Подкаст
Сергей Курий Грандмастер

За что я люблю группу JETHRO TULL? (Часть 1)

На вопрос о личных вкусах и пристрастиях некоторые имена и названия даже называть как-то неудобно — настолько они «на слуху», настолько они стали «общим местом». Когда мне говорят, что из блюд любимым является борщ, из поэтов — Пушкин, из прозы — «Мастер и Маргарита», а из рок-групп — PINK FLOYD и DEEP PURPLE, трудно сказать, насколько этот человек является гурманом, книголюбом или меломаном. Глубина знания предмета определяется всё-таки объектами, которые не так мозолят глаза, качаясь на информационной поверхности.

Нельзя сказать, что английская группа JETHRO TULL (ДЖЕТРО ТАЛЛ) прозябает в неизвестности — в мировой рок-музыке у нее еще с 1969 года прочное место и достаточно постоянный круг поклонников. Однако большинство моих офф-лайновых знакомых до сих пор с недоумением спрашивают, что это такое и с чем ее едят. Оставшееся меньшинство может разве что вспомнить известную синюю пластинку, переизданную в конце 1980-х «Мелодией», на конверте которой бородатый мужик наяривал на флейте, стоя на одной ноге. Не скрою, я тоже начинал с этой пластинки. И вот теперь, спустя почти десять лет, когда в моей коллекции уже около 30 альбомов JETHRO TULL, я наконец решился осмыслить — в чем причина моего неослабевающего интереса к этой группе.

ФЛЕЙТА

Как ни крути, но самое короткое определение стиля JETHRO TULL дал сам лидер группы Ян Андерсон: «Я — флейтист, у которого есть несколько шумящих друзей». Флейтистом Андерсон решил стать, чтобы хоть как-то выделиться среди буйно цветущего разнообразия рок-групп второй половины 60-х.

Флейтист-цапля.
«Эрик Клэптон никогда не играл на флейте, а на гитаре я вряд ли буду играть так же, как Эрик Клэптон, поэтому и решил поискать какой-нибудь другой инструмент, на котором Эрик Клэптон не играет. Я все ходил и спрашивал: «Скажите, пожалуйста, Джимми Хендрикс играет на флейте?» — «Нет». — «А Джеф Бек?» — «Да нет, они все играют на гитарах». Я сказал: «Ура, я нашел что нужно — у меня флейта!». (Я. Андерсон)

Играть на флейте среди «шумящих друзей» безусловно нелегко, зато ее можно запросто унести с собой, пока несчастные друзья копаются в шнурах и разбирают барабаны. Впрочем, флейта в руках Андерсона могла легко превратиться из тихой услады пасторальных пастушков и пастушек в настоящую боевую единицу, наравне с электрогитарой и ударной установкой (сам Ян называл свою флейту «тестостероновой»). При этом иногда флейтист умудряется ОДНОВРЕМЕННО и дудеть и подпевать своим трелям.
Забавно, но отыграв на флейте два десятка лет, Андерсон внезапно обнаружил, что играет на ней… неправильно. Еще более забавно, что он не махнул рукой, а взял и переучился.

Стоит отметить, что флейта JETHRO TULL — не «палочка-выручалочка», как размер бюста у некоторых «певиц», а эдакая изюминка. У группы немало превосходных песен, где флейта вообще не используется (ну вот навскидку — из самых известных — «Aqualang» и «Too Old to Rock and Roll…»).

ЭКЛЕКТИКА

Практически везде вы можете прочитать, что JETHRO TULL — это «прогрессив-рок». А это значит, что мы имеем дело с виртуозными инструменталистами и бессовестным заимствованием и синтезом идей из всего музыкального арсенала, будь то хоть джаз, хоть классика. Вышеупомянутый синий сборник JETHRO TULL в первую очередь поражает именно стилистической широтой. Начав с блюза, группа стремительно расширяла свои аппетиты, не чуждаясь ни классики, ни электроники, ни «тяжелого» рока. Так одна из самых популярных концертных композиций группы — «Bouree» — представляла собой, обработанную Андерсоном, сюиту E-moll И. С. Баха. А в песне «Locomotive Breath» неторопливое джазовое вступление на фоно неожиданно перетекает в жесткие гитарные риффы (при чем соло в этой яростной песне исполняет всё та же флейта).

"Флейта - тяжелый металлический инструмент" (шутка одного музыкального журнала по поводу вручения "Грэмми" группе JETHRO TULL).
Стилистические эксперименты иногда приводили к курьезам. Так, альбом 1987 г. «Crest of a Knave» неожиданно получил «Грэмми» как лучший альбом в стиле «Хард'н'Хэви», поместив крепких «прогрессивщиков» в компанию заклепнуто-черепастых «металлистов». Сами «джетроталльцы» настолько не верили в то, что они обойдут таких «громозек» как METALLICA, что на церемонию вручения вообще не явились.

Однако настоящих успехов JETHRO TULL достиг, органично экспериментируя с английским фольклором и музыкой барокко (флейта как никак тянула к корням). При всем уважении к блюзу Андерсон, по его утверждению, никогда не хотел «стать негром» (как Эрик Бёрдон из ANIMALS) и петь с «американским акцентом» (как Мик Джаггер из ROLLING STONES). Он даже купил себе имение с полями и озерами и, как истинный фермер, стал разводить лосося.

«…то, что музыка JETHRO TULL была такой эклектичной — хотя это слишком изящный термин, „запутанной“ — так будет точнее, связано с тем, что в группе в разное время играло 22 человека. Такое количество людей — одновременно и сила, и недостаток JETHRO TULL». (Я. Андерсон)

Единственное, что не удавалось музыкантам — это играть панк-рок (мешал «проклятый профессионализм»). Ведь даже среди неудачных альбомов JETHRO TULL трудно найти хоть один, сделанный спустя рукава. Порой не понимаешь, как можно было каждый год выпускать один-два диска, насыщенных изощренными аранжировками и блестящими мелодиями.

НЕ РОКЕР?
Кроме лосося Андерсон увлекается разведением редких пород котов.
Возможно, один из ответов на предыдущий вопрос заключается в том, что Андерсон никогда не вел тот образ жизни, который многие глупцы считают неотделимым элементом рок-музыки. Не тусовался ночи напролет по клубам, не громил во время гастролей гостиницы, не откусывал головы летучим мышам, не бухал, не ширялся и не устраивал сексуальных оргий. Был в JETHRO TULL басист, который травку покуривал и по запою несколько репетиций пропустил (всего-то!) — так его и поперли из ударной бригады «образцового быта».
Удивительно, но волосатого рокера Андерсона изрядно раздражали хиппи. Еще в 1969 году в песне «Living in the Past» он выразил свой скепсис по поводу так называемой «молодежной революции».

…Теперь у них революция, но они не знают, за что сражаются.
Давай закроем глаза, в их мире ритм жизни быстрее.
Нет, мы не сдадимся, давай по-прежнему будем жить прошлым…

«Я, пожалуй, самый скучный человек из тех, что играют музыку, потому что я просто ее играю. И музыка — это моя работа, мое хобби, моя страсть. И я почему-то не думаю, что мне нужно жить в стиле рок-н-ролла. Так что в основном я, конечно, фальшивый». (Я. Андерсон)

ЧТО СЛУШАТЬ?

Для первого знакомства, безусловно, вполне годится уже упомянутый синий сборник 1985 года под названием «Original Masters, 1969−77». Если же продолжать изучать творчество JETHRO TULL по полноценным записям, я бы рекомендовал начать с альбомов:
 — «Aqualung» (1971) — по признанию критиков не только лучший альбом группы, но и один из лучших альбомов 70-х. Две песни из него (одноименную и про «Locomotive Breath») JETHRO TULL до сих пор играет практически на каждом концерте.
 — «War Child» (1974) — просто яркие красивые (и не шибко «завернутые») песни.
 — «Thick as a Brick» (1972) — блестящая концептуальная рок-сюита, заполнившая аж две стороны пластинки.
 — «Songs from the Wood» (1977), «Heavy Horses» (1978) — два ярко фолковых альбома. Судя по Интернету — одни из самых любимых дисков JETHRO TULL среди отечественных слушателей. Я к ним присоединяюсь.
 — Впрочем, с 1969 по 1979 у группы откровенно слабых альбомов мало. А вот в 1980−90-х электронно-хардовые эксперименты JETHRO TULL лично мне пришлись не по душе. Конечно, хороших песен хватает, а вот из альбомов лично я с большой натяжкой могу выделить «Broadsword and the Beast» (1982) и «Rock Island» (1989). Зато неожиданно превосходными оказались два сольника Яна Андерсона «Secret Language Of Birds» (2000) и особенно «Rupi's Dance» (2003).

ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ ЗДЕСЬ >>>

Обновлено 12.08.2008
Статья размещена на сайте 4.08.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
    • Irakli Gabicvadze,

      Практически со всем согласен, хотя "Crest of the Knave" (1987) я бы заменил на "Rock Island" (1989).
      А ещё есть два просто отличных сольника Андерсона "The Secret Language Of Birds" (2000) и "Rupi's Dance" (2003). Последний посильнее любого альбома JETHRO TULL с 1990-х годов.

  • Всем фэнам ДЖЕТРО ТАЛЛ рекомендую вот этот собственоручный ресурс в рамках проекта "РОК-ПЕСНИ: толкование".

  • У мня товарищ, о котором я много рассказывал - огромный поклонник этой группы. Как-то увидел у мня их кассету - всеми силами постарался выцарапать, предложил в обмен такое, что я не смог устоять. И вообще взахлёб о них рассказывает. Мне в своё время переписал несколько кассет.

  • Моя самая-самая искренняя и тёплая благодарность Сергею Курию за статью, а Дмитрию Креминскому - за исполнение и работу со звуком. Такая работа вдохновляет и... появляется острое желание трудиться дальше. Спасибо!

  • Влияние ДЖЕТРО ТАЛЛ на других музыкантов (дополнение от автора)

    Всего лишь несколько примеров.
    - Знаменитый «Hotel California» группы EAGLES по своей гитарной гармонии подозрительно похож на песню JETHRO TULL «We Used Know». Кстати, в начале 1970-х ОРЛЫ какое-то время были на «разогреве» у ТАЛЛОВ.
    - Фолковые мотивы суперхита «Stairway to Heaven» группы LED ZEPPELIN также, скорее всего, навеяны творчеством Яна Андерсона (в 1971 году обе группы как раз работали в одной студии).
    - Борис Гребенщиков в середине 1980-х весьма внимательно слушал JETHRO TULL, а затем переводил всю эту «кельтскую эстетику» на язык АКВАРИУМА.