Идею о необходимости насилия по отношению к врагам активно развивали русские православные философы
Естественно, что обоснование законности противления злу силою всегда находилось в сфере внимания русского военного духовенства. Только за предвоенный 1913 год в 24 номерах «Вестника военного и морского духовенства» было опубликовано 37 статей, которые раскрывали различные аспекты этой проблемы. Диапазон подходов был очень широк — от богословского труда «Отношение христиан первых трех веков к военной службе» до эмоциональной статьи «Как должен христианин смотреть на войну?». Автор последней, рассматривая влияние войны на человека, писал: «Война выявляет не только темные стороны человеческой природы; война может пробуждать и все великое, благородное, дремлющее в народе». Вполне закономерно, что уже в первые дни войны РПЦ заявила об оправданности с православной точки зрения войны со стороны России.
В послереволюционный период публикации, посвященные православному учению о войне и применении насилия, появлялись только в эмигрантских изданиях.
Агрессия фашистской Германии против СССР побудила РПЦ вновь поднять проблему отношения к войне. Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) в обращении к пастве в первые дни войны говорил: «Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждою грабительства и порабощения. Но война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания, и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу». Обращаясь к воинам он восклицал: «Мы благословляем Ваш подвиг ратный и твердо веруем, что Господь сил — с вами в этой священной борьбе, что этому благородному порыву вашему Он подаст свою дивную помощь и силу».
За два первых военных года только Патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский) обратился с 23 посланиями, в которых подчеркивал, что всем верующим надо помнить «не о личных опасностях, а о священном долге перед Родиной и верой».
Не расходились со словами и практические дела РПЦ. В храмах шел сбор средств в фонд обороны, приходы брали шефство над госпиталями. В декабре 1942 г. верующие собрали средства на создание танковой колонны имени Дмитрия Донского. Патриарх Сергий так вспоминал об этом: «Наши танки, — думал я, — не Бог знает, какая это могла быть помощь нашему воинству, но это было наше благословение, это был знак того, что Церковь не оставляет воинов и на поле брани, что она их благословляет и готова участвовать с ними в самих боях».
Понимая, что войну выигрывают не только на полях сражений, РПЦ включилась в международную антифашистскую и миротворческую деятельность, которую продолжила и после войны. Но теперь на первый план выдвинулась борьба за предотвращение ядерной катастрофы. Концептуальное выражение этой позиции было представлено в Послании Синода РПЦ «О войне и мире в ядерный век», принятом в 1986 г. В нем говорилось, что «вопрос о войне и мире в ядерный век есть вопрос жизни и смерти для всех», поэтому РПЦ вынуждена переосмыслить свои воззрения по этому вопросу. Признавая по-прежнему, что «война всегда есть насилие, но иногда насилие вынужденное, направленное на пресечение зла, справедливое», РПЦ делает вывод, что к ядерной войне «не может быть применено понятие справедливости».
В то же время в Послании развивается христианская концепция справедливой войны без применения оружия массового поражения, которая должна опираться на следующие принципы:
1. Любовь к своим ближним, к своему народу и отечеству.
2. Понимание нужд других народов.
3. Убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами.
На рубеже веков РПЦ снова обратилась к проблемам войны. В принятых в 2000 г. «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» им посвящен специальный раздел «Война и мир». Здесь получили развитие идеи Послания «О войне и мире в ядерный век». Отдельные положения Послания, например, о принципах, определяющих нравственные границы справедливой войны, вошли в новый документ без изменений.
Признавая войну злом, «Церковь, — как говорится в документе, — все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством».
В документе излагается мнение РПЦ на то, при каких условиях война допустима: «войну следует объявлять ради восстановления справедливости; войну имеет право объявить только законная власть; право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше; война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации; войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей; планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны; во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок».
В наше время РПЦ стоит на позициях, обоснованных столетия назад: «Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было».
А почему сам христианский бог без колебаний прибег к геноциду, когда ему понадобилось народ евреев из египта освободить?
://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_казней_египетских
Почему Моисей в ветхом завете завещает соратникам геноцид местного населения в Земле Обетованной: "порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; 16всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;"
://days.pravoslavie.ru/Bible/B_wtor13.htm
0 Ответить
Кста вот мне непонятно
почему убивать и есть коров, свиней, кур и т.д.,
пить кровь невинноубиенных помидоров - можно,
а подобного обращения с хомо якобы сапиенсами
не одобряет якобы никто? ну, т.е. не едят то уже давненько,
разве что где-нибудь в глубинках, в неиспорченных цивилизацией местностях,
а пришибить пару-тройку сотен тысяч в какой-либо войнушке - святое дело, и
теоретики победившей стороны особо непонятливым это дело быстренько
растолкуют.
А вообще, чья-то жизнь есть чья-то смерть.. иного
нам благоразумная мать природа не предоставляет.
зы
теме этой как бездне звед полной нет конца, и дна, и числа.. нерешаемое
уравнение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Потому что Бог сказал можите есть и пить что хотите, только себе побных не ешьте, может не так сказал, но смысл тот же. А вообще так тебе скажу, ты сам то подумал что сказал, есть себе подобных этож где виданнол, хотя в в ойну было и можно даже вспомнить яапонского генерала, у которого все были сыты всегда. Да вооще мерзость. А поп оводу пришибить дело это не святое, а святое дело против зла бороться, а не пришибить пару-тройку сотен тысяч в какой-либо войнушке [I/] или договаривай до концачтобы тебя понимали. по поводу уравнения, дай трёх летнему ребёнку задачку какуюнибудь которую он не не знает так для него и будет она как бездна не решаема. для того чтоб решить её нужно в голове держать как минимум все войны и то почему они начались, а как максимум и лучше всего, знать всю историю человвечества в малейших подробностях, вплоть до того кто где сходил пописать, и что с тем местом стало.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Коллеги, спасибо за интерес к статье. Не ожидал, что она вызовет такую дискуссию.
0 Ответить
Кажется, Задорнов говорил: "Только в России ядерные ракеты освящены православной церковью".
0 Ответить
Да, в России всегда любили и умели посмеяться добродушно над собой,
а вот англосаксы со своим "тонким" юмором давно напрашиваются на кару господню, -
--- вспомните, как фашисты, ой.. американцы бомбили православные храмы в Югославии - на крылатых ракетах писали - "счастливого Рождества" (или тогда Пасха была, не помню, не так важно)..
--- это у них двойные стандарты, религией насилие запрещено, а когда хочется прибрать к рукам чужое, то всегда найдется какое-нибудь "веское основание" (которое впоследствии окажеться сфабрикованным).
0 Ответить
Вот по-этому я и называю эту тему гнилой. Потому что, сразу, как в детском саду, начинается "а у них...". У нас - разведчики, у них - шпионы. И не будем вспоминать, что на наших снарядах писали во время ВОВ. Про Югославию лучше не вспоминать. Лично мне - стыдно, не надо было обещать, на худой конец - как-нибудь, как умеют политики, извернуться от обещаний. А так на нас до последнего надеялись.
И у нас - когда прибрать к рукам хочется - и детские сады приватизируют, и детские площадки... Тоже - война, только без применения огнестрельного оружия. И потом они, наши, с экранов добробушно посмеиваются.... над нами.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
На ракетах писали, не отрицаю, но напали не мы первые, хотя верно было сказано что Сталин тоже что то готовил, все хороши, про югославию стыдно, да, но везде свои нюансы, а то что и унас война без оружия идёт, так я писпл с чем бороться надо на самом деле.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так оно, нечего сказать. Все войны начинаются по причине жажды власти, коварства, жадности до чужёго. И у наверно у всех у них "веское основание" (которое впоследствии окажеться сфабрикованным).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати-
http://www.segodnya.ua/video/459169.html
и комментарии....
Оценка статьи: 4
0 Ответить
хитрыми и умными "хозяевами" сказано:
- если ударили по левой щеке, подставь под удар правую!",-
так удобнее управлять рабами.
вот кто сказал, тот пусть и следует этому своему правилу,
-----
а РПЦ разгядели здесь угрозу свободе личности и государства, и чуточку подправили такую ма-а-ленькую "оговорку",
и правильно сделали, иначе от России давно уже ничего не осталось бы...
-------
добро должно быть с кулаками !!! и уметь постоять за себя,
так держать, Россия!
0 Ответить
добро должно быть с кулаками !!! и уметь постоять за себя,
так держать, Россия!
Вот это мне нравится, я за.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Во-первых - такой двуличностью РПЦ, да и любое христианство, себя окончательно дескредитировало - это к основной теме.
Во-вторых - кто сказал, что кулаки не нужны? Порой очень даже нужны.
В-третьих - кто берет на себя смелость сказать - что добро, а что- зло. Вырожденные случаи, как в американских фильмах (все дружно против наркотиков!!!) не рассматриваем.
