Валентина Пономарева Грандмастер

Отчего рыдала Несмеяна? О законах жизни в сказочном мире

Жизнь в сказочном мире — понятие особое. Она может присутствовать как в материальном мире, так и в любом другом из пространств, составляющих этот мир, в т. ч. и в царстве мёртвых. Занятно, что живые и мёртвые то и дело встречаются: либо на границе, либо в глуби мест обитания тех и других.

Иванушка, например, наведывается к Бабе Яге. У той, как известно, главная особая примета — не нос, что в потолок врос, а костяная нога. То есть этой самой костяной ногой она находится в царстве смерти, а другой — стоит в мире людей; потому и не видит сразу героя, восклицая: «Чу, русским духом пахнет!».

Бабу Ягу исследователи традиционной культуры называют Богиней смерти. Но она не всегда выступает исключительно как хозяйка избушки на курьих ножках с печкой, предназначенной для зажаривания людей.

Часто Баба Яга выручает сказочного героя: то клубочек заветный даст, то подскажет, где меч-кладенец отыскать, то и вовсе раскроет тайну Кощеевой смерти. С какой стати ей выступать советчицей человеку? Ведь этим обладательница уникальной конечности предоставляет ему возможность победить и выжить. Может, точнее назвать её Богиней перерождения? Ибо именно в перерождении, возрождении на новом качественном уровне заключается цель похода героя подобных сказочных историй, и счастье своё он обретает именно таким образом.

Другой парадокс заключается в том, что в царстве мёртвых по непонятным, на первый взгляд, причинам находится много сокровищ, весьма полезных, а то и просто необходимых для сказочных героев, да вот хотя бы и тот же меч-кладенец. На его примере и разберёмся, почему именно там.

По скандинавской традиции, например, самое ценное оружие — то, что из курганов. С одной стороны, тому есть вполне материалистическое объяснение: при захоронении знатных людей в их могилу укладывали самое дорогое оружие, изготовленное самыми искусными мастерами. Кроме того, существовало поверье, что мёртвые стерегут своё имущество. Да и силы зла предпочитали держать оружие, способное их победить, поближе.

Кроме даров, в жизни сказочных персонажей то и дело встречаются запреты: не ешь этого, не касайся того. Нарушающие их герои попадают в беду, а выполняющие избегают её (Крошечка Хаврошечка, например). Почему? Речь идёт о том, что мир и жизнь в нём возникают из хаоса за счёт образования в нём порядка, но могут быть этим хаосом и разрушены. Ограничения, запреты и табу — это как раз условия, поддерживающие установленный порядок, сигналящие о границе живого мира.

В сказках герой сражается со злом и даже если погибает, заветные силы спасают его с помощью живой и мёртвой воды. В этих образах выражается понятие неразрывности жизни и смерти. Мёртвая вода — сохраняет или воссоздаёт форму (например, сращивает разрубленные части тела), живая — даёт жизненную силу (способность чувствовать, мыслить, действовать).

Стоит напомнить, что по народной традиции жизненная сила человека находится в области сердца. Вспомним плач героини в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», когда она была брошена ведьмой в реку:

«Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела».

Здесь метафорически представлено обездвиживание тела («желты пески…»); вытягивание из него жизненной силы («люта змея…»), отнятие души («белорыбица…»). В хеттском фольклоре змей Иллуянка крадёт у Бога Грозы очи и сердце — те же символы. По египетской и этрусской мифологии, у человека имеется три души: животная сила, связанная с эмоциональным миром; родовая сила и личная душа.

Возвращаясь к русским персонажам, связанным с понятиями жизни и смерти, обратимся к… Кощею Бессмертному. Имя его тоже, как у известной старушки, происходит от слова «кость». Этот скелетообразный злыдень символизирует стагнацию, оцепенение. В народной традиции он связан с сезонными явлениями «умирания» природы, он сеет смерть и ненависть.

В поединке с Кощеем герой сражается не только за своё личное счастье, но и спасая мир от омертвления. А древнейшая мифологема этого события сводится к битве отжившего с новым, и отголоски её сохранились в новогоднем представлении, когда маленький Новый Год приходит на смену седому Деду Морозу.

