Этот переход некой метафизической границы способен коренным образом трансформировать человека, его психику. Некоторые философы относят к трансгрессивному опыту мистическое озарение, откровение, посредством которого человек встречается с абсолютом. Трансгрессивным переходом также считается смерть. Трансгрессия зачастую связана с состояниями измененного сознания (под влиянием наркотических средств или глубоких медитаций), а также нередко граничит с безумием.
Надо сказать, что современная литература, а именно такое распространенное ее направление, как постмодернизм, питает определенный интерес к изучению пограничных состояний. Трансгрессивная литература описывает различные психоделические опыты, измененные состояния сознания, жесткое ломание героями норм и стереотипов общества, нарушение социальных табу. Потому для такой литературы характерны темы наркотиков, нетрадиционного секса, болезненных взаимоотношений и психических извращений. Герои впадают в предельную рефлексию, подвергают свое сознание невероятнейшим опытам и совершают нарочито нелогичные поступки. Таким образом, очерчиваются и затем ломаются, стираюстся существующие границы между разрешенным и запрещенным, реальностью и безумием, плохим и хорошим.
В подобной литературе вы не найдете положительных или сугубо отрицательных героев — писатель не берет на себя ответственность учить читателя жить. Он порой сам не знает, что же такое хорошо, а что плохо, и на примере своих героев пытается показать читателю глобальную относительность любых оценок и установок. Конечно же, трансгрессивная литература не лишена эпатажности. В этом направлении пишут такие авторы, как Сорокин, Мамлеев и частично Пелевин, а на западе огромными тиражами расходятся книги Ч. Паланика, И. Уэлша, Р. Хелла,
Началом популярности трансгрессивной литературы считается 1991 год, когда вышла в свет книга Дугласа Коупленда «Поколение Икс» — о молодежи 60−70 годов. Книга отличается эклектичностью стиля и необычностью композиции. К трансгрессивной литературе также относят книги У. Берроуза («Голый завтрак», «Джанки»). Термин «трансгрессивная литература» часто упоминается в контексте контр-культуры.
Нередко такую литературу называют термином «трэш-литература», обозначающим «мусор», «чернуху», то есть все то негативное, что мешает нам жить. Однако, по моему мнению, трансгрессивная литература отличается от трэша тем, что неприятные подробности и внешняя грязь не являются основной темой для описания, самоцелью, а лишь служат отправной точкой или силой, побуждающей человека действовать наперекор себе и обществу.
Нужно сказать, что темы и проблемы, затрагиваемые трансгрессивной литературой, не новы: о попытке перейти границу между дозволенным и недозволенным уже размышлял в «Преступлении и наказании» великий русский писатель
Корни появления подобной философии уходят в т.н. «кризис западного рационализма». Человек со временем перестал верить в устоявшуюся картину мира, навязанную традиционной наукой и обществом, его терзают глобальные, неразрешимые вопросы. Некоторые упрячутся от подобных размышлений в бытовых делах, уделяя все время карьере, семье или же развлечениям. Другие же, подобно героям Паланика, Коупленда, Хелла, ни в чем не могут найти иллюзорного удовлетворения и терзаются неразрешимыми вопросами бытия по-своему: экспериментируя над своей и чужой психикой, ломая привычное окружение и устоявшиеся стереотипы.
Их можно назвать циничными, можно несчастными, можно подвергнуть презрению или пожалеть, но все они так или иначе мученики, без конца срывающие корки с внутренних нарывов, уродующие себя, свою жизнь и жизнь окружающих с одной лишь неосознанной целью — дойти до конца, туда, где душевное страдание переходит в просветление, где распад личности дает шанс на озарение.
Поиску новых смыслов также посвящены многие книги Сорокина. Герои таких произведений, как «Лед», «Путь Бро» целенаправленно ищут близких по духу людей с целью возвращения к мистическим первоистокам. Тексты Сорокина во многом эпатажны, порой их сложно или даже неприятно читать из-за шокирующих эпизодов и подробностей, в них зачастую используется ненормативная лексика.
Можно долго спорить о том, какой эффект производит подобная литература на неокрепшие мозги читателей, но, во всяком случае, не худший, нежели распространенные ныне формы массовой культуры типа низкопробных боевиков и пошлых реалити-шоу.
Вообще, для чтения трансгрессивной литературы нужно быть достаточно подготовленным. Не рекомендуется читать подобную литературу лицам младше 16-ти и особо впечатлительным людям. Ну, а если вам уже попалась в руки такая книжка, то относитесь ко всему максимально отстраненно и философски.
Написано очень ясно, учитывая, насколько сложна тема - это большой плюс, за этой ясностью и простотой скрывается труд автора. А что касается примеров, само предупреждение, что детям до 16 лучше с этим жанром не знакомиться, уже показательный пример.
Возможно, если бы в статье были конкретные примеры, цитаты из романов, они шокировали бы тех, кто незнаком напрямую с жанром.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Такая литературоведческая скороговорка, тема интересная, но сделано скучно. Тут интереснее.
0 Ответить
ну мне до Ильи Кормильцева еще очень далеко я пока и не претендую
да, каюсь, не смогла вырваться из привычного русла академического изложения. вначале статья вообще пестрила малопонятными терминами. терминов удалось избежать, а скучность вот осталась.
учту Ваши замечания в дальнейшем;)
0 Ответить
Может, стоило бы, обозначив тему, раскрыв понятие, вот эту самою скороговорку убрать - иллюстрировать явление на немногих частных явлениях...
0 Ответить
возможно...
0 Ответить