Ашот Гарегинян Профессионал

Мокрое дело: кого мочить и зачем?

«…Вчера в ОВД Северо-Западного административного округа г. Москвы было доставлено задержанное за хулиганство лицо кавказской национальности. Молодой человек лет восемнадцати, назвавшийся впоследствии Кармиром (в переводе с армянского — «красный» — А.Г.), обливал на улице водой прохожих и автотранстпорт — как частный, так и общественный. При задержании у преступника изъято орудие преступления — канистра с водой. Задержанный отпущен под подписку о невыезде, невылазе и невыползе. Отрабатывается несколько версий инцидента. С целью обнаружения возможных сообщников злоумышленника введен план «Перехват».

Нынче в белокаменной чего только не увидишь! Преступления широчайшего диапазона, страсти-мордасти на любой, как говорится, вкус и цвет. Недавно, например, случилась совершенно несуразная акция — мужчина заперся в автомобиле со старой знакомой и устроил сцену ревности, угрожая дамочке оружием. Говорят, иномарку штурмом брать пришлось…

И все же сообщения наподобие вышеприведенного, думается, вряд ли прозвучат, скажем, в криминальной хронике «Дежурная часть». Разве только в виде первоапрельского розыгрыша. В связи с чем возможные совпадения с реальными лицами и событиями автор просит считать непреднамеренными.

Оно, конечно, приятного мало, даже в самый жестокий зной: идешь себе по улице или едешь на каком-нибудь автотранспорте, размышляешь о многом и разном, и вдруг бац! — попадаешь под метко пущенные струи и оказываешься облитым с ног до головы. А то и снарядом могут запустить — в виде наполненного водой целлофанового пакета. Явное нарушение прав человека и гражданина.

Но в правоохранительные органы обращаться бесполезно. Самое надежное средство — без особой надобности в эти дни из дому не выходить, а если уж вышли, то «не лезьте на рожон» и держитесь подальше от безумно-веселых тинэйджеров, вооруженных ведерками, пластиковыми бутылками и другой сподручной тарой, постоянно наполняемой у ближайшего фонтанчика.

Водичка очищает и освежает...

Такой уж это день, по-своему уникальный. Когда в Армении отмечается один из самых любимых народных праздников — Вардавар. Он зародился по меньшей мере четыре-пять тысяч лет назад и был тогда посвящен самой почитаемой богине армянского языческого пантеона — Астхик, богине любви и красоты. Праздник глубоко проник в сознание народа и настолько ему полюбился, что даже после принятия христианства в 301 г. н.э. продолжал оставаться одним из ярких событий для каждого армянина.

С годами Армянская Апостольская Церковь, учитывая, что Вардавар несет в себе любовь и добро, приняла его и утвердила в числе прочих религиозных праздников, которые ныне отмечаются по церковному календарю. Вардавар приурочили к празднику Преображения Господня. Имеется в виду изложенная в Новом Завете история о том, как Спаситель с тремя апостолами, Петром, Павлом и Иоанном поднимался на гору Фавор. На горе им явились пророки Моисей и Илия. Разговаривая с ними, Иисус Христос чудесно преобразился, и его одежды стали белее снега.

В XVI веке католикос Мовсес II включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы, или через 14 недель после Пасхи. Праздник стал переходящим и отмечается в период с 28 июня по 1 августа. В нынешнем году он выпал на воскресенье 29 июня.

В этот день, после вечерней литургии, завершился недельный пост. Во время поста, в частности, нельзя было есть яблоки, поэтому эту неделю зачастую называют «яблочным постом». В день праздника люди дарят друг другу цветы, преимущественно розы (отсюда и название «Вардавар», что в переводе с армянского означает «розы в цвету»), украшают цветами церкви. В небо выпускают голубей — в знак примирения и любви, а по церковной традиции — и в память об окончании Всемирного потопа, когда голубь, выпущенный патриархом Ноем, принес в клюве свежую масличную ветвь.

Кульминацией праздника было обрызгивание друг друга водой, в которой накануне выдерживались розы. Существовало поверье, что тому, кто попадет под брызги «розовой» воды, следующий год принесет счастье.

По другому поверью, в ночь перед Вардаваром на могилы святых нисходит божественный свет. Кому посчастливится его увидеть — может загадывать любое желание, и оно непременно сбудется.

А первый понедельник после праздника отмечается как день поминовения усопших. В этот день в церквях особенно многолюдно. Люди приходят на литургию и поминальную молитву, после чего отправляются на кладбища проведать родственников и друзей, ушедших в мир иной.

Так неразрывно связаны добро и память, любовь и смерть. Одна женщина призналась, что до сих выдерживает «розовую воду» и берет с собой на кладбище — окропить могилу родителей. «Они понимают, что я их люблю и помню, — говорит она. — А значит, они по-прежнему живы».

К сожалению, капли «розовой воды» сегодня превратились в потоки обыкновенной водопроводной. Пацаны предпочитают грубые внешние эффекты, воспринимая праздник как хорошую возможность покуражиться. И норовят при этом облить молодых представительниц прекрасного пола.

Так что редко какой Вардавар сейчас обходится без ЧП районного или дворового масштаба.

И все же Вардавар остается светлым праздником, несущим добро и любовь. Так что, если вам, несмотря на меры предосторожности, не удалось уберечься от незапланированного «омовения», постарайтесь не обижаться. Все-таки тот, кто этот сделал, хотел тем самым выразить свое расположение к вам, поделиться своей радостью. А может, вы и сами решите присоединиться к поливальщикам? Почему бы и нет?

Но все же знайте меру!

Обновлено 17.04.2017
Статья размещена на сайте 27.06.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: