Иван Пазий Мастер

Почему ханы Золотой Орды не стали менять власть на Руси?

Тема влияния монголо-татарского ига на российскую историю всегда привлекала внимание не только историков, но и литераторов, и философов. В некоторые периоды истории интерес к ней вспыхивал с новой силой.

Самый главный вопрос, по поводу которого больше всего разногласий, — это вопрос о том, сложилась ли деспотическая власть под влиянием монголо-татар, или в нашей истории изначально была склонность к такой форме управления. А поэтому интересно выяснить ответ на более частный вопрос: почему монголы оставили ту же вертикаль власти, что была и до них.

В 1243 году по приглашению хана в Сарай, столицу Золотой Орды, основанную ханом Батыем в низовьях Волги (ныне Астраханская область), прибыл Ярослав, ставший по старшинству великим князем после смерти брата Юрия Владимирского в сече на реке Сить.

В той битве в 1238 году Бурундай, монгольский тумен, или темник (предводитель 10000-тысячного войска, называемого русскими «тьмой»), прославленный опытный полководец Чингиз-хана, окружил и почти поголовно истребил русские войска. Битва закрепила поражение Северо-Восточной Руси.

Батый признал Ярослава великим князем всей, а не только Владимиро-Суздальской Руси.

Это заставило поторопиться других русских князей: в 1245 году в Орду приехали подтверждать свои утраченные права великие князья Даниил Галицкий и Михаил Черниговский.

Они спорили из-за земель до и после Батыева погрома, продолжали соперничать и в Орде. Например, князь Михаил, по одной версии, отказался соблюдать установленный ритуал приёма у хана, а по другой версии, не выполнил языческий обряд причащения огнём; за это его и боярина Федора зверски убили. Обходительный Даниил делал, что прикажут, и понравился Батыю. «Ты уже наш татарин», — якобы сказал хан и дал ему разрешение-ярлык на Галицко-Волынское великое княжение.

Немногие князья погибли, подобно причисленному к лику святых Михаилу. Некоторые, не осмелившись выступить против самого хана, впоследствии бились с татарскими грабительскими отрядами и честно сложили головы в бою.

Но большинство сочло, что стыд глаза не выест, что плетью обуха не перешибешь. Многие сообразили, что вся тяжесть дани ляжет на чернь, и обрадовались защите от воли бояр и народа, от удачи соперников, покушений соседей-иноплеменников. Ведь хан Золотой Орды прекрасно заменял для князей высшую государственную власть, утраченную с раздробленностью. Довольно было признать его царем, чтобы не стыдиться именовать себя холопом и ползать на коленях.

Признавая свое княжение собственностью царя татарского, князь получал ее обратно как наследственное владение вместе с обязанностью служить и правом на покровительство со стороны хозяина. Никто не мог отнять у него княжения, кроме самого царя. Когда княжеские столы наследовались правильно и мирно, ханы не меняли обычного порядка перехода власти от брата к брату или от отца к сыну. Обычно лишь при распрях и смуте, получая просьбы о суде и помощи, царь решал проблемы по своему произволу и карал строптивых.

Батый не внес существенных изменений в государственное устройство Руси именно потому, что хорошо познакомился с ним и не видел в нем ни малейшей опасности для власти Золотой Орды.

Очень быстро ханы усвоили и значение церкви, утвердив ее особую роль в системе власти на Руси. Сами они со временем приняли и распространили в своих владениях ислам, однако сохранили исконно присущую язычникам терпимость и уважение к иным религиям с их жречеством или духовенством. Уже в 1261 году была основана русская православная епископия в Сарай-Бату (Сарае).

Пастырь православной епископии был настолько близок к хану, что не покидал его двор даже во время кочевок. Русский митрополит со всеми церковными людьми был освобожден от всех даней и повинностей в пользу татар. Ханские ярлыки-договоры строго защищали земли, имущество и права духовенства, признавшего, что царская власть — от Бога.

Обновлено 7.08.2017
Статья размещена на сайте 25.06.2008

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья могла быть длиннее.

    Как на Вас пока ещё не посыпались камни от православных?

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Давая "власть" местным князьям, монголы всё озлобление против власти направляли против этих князей, а не против себя. Опять параллель - люди у нас недовольны губернаторами (местной властью), а главный небожитель в Москве вне зоны критики.

    • Ну почему же? Многие захваченные народы "понравились" монголам. Вассалитет с раздачей ярлыков широко практиковался ими. Первыми были уйгуры, которым за лояльность, в частности - военную помощь, Чингисхан оставил их владения. Да еще и уйгурскому князю дочь в жены отдал.
      Что касается Руси, то она не была достаточно привлекательна, чтобы делать ее своими личными владениями, как с точки зрения ландшафта и климата, так и с точки зрения цивилизованности. Хубилай сделал своими владениями Китай, Хулагу - Персию. Бату предпочел свою столицу построить с нуля, в чем и преуспел.

  • Тема интересная, но над статьей стоит еще поработать.
    Русских князей ханы никогда не склоняли к перемене веры или отречению от нее. Даже тех, кто долго жил в ставке хана и женился на ханских родственницах.
    Опираться в статье на историческую тему на "Житие святых" не стоит. По мнению многих историков, князь погиб из-за отказа соблюдать какой-то ритуал, никак не связанный с пренебрежением к православию или унижением княжеской чести.
    Кстати, в Орде было много христиан несторианцев.
    Ислам был принят в Орде значительно позже описываемых вами событий.
    В последнее время появилось много серьезных публикаций по проблемам взаимоотношений Руси и Орды, князей и ханов. Например, в серии книг "Тайны земли русской".

  • Вполне адекватный дайджест.

    зы
    Вкратце и для взрослых - политическая и иная проституция среди власть имущих всегда была популярна.

    Оценка статьи: 4

  • Михаил заслужил уважение хана, назвавшего его великим человеком за то, что князь отказался поступиться верою; за это Михаила и боярина Федора зверски убили.
    Вы сами поняли, что написали?
    Не надо пересказывать сказки. Тема серьёзная и в статью не уместится.

    Оценка статьи: 2

    • Михаил заслужил уважение хана, назвавшего его великим человеком за то, что князь отказался поступиться верою; за это Михаила и боярина Федора зверски убили.
      Вы сами поняли, что написали?


      Отойди девочка.. тут сугубо мужской разговор.
      зы
      Иногда и враг может внушать уважение. Кста, из детских драк - большинство битых мною сопаток были омерзительны, а некоторые вызывали искреннюю симпатию.. кста, что такое стыд, совесть и раскаяние я узнал именно благодаря им.

      Не надо пересказывать сказки

      Соглашусь, очень упрощенно изложено. Однако для непереваривающих науку Историю вполне сканает, и кое-что возможно даже и запомнится.

      Оценка статьи: 4