Вдруг автор вначале изобразил финал истории и лишь затем то, с чего все начиналось? Тогда эволюция вчерашнего двоечника в бравого суворовца выглядит вполне естественной.

Хотя, может, не стоит и пытаться искать в этой серии прекрасных работ то, чего там нет?

К. Саркисов, памятник, посвященный выпускникам Суворовских училищ, Сант-Петербург, 2013 г.
К. Саркисов, памятник, посвященный выпускникам Суворовских училищ, Сант-Петербург, 2013 г.
Фото: добросовестное использование
Статья опубликована в выпуске 18.09.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: