Подкаст
Юлиана Солнцева Профессионал

Русская матрёшка - национальный сувенир или детская игрушка?

Лицо этой чернобровой красавицы озаряется доброй улыбкой. Она одета в русский крестьянский наряд: красный сарафан, зеленую кофту, белый фартук, цветастый платок, а в руках держит черного петуха. Она — точеная деревянная игрушка, украшенная росписью. А зовут её Матрёшка.

Veniamin Kraskov , Shutterstock.com

Родилась она в Леонтьевском переулке, в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Первоначально это был только магазин детских книг, принадлежавший Анатолию Мамонтову, брату известного мецената. Позже при нем открылась и мастерская игрушек.

Игрушки там создавали народные мастера-умельцы. Сначала это были «этнографические» куклы, одетые в костюмы жителей разных регионов России. Одежки для этих кукол копировались по моделям музеев и гравюрам старинных книг. Такие куклы получили высочайшее одобрение Александра III, как «полезное для воспитания граждан начинание, рассказывающее о быте, жизни, культуре и фольклоре России», а в 1893 году и почетный диплом на Всемирной Чикагской выставке.

Поговаривают, что идея создания деревянной расписной куклы возникла под впечатлением какой-то японской игрушки, привезенной то ли с Дальнего Востока, то ли из Франции. Возможно, это была кукла исполняющего желания Дарумы. Загадывая желание, японцы рисуют этой кукле один глаз. Если желаемое сбудется, кукла вознаграждается вторым глазом, иначе на следующий год ее сжигают.

Или это была кукла Kокэси родом с острова Хонсю. Эту куклу японские мастера сделали в честь исцеления супруги военного правителя от бесплодия. Вскоре после посещения острова у знатной четы родилась дочь. А может, это был один из семи богов счастья — добродушный старичок Фукуродзю. Однако эти домыслы не подтверждены документально.

Как бы там ни было, Мамонтов поставил задачу умельцам создать новую деревянную куклу. В этом деле удача улыбнулась потомственному токарю Василию Звёздочкину. Как-то мастер увидел «подходящую чурку» и выточил ее по форме монашенки. Показал умельцам Белову и Коновалову. Они одобрили его идею и посоветовали ему добавить больше схожести с женской фигурой и сделать игрушку разъемной, наподобие пасхальных яиц.

Мамонтову новая игрушка понравилась, и он, вроде бы, попросил художника Сергея Васильевича Малютина, который в то время иллюстрировал книги его издательства, расписать новую игрушку. Художник изобразил ее чернобровой красавицей с петухом в руках. Я написала «вроде бы», потому что документов, подтверждающих причастность к этому Малютина, тоже нет.

Точная дата рождения первой матрёшки также неизвестна. Однако известно, что Василий Звёздочкин приехал из деревни Шубино Подольского уезда в Москву в 1898 году. А в апреле 1900 году на Парижской выставке матрешка получила бронзовую медаль. Следовательно, первую матрешку создали до апреля 1900 года, но не раньше 1898 года.

Вот такая загадочная история рождения этой знаменитой игрушки, ставшей символом русского народного искусства и национальным сувениром.

Но матрёшка — не только сувенир, изначально она создавалась для маленьких детей. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, ваш карапуз будет удивлен этим чудом. Она будет полезной и годовалым малышам, и детям постарше, развивая их мышление и логику, координацию движений и художественный вкус.

Обновлено 19.08.2014
Статья размещена на сайте 1.02.2008

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: