«…В тот день, когда после начала военных действий СССР против империалистической Японии прошло одиннадцать дней, а именно 20 августа 1945 года, из «точки» «Ленинград» (временный полевой аэродром в Монгольской Народной Республике) поднялся двухмоторный десантный самолет Си-47, принадлежащий Управлению 12-й воздушной армии Забайкальского фронта.
На борту самолета расположились генерал Ковтун-Шевченковский и его свита, состоящая из двух десятков служилых людей от рядовых автоматчиков до старших офицеров. Здесь уместно заметить, что фамилия указанного генерала могла иметь совершенно другое звучание, так как в тот период многие высокие начальники занижали свои воинские звания и заменяли фамилии.
С целью приземлиться на военном аэродроме китайского города Мукден, Си-47, преодолев густую облачность над цепью Большого Хингана, встретился с ясным небом и с тремя своими надежными защитниками — с тремя истребителями конструкции Яковлева. Об этой встрече экипаж Си-47 был поставлен в известность еще на земле.
Полет до Мукдена длился 6 часов 45 минут, о чем беспристрастно повествует запись в «Личной летной книжке».
…Мукден. Два японских истребителя И-00 разбиваются вдрызг в доказательство непримиримости с русской «коммунистической яростью».
И тут приплетается «Либерейтор» Соединенных Штатов. Стреляет во все стороны. Два истребителя СССР едва «уговорили» его приземлиться…".
***
Вот как вспоминает про этот эпизод войны военный комендант
«…В штаб фронта (с началом военных действий — ночью 9 августа 1945 г. армия форсировала р. Аргунь у небольшой приграничной деревушки Старо-Цурухайтуй и начала продвижение в глубь Маньчжурии — штаб Забайкальского фронта переместился из Читы в Монголию, в местечко Тамцак-Булак, известное по событиям на Халхин-Голе в 1939 г., тогда там размещалась ставка советского командования. Командующий Забайкальским фронтом — Маршал Советского Союза
Маршал Малиновский принял меня и приказал быть готовым к отлету в г. Мукден, куда после капитуляции предполагалось переместить штаб фронта. Я назначался военным комендантом города. В мое распоряжение для обеспечения охраны выделялся батальон мотоциклистов из 6-й танковой армии. С помощью этих сил необходимо было навести порядок в городе с населением свыше двух миллионов человек [к концу 1944 г. население города фактически составляло около 2,5 млн. человек — В.С.].
Вдобавок капитулировавшие японские войска еще не покинули Мукден. Части 6-й танковой армии также следовали в город, но их задерживали размытые ливнями дороги.
Утром 20 августа я, мой заместитель подполковник
Вот и аэродром. С воздуха видим огромное поле, сплошь уставленное самолетами. Штурман говорит, что это японские. Несколько самолетов выруливают на старт. Садимся. В это время два японских истребителя взмывают в воздух. Кто дал им право на взлет? Это ведь нарушение условий капитуляции. Старший японский офицер на аэродроме говорит, что разрешение на взлет никто не давал; по глазам видно, что говорит неправду. Пока мы разбирались, они сделали несколько кругов над аэродромом, набирая высоту, а затем, войдя в штопор, врезались в землю метрах в двухстах от наших самолетов. Раздался взрыв. Обломки машин разлетелись в воздухе. Чуть-чуть ближе — и от наших самолетов могло остаться одно воспоминание. По лицам японских солдат и офицеров было видно, что они восхищены поступком своих летчиков. Как потом удалось выяснить, эти летчики были не согласны с приказом императора о капитуляции и решили покончить с собой. Хорошо, что они не спикировали на наши самолеты.
Итак, мы в Мукдене, втором по величине городе Маньчжурии. Начинается новая страница моей жизни…".
(По дорогам Китая 1937−1945 /Составитель и автор примечаний
Примечания
1. Мукден — маньчжурское название города Шэньян, расположенного в северо-восточной части Китая, на реке Хуньхэ, административный центр провинции Ляонин.
2. «Личная лётная книжка» в Военных Воздушных Силах Красной Армии была введена в конце 1944 г. «Положение о личной лётной книжке» было утверждено 29 ноября 1944 г. заместителем командующего Военных Воздушных Сил Красной Армии генерал-полковником авиации Никитиным.
«Личная лётная книжка лётно-подъёмного состава Военных Воздушных Сил Красной Армии является документом, характеризующим лётную учебную, учебно-боевую и боевую работу её владельца. Весь без исключения лётно-подъёмный состав Военных Воздушных Сил Красной Армии, фактически несущий лётную службу, обязан иметь личные лётные книжки, за ведение которых согласно установленным правилам несут ответственность командиры частей, начальники школ и начальники учреждений, в подчинении которых находится лётно-подъёмный состав».
3. А.И. Ковтун-Станкевич (1900-?) — генерал-майор в отставке, член КПСС с 1919 г., участник гражданской войны. В 1919 г. добровольцем вступил в Красную Армию. Служил в дивизии Щорса, затем в конном полку Червонного казачества под командованием
4. «Точка» «Ленинград» — условное название временного полевого аэродрома в местечке Тамцак-Булак (Монгольская Народная Республика).
5. Во время второй мировой войны атаки свыше 5000 японских летчиков-камикадзе завершились успешно (летчик при этом погиб).
Привет Сережа.Спасибо за оценку!Ей богу не знаю!