В общем, по-моему, гнилая тема. Даже оценки ставить не хочу.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А вообще - я не прав, в статье вопрос поставлен, приведены противоречия. Тема гнилая, но за работу - моя 4.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
То что вы говорите что тема гнилая это от того что не допонимаете всей сути, да конечно нет того человека которы скажет вот это зло а вот это добро, это абсолютно хорошо, а это абсолютно плохо, важен сам факт что человечество должно задуматься, а правильно ли я делаю, или может что то не так, и вообще все беди из-за отсутствия полног вщзаимопонимания, иногда спорим и саими не знаем о чём спорим и доходим до драки а ведь если разобраться то нет точки соприкосновения, чего лица бить то. И вот ещё что если хочешь изменить мир нични ссебя, и еслиб это сделал каждый, мир бы изменился, и поверте это так, и это не утопия а реальность просто человечество не готово это осознать, что можно просто остановиться и сказать хватит нет, не наслию, нет смерти, а откуда оно идёт не задумывались, я думаю задумывались. Проследите историю, да почти все войны начинались из-за гордыни, ненависти, лжы, зависти, жадности, предательства. потом своё брал гнев. ВОТ ВОТгордыни, ненависти, лжы, зависти, жадности, предательства) НАШИ ВРАГИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ВОТ ОТ КОГО НАДО ИЗБАВЛЯТЬСЯ А НЕ УБИВАТЬ СЕБЕ ПОДОБНЫХ И НЕ НАДО ГОВОРИЬ ЧТО ЖИЬ СКУШНО, БУДЕТ, ЖИТЬ СКУШНО НЕ БУДЕ, НЕТ, ЖИТЬ БУДЕТ ВЕСЕЛО. Надо возвысит мораль и осознать себя не как единицу а как часть общества и как ту часть от которой зависит его благополуцие, и я верю, я верю, я верю вто что всё возможно яверю что человечество может изменитьб то что написано что многие подут в ад а заете почему вотому что нет судьбы а всё что предначертано сбудиться лишь потому что мы не приложили достаточно усилий что бы это изменить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это полный пипец !!!! Значит- воевать нельзя, но если НАМ нужно - то можно!!!. Если посчитаем, что справедливо (а кто конкретно посчитает - фамилию этого агхимадрида сюда) - то не просто можно, но и должно. И будем защищиться ( и восстанавливать справедливость) так, чтоб в Европе не осталось ни одного буржуя - из довоенной точки зрения. И воевать - обычным оружием, но не дай бог - ОМП, но если, таки справедливость потребует , то, во имя Христа........
Никакая религия не может запретить воины - иначе она бы давно исчезла вместе со своими почитателями. Этот тезис - для своего обеливания и привлечения новых последователей.
А что такое война: кровная месть - война? (только не посылайте меня на википедию).
P.S. А не бес ли так все трактовки сделал, чтоб потом их как угодно во имя выгоды (???) можно было под себя подлаживать???
Оценка статьи: 4
0 Ответить
+5. А почему участились послания, связанные с темой войны? Положение в мире? Опасность трансформации множественных локальных конфликтов в мировую войну?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
При этом Русская православная церковь (РПЦ) опирается на то, что в Библии нет прямого запрета употреблять насилие в земной жизни
Слегка передернуто. Статья - об убийствах, а цитируемый пассаж - о насилии. Меж тем насилие, стремление силой добиться чего-либо от человека или человечества - это основа социума
Одна из десяти заповедей - разве не пример прямого запрета?
Вообще, разумнее, на мой взгляд, было идти не от установлений именно РПЦ, а от записанного в Библии.
Библия же убийство запрещает - заповедью (очень так конкретно: "Не убий!"), но прецедентами отличает от несчастного, например, случая, от решения суда, от войны, от самозащиты.
0 Ответить
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом, ...время убивать, и время врачевать" - это тоже Библия /Екклесиаст. 3.1-8/. А "не убий" - это к убийству ради выгоды, по злобе и т.п. Так во всяком случае считает церковь.
Бог, по Библии, неоднократно практиковал очень жестокие убийства. Например, Содом, где погибли не только невинные младенцы, но и вся живнось.
0 Ответить
Там ведь не написано - "не убий ради выгоды".
Заповеди вручены лично Моисею лично Богом. Екклезиаст - да, часть священной Книги, но - проповедь, основанная на толковании
Вообще, о чем спорим. "Не убий" - четкое, конкретное указание.
Содом - это Божий суд и Божье наказание. Это не может осуждаться, поскольку не подлежит Божья воля обсуждению и осуждению человечьему.
А вот людские дела - то же избиение младенцев - осуждаются. Богом и людьми.
0 Ответить
Вы правы, Божью волю обсуждать не стоит.
А в статье изложена официальная точка зрения РПЦ, обоснованная в ее документах, где речь идет об убийстве для защиты и на войне. Убийство, как таковое, церковь конечно не поощряет.
0 Ответить
Православная церковь всегда была со своим народом. Поэтому не надо удивляться, что она считает допустимыми (но не оправдывает!) насилие и убийство для защиты себя и своих близких, других людей, а также в отношении врага во время военных действий.
Не по злобе, а защиты ради!
Народ и страна могут считаться великими, только если они умеют себя защищать!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо. Именно это я и старался показать.
0 Ответить