А вы заметили, что Кощей никогда не то что не смеётся, а даже не улыбается? Он просто лишён такой способности, потому что согласно мифологическим воззрениям, смех есть принцип жизни, а его отсутствие — принцип смерти. В. Я. Пропп пишет, что герой, попадающий в царство мёртвых, вычисляется его обитателями как раз по своему смеху.

Так вот почему так неутешно и неостановимо рыдала царевна Несмеяна в одноимённой сказке, и не просто так по всему государству был кинут клич рассмешить её! Означало это, ни больше ни меньше, как оживить царство.
Вот оно как, оказывается.

Обновлено 20.12.2016
Статья размещена на сайте 27.06.2008

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • интересно было бы разобрать эти сказки с юнгианской точки зрения

    начёт Бабы-Яги когда-то читала что её прообразом когда-то была реально существовавшая девушка по имени Ягодь. Она прославилась тем, что абсолютно нагая скакала на коне смущая молодцев. А костяная нога появилась после-девушка упала во время скачки с коня и сломала ногу, и так и осталась доживать век на печи. Видимо лечить переломы тогда толи не умели, толи не повезло барышне-нога срослась криво.

    Оценка статьи: 5

  • Лично мне очень нравятся отрицательные герои сказок... в них больше загадок и скрытого смысла... Баба-Яга - просто супер!

    Сказкотерапевт - так интересно! ... интересны мысли Сказкотерапевта...

    Оценка статьи: 5

  • ооо, на эту тему есть целые научные труды. когда-то давно читал статью на эту тему, не помню где. при беглом поиске по "яндексу" наткнулся на цитату из того прочитанного текста на одном из сайтов:

    "...Известный специалист в области мифологии доцент Александра Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: "Ее избушка "на курьих ножках" изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название "курьи ножки" скорее всего, произошло от "курных", т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили "избу смерти" ‑ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – "русским духом пахнет" (запах живых неприятен мертвым)". "Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, ‑ продолжает автор, – как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант – быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем" (Энциклопедия "Славянская мифология и эпос", ст. "Верования древних славян")..."

  • Ну да, про Несмеяну ожидала что-то про депрессию... А рассудить - чего бы им раньше про депрессии думать или сказки на эту тему писать? ...
    Очень интересно!

    Оценка статьи: 5

  • Честно сказать, увидев заглавие ожидала прочесть нечто иное. На мой взгляд, Несмеяна рыдала от депрессии, а не от того, что призывала царство оживить. Но я конечно не претендую на истину, поэтому оценку статье ставить не буду. Статья написана хорошо, но с такой интерпретацией я не согласна.

    P.S. "Баба Яга против!"

  • Да...
    Валентина! Я уже не открыв статью почти уверен,
    знаю, что это Вы. По заглавию. И не потому, что есть
    слово "сказочный".
    Очень интересна Ваша интерпретация философии
    сказок. С одной стороны можно и спорить, а с другой-
    очень убедительно.

    Подобных текстов о сказках я не читал НИКОГДА.
    Может быть потому, что я не лингвист.
    ШЖ позволяет неспециалистам поднять своё
    образование по самым разным вопросам.
    И благодаря Вам тоже.
    Творческих удач!

    Оценка статьи: 5

    • Юрию

      Спасибо, Юрий! Можем обсудить те места, по которым хочется поспорить Я, честно говоря, тоже не лингвист. Психолог я, сказкотерапевт. Вам от души желаю успехов - статьи Ваши мне нравятся, как Вы наверно заметили. Сейчас, правда, очень мало времени для чтения

  • Очень интересно. Сказка - ложь, да в ней намек ... 5.

    Оценка статьи: 5

  • Ой-ой-ой, Валя, - страхи-то каки:
    «Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела».

    Первый раз такое слышу, никогда ни в одной версии этой сказки такого не встречала. Мало того, «что котлы кипят кипучие, ножи точАт булатные», так ещё и эти Ужасти - Южасти...
    Как же она потом оживёт, несчастная, если сердце ей уже высосали, глазки выели?!
    Зомби будет зашифрованная, ага?!
    Кошмарррр!!!

    Ну, а вообще-то интересная интерпретация фабулы героев сказок и объяснение переплетения этих миров – Живого и Мёртвого.
    5 – за оригинальную подачу и своеобразную, РЕДКУЮ информацию!

    Оценка статьи: 5