• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Вспомним народные игры? Ловилки-догонялки, например

Весна пришла, ой, пришла красна… Почему бы и не побегать-попрыгать? Наши далекие, но в свое время молодые и резвые предки очень даже любили погулять, да и только ли повеселиться?!

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Горелки
Эта игра на реакцию является, можно сказать, «классикой жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.

Глянь на небо —
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!!!

Другой вариант:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

Мороз — Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Водящий, т. е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз — Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

У медведя во бору

Водящий — «Медведь» усаживается на краю игровой площадки, в «лесной берлоге». Остальные участники становятся за чертой, обозначающий их «дом». Переступив границу «дома», они направляются «в лес», имитируя собирание грибов и ягод и приговаривая:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

Вариант, при котором «Медведь» во время речетатива изображает сон:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь все спит
И на нас не глядит.

Тут же «Медведь» с рычанием выбегает из берлоги, а «грибники» спасаются от него, убегая в «дом». Тот, кого удалось поймать, становится водящим.

Гуси

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки — «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:

 — Гуси, гуси!
 — Га-га-га!
 — Есть хотите?
 — Да-да-да!
 — Так летите же домой!
 — Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
 — Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Яша

Эта игра — самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б. А. Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).

Водящий — Яша (т.е. Ящер — хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:*

Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные…

После этого происходит диалог:**

 — Чего Яша хочет?
 — Жаниться хочу.
 — Бери себе девка,
Котораю хочешь.

Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня — тот становится водящим.

В какие из этих игр вы сами играли? А дети ваши знают их?
______________________________________

* Глаголы в этом тексте произносятся с ударением на первый слог.

** В описываемом диалоге сохранены речевые особенности архаичного варианта игры: «жаниться», «девка» (не «девку»), «котораю».

Статья опубликована в выпуске 6.05.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: