Иван Пазий Мастер

Почему ханы Золотой Орды не стали менять власть на Руси?

Тема влияния монголо-татарского ига на российскую историю всегда привлекала внимание не только историков, но и литераторов, и философов. В некоторые периоды истории интерес к ней вспыхивал с новой силой.

Самый главный вопрос, по поводу которого больше всего разногласий, — это вопрос о том, сложилась ли деспотическая власть под влиянием монголо-татар, или в нашей истории изначально была склонность к такой форме управления. А поэтому интересно выяснить ответ на более частный вопрос: почему монголы оставили ту же вертикаль власти, что была и до них.

В 1243 году по приглашению хана в Сарай, столицу Золотой Орды, основанную ханом Батыем в низовьях Волги (ныне Астраханская область), прибыл Ярослав, ставший по старшинству великим князем после смерти брата Юрия Владимирского в сече на реке Сить.

В той битве в 1238 году Бурундай, монгольский тумен, или темник (предводитель 10000-тысячного войска, называемого русскими «тьмой»), прославленный опытный полководец Чингиз-хана, окружил и почти поголовно истребил русские войска. Битва закрепила поражение Северо-Восточной Руси.

Батый признал Ярослава великим князем всей, а не только Владимиро-Суздальской Руси.

Это заставило поторопиться других русских князей: в 1245 году в Орду приехали подтверждать свои утраченные права великие князья Даниил Галицкий и Михаил Черниговский.

Они спорили из-за земель до и после Батыева погрома, продолжали соперничать и в Орде. Например, князь Михаил, по одной версии, отказался соблюдать установленный ритуал приёма у хана, а по другой версии, не выполнил языческий обряд причащения огнём; за это его и боярина Федора зверски убили. Обходительный Даниил делал, что прикажут, и понравился Батыю. «Ты уже наш татарин», — якобы сказал хан и дал ему разрешение-ярлык на Галицко-Волынское великое княжение.

Немногие князья погибли, подобно причисленному к лику святых Михаилу. Некоторые, не осмелившись выступить против самого хана, впоследствии бились с татарскими грабительскими отрядами и честно сложили головы в бою.

Но большинство сочло, что стыд глаза не выест, что плетью обуха не перешибешь. Многие сообразили, что вся тяжесть дани ляжет на чернь, и обрадовались защите от воли бояр и народа, от удачи соперников, покушений соседей-иноплеменников. Ведь хан Золотой Орды прекрасно заменял для князей высшую государственную власть, утраченную с раздробленностью. Довольно было признать его царем, чтобы не стыдиться именовать себя холопом и ползать на коленях.

Признавая свое княжение собственностью царя татарского, князь получал ее обратно как наследственное владение вместе с обязанностью служить и правом на покровительство со стороны хозяина. Никто не мог отнять у него княжения, кроме самого царя. Когда княжеские столы наследовались правильно и мирно, ханы не меняли обычного порядка перехода власти от брата к брату или от отца к сыну. Обычно лишь при распрях и смуте, получая просьбы о суде и помощи, царь решал проблемы по своему произволу и карал строптивых.

Батый не внес существенных изменений в государственное устройство Руси именно потому, что хорошо познакомился с ним и не видел в нем ни малейшей опасности для власти Золотой Орды.

Очень быстро ханы усвоили и значение церкви, утвердив ее особую роль в системе власти на Руси. Сами они со временем приняли и распространили в своих владениях ислам, однако сохранили исконно присущую язычникам терпимость и уважение к иным религиям с их жречеством или духовенством. Уже в 1261 году была основана русская православная епископия в Сарай-Бату (Сарае).

Пастырь православной епископии был настолько близок к хану, что не покидал его двор даже во время кочевок. Русский митрополит со всеми церковными людьми был освобожден от всех даней и повинностей в пользу татар. Ханские ярлыки-договоры строго защищали земли, имущество и права духовенства, признавшего, что царская власть — от Бога.

Обновлено 7.08.2017
Статья размещена на сайте 25.06.2008

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья могла быть длиннее.

    Как на Вас пока ещё не посыпались камни от православных?

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Варенов Читатель 30 июля 2008 в 08:08 отредактирован 21 мая 2018 в 18:59

    И все таки, Вы не ответили на главный вопрос. Почему же ханы Золотой Орды не стали менять власть на Руси? Писать, что мы понравились Батыю, все равно что ничего не написать. Почему, например, китайцы не понравились или другие захваченные ими народы.

    • Давая "власть" местным князьям, монголы всё озлобление против власти направляли против этих князей, а не против себя. Опять параллель - люди у нас недовольны губернаторами (местной властью), а главный небожитель в Москве вне зоны критики.

    • Народ, у которого остается видимость государственности, проще очень долго держать в повиновении. Как сейчас у нас - видимость демократии, и многие довольны.

    • Ну почему же? Многие захваченные народы "понравились" монголам. Вассалитет с раздачей ярлыков широко практиковался ими. Первыми были уйгуры, которым за лояльность, в частности - военную помощь, Чингисхан оставил их владения. Да еще и уйгурскому князю дочь в жены отдал.
      Что касается Руси, то она не была достаточно привлекательна, чтобы делать ее своими личными владениями, как с точки зрения ландшафта и климата, так и с точки зрения цивилизованности. Хубилай сделал своими владениями Китай, Хулагу - Персию. Бату предпочел свою столицу построить с нуля, в чем и преуспел.

  • Тема интересная, но над статьей стоит еще поработать.
    Русских князей ханы никогда не склоняли к перемене веры или отречению от нее. Даже тех, кто долго жил в ставке хана и женился на ханских родственницах.
    Опираться в статье на историческую тему на "Житие святых" не стоит. По мнению многих историков, князь погиб из-за отказа соблюдать какой-то ритуал, никак не связанный с пренебрежением к православию или унижением княжеской чести.
    Кстати, в Орде было много христиан несторианцев.
    Ислам был принят в Орде значительно позже описываемых вами событий.
    В последнее время появилось много серьезных публикаций по проблемам взаимоотношений Руси и Орды, князей и ханов. Например, в серии книг "Тайны земли русской".

    • Тема эта обширнейшая и сейчас актуальная. Я дал, конечно, поверхностный срез для неискушенного историей читателя.

      • ИскУшайте, да искушАйте. В теме здесь многие, только советов нужно много, легче свою статью написать. Но зачем? Тут историков много, пусть их и пользуют.

        Оценка статьи: 2

  • Вполне адекватный дайджест.

    зы
    Вкратце и для взрослых - политическая и иная проституция среди власть имущих всегда была популярна.

    Оценка статьи: 4

    • Если учесть, что всё было не так, но на это плевать а пересказ фантазий радует слух и навевает воспоминания шаловливого детства -то это Ваш частный случай, радует отсуствием по крайней мере личной амнезии. Но остальным-то что делать? Лапшу с ушей снимать?

      Оценка статьи: 2

  • Михаил заслужил уважение хана, назвавшего его великим человеком за то, что князь отказался поступиться верою; за это Михаила и боярина Федора зверски убили.
    Вы сами поняли, что написали?
    Не надо пересказывать сказки. Тема серьёзная и в статью не уместится.

    Оценка статьи: 2

    • Разве нельзя уважать своих неприятелей? По-моему, тут все логично. Насчет сказок - вы правы: история - это большая сказка. Что правда, что нет трудно иногда сказать.

      • По вашей фразе (обычно так пишут в школьных сочинениях, но им простительно) получается, что хан из уважения убил Михаила и боярина откуда-то взявшегося, наверное не вовремя подвернулся.

        Оценка статьи: 2

    • Михаил заслужил уважение хана, назвавшего его великим человеком за то, что князь отказался поступиться верою; за это Михаила и боярина Федора зверски убили.
      Вы сами поняли, что написали?


      Отойди девочка.. тут сугубо мужской разговор.
      зы
      Иногда и враг может внушать уважение. Кста, из детских драк - большинство битых мною сопаток были омерзительны, а некоторые вызывали искреннюю симпатию.. кста, что такое стыд, совесть и раскаяние я узнал именно благодаря им.

      Не надо пересказывать сказки

      Соглашусь, очень упрощенно изложено. Однако для непереваривающих науку Историю вполне сканает, и кое-что возможно даже и запомнится.

      Оценка статьи: 4