Валентина Пономарева Грандмастер

Отчего рыдала Несмеяна? О законах жизни в сказочном мире

Жизнь в сказочном мире — понятие особое. Она может присутствовать как в материальном мире, так и в любом другом из пространств, составляющих этот мир, в т. ч. и в царстве мёртвых. Занятно, что живые и мёртвые то и дело встречаются: либо на границе, либо в глуби мест обитания тех и других.

Иванушка, например, наведывается к Бабе Яге. У той, как известно, главная особая примета — не нос, что в потолок врос, а костяная нога. То есть этой самой костяной ногой она находится в царстве смерти, а другой — стоит в мире людей; потому и не видит сразу героя, восклицая: «Чу, русским духом пахнет!».

Бабу Ягу исследователи традиционной культуры называют Богиней смерти. Но она не всегда выступает исключительно как хозяйка избушки на курьих ножках с печкой, предназначенной для зажаривания людей.

Часто Баба Яга выручает сказочного героя: то клубочек заветный даст, то подскажет, где меч-кладенец отыскать, то и вовсе раскроет тайну Кощеевой смерти. С какой стати ей выступать советчицей человеку? Ведь этим обладательница уникальной конечности предоставляет ему возможность победить и выжить. Может, точнее назвать её Богиней перерождения? Ибо именно в перерождении, возрождении на новом качественном уровне заключается цель похода героя подобных сказочных историй, и счастье своё он обретает именно таким образом.

Другой парадокс заключается в том, что в царстве мёртвых по непонятным, на первый взгляд, причинам находится много сокровищ, весьма полезных, а то и просто необходимых для сказочных героев, да вот хотя бы и тот же меч-кладенец. На его примере и разберёмся, почему именно там.

По скандинавской традиции, например, самое ценное оружие — то, что из курганов. С одной стороны, тому есть вполне материалистическое объяснение: при захоронении знатных людей в их могилу укладывали самое дорогое оружие, изготовленное самыми искусными мастерами. Кроме того, существовало поверье, что мёртвые стерегут своё имущество. Да и силы зла предпочитали держать оружие, способное их победить, поближе.

Кроме даров, в жизни сказочных персонажей то и дело встречаются запреты: не ешь этого, не касайся того. Нарушающие их герои попадают в беду, а выполняющие избегают её (Крошечка Хаврошечка, например). Почему? Речь идёт о том, что мир и жизнь в нём возникают из хаоса за счёт образования в нём порядка, но могут быть этим хаосом и разрушены. Ограничения, запреты и табу — это как раз условия, поддерживающие установленный порядок, сигналящие о границе живого мира.

В сказках герой сражается со злом и даже если погибает, заветные силы спасают его с помощью живой и мёртвой воды. В этих образах выражается понятие неразрывности жизни и смерти. Мёртвая вода — сохраняет или воссоздаёт форму (например, сращивает разрубленные части тела), живая — даёт жизненную силу (способность чувствовать, мыслить, действовать).

Стоит напомнить, что по народной традиции жизненная сила человека находится в области сердца. Вспомним плач героини в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», когда она была брошена ведьмой в реку:

«Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела».

Здесь метафорически представлено обездвиживание тела («желты пески…»); вытягивание из него жизненной силы («люта змея…»), отнятие души («белорыбица…»). В хеттском фольклоре змей Иллуянка крадёт у Бога Грозы очи и сердце — те же символы. По египетской и этрусской мифологии, у человека имеется три души: животная сила, связанная с эмоциональным миром; родовая сила и личная душа.

Возвращаясь к русским персонажам, связанным с понятиями жизни и смерти, обратимся к… Кощею Бессмертному. Имя его тоже, как у известной старушки, происходит от слова «кость». Этот скелетообразный злыдень символизирует стагнацию, оцепенение. В народной традиции он связан с сезонными явлениями «умирания» природы, он сеет смерть и ненависть.

В поединке с Кощеем герой сражается не только за своё личное счастье, но и спасая мир от омертвления. А древнейшая мифологема этого события сводится к битве отжившего с новым, и отголоски её сохранились в новогоднем представлении, когда маленький Новый Год приходит на смену седому Деду Морозу.

А вы заметили, что Кощей никогда не то что не смеётся, а даже не улыбается? Он просто лишён такой способности, потому что согласно мифологическим воззрениям, смех есть принцип жизни, а его отсутствие — принцип смерти. В. Я. Пропп пишет, что герой, попадающий в царство мёртвых, вычисляется его обитателями как раз по своему смеху.

Так вот почему так неутешно и неостановимо рыдала царевна Несмеяна в одноимённой сказке, и не просто так по всему государству был кинут клич рассмешить её! Означало это, ни больше ни меньше, как оживить царство.
Вот оно как, оказывается.

Статья опубликована в выпуске 14.07.2008
Обновлено 20.12.2016

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • интересно было бы разобрать эти сказки с юнгианской точки зрения

    начёт Бабы-Яги когда-то читала что её прообразом когда-то была реально существовавшая девушка по имени Ягодь. Она прославилась тем, что абсолютно нагая скакала на коне смущая молодцев. А костяная нога появилась после-девушка упала во время скачки с коня и сломала ногу, и так и осталась доживать век на печи. Видимо лечить переломы тогда толи не умели, толи не повезло барышне-нога срослась криво.

    Оценка статьи: 5

  • Лично мне очень нравятся отрицательные герои сказок... в них больше загадок и скрытого смысла... Баба-Яга - просто супер!

    Сказкотерапевт - так интересно! ... интересны мысли Сказкотерапевта...

    Оценка статьи: 5

  • ооо, на эту тему есть целые научные труды. когда-то давно читал статью на эту тему, не помню где. при беглом поиске по "яндексу" наткнулся на цитату из того прочитанного текста на одном из сайтов:

    "...Известный специалист в области мифологии доцент Александра Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: "Ее избушка "на курьих ножках" изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название "курьи ножки" скорее всего, произошло от "курных", т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили "избу смерти" ‑ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – "русским духом пахнет" (запах живых неприятен мертвым)". "Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, ‑ продолжает автор, – как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант – быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем" (Энциклопедия "Славянская мифология и эпос", ст. "Верования древних славян")..."

  • Ну да, про Несмеяну ожидала что-то про депрессию... А рассудить - чего бы им раньше про депрессии думать или сказки на эту тему писать? ...
    Очень интересно!

    Оценка статьи: 5

  • Честно сказать, увидев заглавие ожидала прочесть нечто иное. На мой взгляд, Несмеяна рыдала от депрессии, а не от того, что призывала царство оживить. Но я конечно не претендую на истину, поэтому оценку статье ставить не буду. Статья написана хорошо, но с такой интерпретацией я не согласна.

    P.S. "Баба Яга против!"

  • Да...
    Валентина! Я уже не открыв статью почти уверен,
    знаю, что это Вы. По заглавию. И не потому, что есть
    слово "сказочный".
    Очень интересна Ваша интерпретация философии
    сказок. С одной стороны можно и спорить, а с другой-
    очень убедительно.

    Подобных текстов о сказках я не читал НИКОГДА.
    Может быть потому, что я не лингвист.
    ШЖ позволяет неспециалистам поднять своё
    образование по самым разным вопросам.
    И благодаря Вам тоже.
    Творческих удач!

    Оценка статьи: 5

    • Юрию

      Спасибо, Юрий! Можем обсудить те места, по которым хочется поспорить Я, честно говоря, тоже не лингвист. Психолог я, сказкотерапевт. Вам от души желаю успехов - статьи Ваши мне нравятся, как Вы наверно заметили. Сейчас, правда, очень мало времени для чтения

  • Очень интересно. Сказка - ложь, да в ней намек ... 5.

    Оценка статьи: 5

  • Ой-ой-ой, Валя, - страхи-то каки:
    «Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела».

    Первый раз такое слышу, никогда ни в одной версии этой сказки такого не встречала. Мало того, «что котлы кипят кипучие, ножи точАт булатные», так ещё и эти Ужасти - Южасти...
    Как же она потом оживёт, несчастная, если сердце ей уже высосали, глазки выели?!
    Зомби будет зашифрованная, ага?!
    Кошмарррр!!!

    Ну, а вообще-то интересная интерпретация фабулы героев сказок и объяснение переплетения этих миров – Живого и Мёртвого.
    5 – за оригинальную подачу и своеобразную, РЕДКУЮ информацию!

    Оценка статьи: 5