Алексей Норкин Грандмастер

Чему поклонялись островитяне, и далеко ли мы от них ушли?

В середине XX века ученые-этнографы работали в Меланезии, совокупности островов к северо-востоку от Австралии. Обнаруженные культовые предметы и обряды местного населения чрезвычайно озадачили исследователей. Нигде и никогда ранее они не сталкивались с подобным.

Посреди лесов и побережий были обнаружены взлетно-посадочные полосы, сооруженные из местных подручных материалов. Точнее, не полноценные полосы, а их муляжи, рядом с которыми размещались вполне натуральные на вид будки, сараи и ангары, в которых поочередно дежурили островитяне.

Головы «дежурных» украшали «шлемофоны» из листьев и скорлупы кокосового ореха, а время от времени вблизи «военного аэродрома» разворачивались массовые шествия с ритуальными плясками, участники которых энергично размахивали разноцветными флажками, словно матросы-сигнальщики.

Какие только идеи не посетили головы ученых. Даже высказывалось предположение, что увиденное — следствие незафиксированного цивилизованным человечеством визита инопланетян. Но действительность оказалась прозаичнее, проще и интереснее.

Маленькие острова, затерявшиеся в безбрежном океане очень удобны для военных. На них можно укрыться от посторонних глаз, непогоды и просто отдохнуть экипажам самолетов во время длительного перелета. Иными словами такие острова — потенциальные перевалочные базы.

На островах Меланезии и Микронезии поначалу обосновались японцы, затем их потеснили американцы и союзники. Для местных жителей желтокожие и белолицые солдаты были настоящими пришельцами, никогда ранее не посещавшими островов. Они понастроили непонятных сооружений, прямо с неба им сбрасывали еду и все необходимые вещи, включая невиданные раньше блага цивилизации.

Жизнь и быт островитян мгновенно изменился, не надо было охотиться и собирать кокосовые орехи, едой вполне можно было «разжиться» среди новоявленных «богов», каковыми казались в глазах «детей природы» иноземцы.

После окончания войны, о которой жители островов имели смутное представление, «боги» исчезли, так же внезапно, как и появились. Они больше не разгуливали по побережью, а с неба перестали падать прикрепленные к парашютам ящики с едой и патронами. Пришлось туземцам возвращаться к привычному для островитян образу жизни.

Но к хорошему привыкаешь быстро. Не имевшие ни малейшего представления о том, кто их посетил и куда делись пришельцы, островитяне, поразмыслив над известными им фактами и наблюдениями, сделали вывод, что припасы с неба падали не просто так, а вследствие таинственных заклинаний и ритуалов, совершаемых бледнолицыми.

Почему бы не попробовать самим? Вот и выросли в океане поддельные аэродромы, с дежурными в кокосовых шлемофонах. За магические ритуалы, приносящие бесценные блага, туземцы приняли обычные действия и жесты солдат, летчиков и моряков, а взлетные полосы, причалы и ангары оказались в их глазах культовыми сооружениями, заменившими алтари и идолов.

Такие крохотные мини-религии, возникшие на островах вокруг бывших военных баз и аэродромов назвали карго-культами, от английского «cargo» — груз. Впоследствии они были обнаружены на большинстве удаленных островов Тихого океана и не только там.

Справедливости ради отмечу, что первые карго-культы были зафиксированы еще на рубеже XIX и XX веков. Но наибольшего «расцвета» они достигли после второй мировой войны. Возникшие в этот период верования считаются классическими.

В стремлении вернуть себе дармовые консервы островитяне вырезали из дерева телефонные аппараты и прокладывали телефонные линии из лиан, научились маршировать с палками наперевес и освещали по ночам «взлетные полосы» факелами, рисовали на телах таинственные знаки USA.

В одном из племен нашлись умельцы, сплетшие из соломы самолет в натуральную величину. Получилось очень похоже. Ученые до сих пор спорят, какие цели преследовали туземцы: то ли хотели приманить из неба пролетающих собратьев крылатого чуда, то ли поклонялись макету как идолу. А может, рассчитывали сами куда-либо улететь?

В некоторых местах новые религии причудливо вплелись в верования предков. Последователи карго-культов решили, что консервы и лекарства в контейнерах — это послание островитянам не то от умерших предков, не то от добрых всемогущих духов. А хитрые бледнолицые бестии, мистическим образом связавшись с духами, просто проведали о «гуманитарке» и обманом присвоили ее, выдав себя за островитян.

Смешно? Но на самом деле истоки карго не в бедности, отсталости и примитивном образе жизни, а где-то значительно глубже. Разве наше стремление создать себе определенный имидж не похоже на карго-культ, рожденный желанием получить определенные блага? Подумайте об этом. Удачи.

Обновлено 13.08.2008
Статья размещена на сайте 12.08.2008

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: