Ее карьера началась 15 лет назад с открытия небольшого авторского ателье. В течение нескольких лет она плодотворно сотрудничала с итальянским Домом моды Cavalli, участвовала в международных выставках и европейских показах: ее работы украшали подиумы Берлина, Дюссельдорфа, Брюсселя, Нью-Йорка, Милана. У Юлии Далакян одеваются бизнес-леди, телеведущие, звезды кино и шоу-бизнеса, а также представительницы столичного бомонда, то бишь — светские львицы, как сейчас принято называть. На последней неделе Русской Моды в Москве (Russian Fashion Week) Юлия представила коллекцию «Ты не можешь жить без меня…» Смелая заявка уверенной в себе женщины!
Без сомнения, Юлия следует своему призванию: начиная с 5−6 лет девочка изрисовывала целые альбомы эскизами различной одежды, которая делилась на вечернюю, повседневную и т. д. У будущего дизайнера никогда в жизни не возникало сомнения, кем она станет в жизни. Сомнения были лишь у родителей, которым мысли девочки не очень импонировали — они готовили другое будущее для дочери. Но, несмотря на их протесты, после школы Юля поступила в Текстильный университет.
Воспитание сыграло не последнюю роль в выборе профессии. Родители Юли отличались особой красотой и, согласно своему времени, считались «тусовщиками», с которыми общались все самые знаменитые люди Москвы, а дочка, в свою очередь, общалась с детьми этих самых знаменитых людей. Не было ресторана, который бы не посетила с родителями и их друзьями Юля. Девочка с детства ничем и никем не была обделена. И кроме того, хоть папа и сопротивлялся выбору дочери, сам имел очень «полезное» увлечение — великолепно шил. Особенно ему удавались брюки. В «модные» 70-е годы вся их семья ходила в «клешах», а мама носила особые, спиральные юбки, етественно, мужниного производства.
Сейчас Юлия Далакян одна из ведущих российских дизайнеров, к ее мнению прислушиваются и уважают. Каждая ее коллекция представляет нечто новое, но, что отличительно, не выходящее за рамки классических цветов и концепций. Юля всегда внимательна даже к мельчайшим деталям, не боится легкого пренебрежения законов симметрии, ее материалы отличаются обширной гаммой.
Юля считает, что абсолютно всех людей объединяет любовь к красивым вещам, но многие российские модельеры пытаются сейчас удивить народ своими «неземными» идеями. «Поверьте, это никому не нужно. Вещь должна быть практичной, чтобы в ней можно было выйти из дома; она должна быть удобной, но в то же время оригинальной, красивой и стильной. Это именно то, что, на мой взгляд, нужно любой публике. Костюм а-ля „Пятый элемент“ придумать и сшить несложно; но вот вопрос, будут ли его покупать и носить в повседневной жизни?» — рассуждает Юлия.
В Москве дорого жить, но богатых людей мало, что пагубно отражается на развитии вкуса людей. Юля сетует: «К сожалению, люди, которые не могут позволить себе дорогую качественную одежду, выбирают дешевые и некрасивые вещи, которые завозятся в столичные магазины в больших количествах. Вкус — штука наживная. У нас в стране долгое время не было этой культуры, поэтому приходилось носить то, что есть. И за последние 15 лет пришлось прожить сначала турецкий вал, потом китайский. Последний до сих пор еще не закончился. И это заслуженно, потому что на уровне сырья у китайцев все идеально. У них, правда, не очень хорошее качество пошива. Но все западные фирмы, которые имеют там производство, делают очень приличные вещи. Меня радует, что и наши модельеры — Султанна Французова, например, — начали делать там вполне приличные вещи по адекватной цене. Все это позволяет надеяться, что скоро у москвичек появится возможность одеваться стильно и недорого».
На вопрос можно ли научиться дизайнерскому мастерству или это даруется Богом, дизайнер ответила просто и мудро: «Здесь следует отметить, что дизайнерская профессия многогранна. И ремесленник, и творец — это две разные категории. Есть очень хорошие стилисты, модельеры, которые занимаются, так называемой „фабричной“ модой, например „Benetton“ или „Панинтер“. Это тоже профессионалы, но ремесленники. Например, один человек делает прекрасно вечерние платья „от кутюр“, другой — создает новое направление в моде, третий — шьет красивую одежду, в которой есть симбиоз стилей. И все эти люди по-своему талантливы. Здесь настолько много граней, что об этом крайне сложно говорить. Можно научить человека, с помощью хорошего стилиста и компьютера, в котором можно посмотреть все возможные направления и статистику, производить некую „селекционную“ одежду для продажи. Но это обучение ремеслу. С другой стороны, без очень тяжелой технической работы, т. е. освоения того же ремесла, „голый“ талант не поможет. Если ты не представляешь себе, как нужно шить, кроить, делать макет на манекене, у тебя ничего не получится, как бы хорошо ты ни рисовал одежду на бумаге».
По мнению дизайнера, понятие гламур применимо лишь в том случае, когда и внешний стиль, и работа, и манеры соответствуют друг другу. Гламурные люди не выглядят как fashion victim. Когда человек попадает в зависимость от определенного стиля и образа, это становится скучным и неинтересным. А когда человек внутри стиля чувствует себя свободно и не боится сочетать какие-то непредсказуемые вещи, вот тогда это становится действительно гламурным.
В каждой своей коллекции особое внимание Юля уделяет обуви и акссесуарам. Сейчас у ее Дома моды появилась возможность работать с полудрагоценными камнями, и изделия из них выглядят очень стильно. Юля вообще любит все натуральное, будь то камни или ткани. И не обязательно «вешать» на себя бриллианты, считает кутюрье, которой нравятся бирюза, жемчуг и кораллы. В ее коллекциях также много старинных серебряных бус. Эти вещи в ее бутике не залеживаются: две-три недели — и прилавок пуст. «В меньшей степени для показа нужны сумки. Часто бывают шарфы, платки, шали. Но на первом месте все-таки бижу и обувь», — говорит дизайнер.
Юлию называют любимицей интеллектуальных урбанистов и в этот раз на RFW она представила коллекцию со свойственной ей театральностью, привитой учителем — Вячеславом Зайцевым.
Работы характерно рассказывают безличную историю любви: мужская и женская одежда взаимопроникают и дополняют друг друга, но доминирующей является все-таки женская линия, что, естественно, ближе самой кутюрье. Юлия использовала мягкие краски и пастельные тона. Материалы самые разнообразные: креп, жожет, стрейчевая сетка, лен, хлопок, шелк. В коллекции преобладают прозрачные боди с аппликациями в виде татуировок и многообразие вышивок и цветов… Дизайнер Юлия Далакян говорит: «Я искренне верю, что мои вещи для тех, кто хочет носить свои эмоции с собой».
В качестве наставления начинающим дизайнерам Юлия говорит, что нужно четко понимать, что эта профессия не для тех, кто стремится к личной славе. Это работа с людьми и для людей. Прежде всего, человеку, который решил стать дизайнером, надо реально оценить свои возможности и способности. Конечно, точно нельзя определить, насколько человек талантлив. Но если его одежду покупают, значит, он нужен. В противном же случае, следует задуматься о смене профессии.
В последнее время ее часто приглашают на показы, где свое мастерство демонстрируют совсем юные кутюрье, среди которых встречаются настоящие самородки с массой хороших идей. И если они не потеряют своей индивидуальности и самобытности, не польстятся на «космические» идеи из журналов, из них получатся настоящие профессионалы своего дела.
Ах, какие "схватки боевые" гремели на ШЖ 10 лет назад... Но - иных уж нет, а те - далече. Надорвались прометеисты и цивилизаторы.