Валентина Пономарева Грандмастер

Что за музыка у Вангелиса?

Говорят, что музыка этого композитора — на любителя. А какая — не на любителя? Да, более всего он известен саундтреками… но какими! Не зря его имя, точнее, творческий псевдоним, известно всему миру (а настоящее — по-гречески величественно: Эвангелос Одиссей Папатанассиу — Evangelos Odyssey Papathanassiou).

Знатоки не зря шутят, что он напрасно в качестве псевдонима использовал сокращенную форму первого имени, т.к. второе, Одиссей, было бы как нельзя более кстати. Дело в том, что Вангелис — большой любитель странствий по музыкальным жанрам. И не только к фильмам сочиняет музыку. Так, вместе с Уэйном Иглингом работал над балетными постановками, писал репертуар для Монсеррат Кабалье. Несколько лет назад в афинском храме Зевса представил свою хоровую симфонию «Mythodea».

Для меня так Вангелис — гимновый композитор, это чисто субъективное восприятие, не претендующее на оценку… Но практически каждое его произведение может стать гимном, что прекрасно демонстрируется в знаменитом альбоме «Voicis», в «антарктических» композициях и т. д. Это, видимо, связано с тем, что, как отмечают музыкальные критики, в любой самой простенькой песенке Вангелис умудряется преподнести величественный симфонизм и особую, неповторимую чистоту и прозрачность звучания.

Музыкальный талант был обнаружен у Эвангелоса Папатанассиу в раннем детстве: ему было 4 года, когда сочинил первую композицию для фортепьяно. А в 6 лет уже дал свой первый сольный концерт, на котором исполнял собственные сочинения. Но затем категорически отказался учиться музыке! Он писал ее, не зная нот…

После школы юноша увлёкся битломанией, организовал с несколькими сверстниками группу Formynx, которая вскоре стала очень популярной в Греции. Потом уехал в Париж с друзьями Демисом Руссосом и Лукасом Сидерасом (1968), где они создали другую группу — «Дитя Афродиты», причём не просто так, а в знак протеста против фашистского путча «чёрных полковников» на своей родине. И между прочим, в это время Вангелис учился в Сорбонне.

В 1971 году группа записала альбом — электронную ораторию «666 — Apocalypse of John», после чего распалась. И хотя повсеместно утверждается, что причиной этого не была ссора или финансовые неувязки, на самом деле размолвка всё же была. Впрочем, она не помешала дальнейшим приятельским отношениям бывших друзей, так что и говорить об её сути не стоит.

Необязательно останавливаться подробно и на всей дискографии композитора, разве что стоит упомянуть его сотворчество с Джоном Андерсоном, вокалистом «Yes». Так, их совместный альбом «Рай и ад» (технорок, замешанный на классике) — это выдающаяся музыка, вне всякого сомнения. Вангелис исполнял там все музыкальные партии, от фортепианной до ударных, а Д. Андерсон вёл вокальную.

Это событием подследовало после того, как в 1975 году Вангелис подписал контракт с компанией RCA и основал собственную студию звукозаписи «Nemo Studios». А после выхода в 1981-м фильма «Огненные колесницы» он получает вместе с новой славой и «Оскара».

Но наконец наступает время, когда музыкант после 20-летних странствований по миру возвращается в Грецию, где живёт и поныне. Он сочиняет музыку для самых знаменательных празднеств в стране, в том числе, для открытия Олимпиады в Афинах. И при всём при том умудряется «не мелькать» на публике, не пускать досужих журналистов в свою личную жизнь, заявляя: «Всё, что я пытаюсь сделать — это позволить людям узнать, что я думаю, через мою музыку».

Впрочем, и тут есть некая сложность, так как Вангелис исключительно строг в подходе к собственным произведениям и далеко не все из них позволяет записывать на диски. Для примера: даже знаменитейший саундтрек к фильму Р. Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» с трудом «пробился» сквозь авторскую цензуру на запись через восемь лет после выхода кинокартины на экран.

Вангелис — величайший маэстро страны эллинов, музыка его звучит на всей земле, и даже те, кому не известно это имя, несомненно слышали её, так как мелодии из кинофильмов моментально разносятся по теле- и радиоэфиру. Но сколько бы ни говорилось об его творчестве, никакие рассказы не сравнятся со звучанием творений. Так что остаётся только назвать хотя бы пару-тройку адресов, где их можно послушать. Вот они: здесь.

Обновлено 22.02.2018
Статья размещена на сайте 2.06.2008

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: