Алина Даниэль Мастер

Кто не лежит в своей могиле?

Могильщик, персонаж «Гамлета» — один из самых знаменитых героев, когда-либо появлявшихся на сцене. Его черный юмор, пение в могиле и пренебрежительное обращение с черепом бедного Йорика настолько прочно связаны с его образом, что мало кто задумывается над его более чем странными речами и действиями, скрытыми за шутовской маской.

Между тем он гораздо интереснее, чем кажется. Хотя бы потому, что он — единственный персонаж, который не только говорит с принцем на равных, но даже ставит его в тупик.

Присмотримся же к нему повнимательнее.

Когда мы видим его впервые, он поет песенку о коме земли, ожидающем грядущего гостя. Иногда он прерывает пение, чтобы обсудить с товарищем тонкие юридические аспекты вопроса о статусе самоубийцы, при этом обнаруживая знание как юриспруденции, так и латыни.

Одна из его фраз очень примечательна — о том, что утопленница считается самоубийцей, если только она не утопилась «в состоянии самозащиты». Не слишком понятно, в чем именно здесь юмор, если не считать, что абсурдность подобного предположения смешна сама по себе.

Говоря о том, сколько времени нужно, чтобы труп разложился, он упоминает, что шкура кожевника хранится 8−9 лет. Так написано в Первом кварто издания 1602 года. В 1603 году во Втором кварто эта цифра почему-то превратилась в «десять лет».

Когда появляются Гамлет с Горацио, могильщик встречает их той же песней о куске земли, приготовленном для встречи гостя. Поскольку гость уже прибыл, можно предположить, что земля предназначена для него.

После этого между принцем и могильщиком завязывается странный диалог, в котором вовсю используется двойной смысл слов «lie» и «quick»:

«Гамлет. Чья это могила, сэр?
Могильщик. Моя, сэр (поет): „А вот и еще кусок земли для встречи нашего гостя“.
Гамлет. Я думаю, она вправду твоя, потому что ты liest in’t (лежишь в ней — лжешь в ней).
Могильщик. Вы lie (лежите-лжете) не в ней, сэр, и поэтому она не Ваша. Что до меня, я не lie (лежу, лгу) в ней, и все же она моя.
Гамлет. Ты lie (лжешь, лежишь) в ней, потому что ты находишься в ней и говоришь, что она твоя — но она для мертвых, а не для quick (живых, шустрых), поэтому ты liest (лжешь, лежишь).
Могильщик. Эта quick lie (шустрая ложь, шустрое лежание, живая ложь, лежание заживо) снова перейдет от меня к вам».

Последняя фраза совсем непонятна. Почему «шустрая ложь», она же «лежание заживо» должна перейти от могильщика к Гамлету, да еще и «снова»?

Затем могильщик рассказывает Гамлету, что работает здесь уже тридцать лет — с того самого дня, когда Гамлет появился на свет.

Заведя речь о Йорике, могильщик вспоминает, как тот когда-то вылил ему на голову бутылку шампанского. Значит, они были знакомы? Но каким образом, если могильщик все это время работал на кладбище? И когда он успел изучить юриспруденцию и латынь?

После диалога с Гамлетом и появления остальных персонажей могильщик куда-то исчезает. Он не уходит со сцены — уход каждого персонажа сопровождается ремаркой. Однако ремарки «Могильщик уходит» в тексте нет. Ни в одном издании. Да и странно было бы, если бы он ушел прежде, чем закопать Офелию. Он словно растворяется — или становится невидимым для всех, кроме Гамлета и Горацио.

Все это кажется странным и лишенным смысла. Ну, а если допустить, что смысл в поведении могильщика все-таки есть?

Начнем с «кожевника». Марло был сыном башмачника, и одно из его прозвищ — «кожевник». В 1602 году прошло от 8 до 9 лет со дня его «гибели», а через год, к выходу 2 издания, соответственно — 10.

Его «убийца» был признан невиновным, поскольку действовал «в состоянии самозащиты». Могильщик говорит это на латыни — официальном языке юриспруденции. Комическая нелепость предположения, что можно «утопиться в состоянии самозащиты», призвана привлечь особое внимание к этим словам.

Вернемся к диалогу — особенно к последним двум фразам. Могильщик настаивает, что это его могила, хотя он в ней и не лежит (и при этом не лжет, утверждая, что это его могила).

Принц соглашается, что могила хоть и предназначена для могильщика, но тот никогда не будет лежать в ней, потому что он слишком «живой» и «шустрый». Подразумевается, что если бы могильщик был медлительным тугодумом, то был бы уже мертв и погребен.

На это могильщик отвечает, что его «шустрая ложь» (она же — «лежание заживо») перейдет от него к Гамлету. Иными словами, он, подобно мастеру дзен, ПЕРЕДАСТ Гамлету мастерство «живой, шустрой лжи» и «лежания заживо».

Так кто же он — тот, кто одновременно лежит и не лежит в могиле и может научить этому Гамлета? Тот, чей ум столь же остер? Тот, кто невидим ни для кого, кроме Гамлета и его alter-ego? Тот, кто остается на сцене — и исчезает с нее?

Он говорит, что начал работу мальчишкой около тридцати лет назад. Если предположить, что ему было в то время 8−10 лет, то сейчас ему около 40.

Марло «погиб», когда ему было около 30. В момент появления «Гамлета» он был на 8−9 лет старше.

Argal, как мог бы сказать могильщик, он являет собой замаскированного старшего Марло — истинного автора пьесы — писателя, который должен лежать в своей могиле, но не лежит. Принц, в свою очередь, представляет собой молодого Марло в момент его приближения к «смерти» и выбора между бытием и небытием.

Беседу в этой сцене можно рассматривать как внутренний монолог между Марло — автором «Гамлета» — и самим собой на десять лет младше — тем, кто послужил прототипом для Гамлета. Эта сцена — разрыв в ткани повествования, диалектическая словесная игра, самоосознание, возведенное в н-ую степень. Подобно мудрому могильщику, вся пьеса извлекает прошлое из-под земли, освещая некоторые события жизни и «смерти» истинного автора.

Может быть, именно это создает атмосферу двойственности, загадочности и некоей призрачности: вроде бы Гамлет — портрет автора, а вроде бы и не совсем. Если это портрет автора в прошлом, описанный из будущего, в котором он видел все уже совершенно иначе — более зрело, более мудро, более глубоко — то именно это переключение и создает ни с чем несравнимую атмосферу реальности-игры-тайны.

Обновлено 20.10.2008
Статья размещена на сайте 19.10.2008

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Самоубийц не отпевали в церкви и хоронили за кладбищенской церковной оградой. Быть похороненным без отпевания средневековые набожные жители опасались. Но как исключение, священники отпевали тех , кто сам ушел из жизни после невыносимых страданий. Вот почему и определяли- как человек ущел из жизни. У нас тоже были такие исключения. Кажется Марина Цветаева...

    • Для аристократов иногда делали послабления.
      Могильщик говорит, что Офелию похоронят по-человечески (хоть и по урезанному обряду) лишь потому, что она знатная дама.

      • журнале Букник обнаружил заметку Анны Школьник, что Шекспир был вообще женщиной - марранкой Амелии Бассано.
        Это все написано в блоге jewess.canonist.com
        Там запись разговора с шекспироведом Джоном Хадсоном .
        Алина, разберитесь с Анной Школьник по свойски!

        Оценка статьи: 5

        • Я не готова "разбираться по-свойски" в тех вопросах, в которых я не чувствую себя компетентной.

          Единственное, что могу сказать навскидку,читать дальше →

  • С пятеркой к Вам, Алина

    Оценка статьи: 5

  • Ельвира Бамбах Читатель 1 ноября 2008 в 01:00 отредактирован 22 мая 2018 в 17:46

    очень интересно

    • Спасибо Алинушка!
      Никто не лежит в своей могиле. Да! игра слов. Образно. Сегодня это тело, а «завтра» - прах. Т.е., читаем в книге Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».(Быт.2:7).
      И далее: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
      Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
      Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.
      Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа.] Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего».(1Цар.6:10).
      За не послушание Творцу, унаследовали смерть, потому что , змей соблазнил?, пообещав, что ... «подлинно ли сказал Бог, ...
      будете как боги, знающие добро и зло».(Быт.3:1, 5). По плану Господа человек задуман быть бессмертным. Но ослушались Всемогущего, а змей хитрей был человеков. Так добродетель ли, хитрость? Многие ценят эту подлость-подмену. Ой, ли???
      Святое Писание открыто говорит, в частности Святой Евангелист Лука: « Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. (Лк 12:2)

      В результате наростающего грехопадения (обман, гордость, зло, лицемерие, болезни, убийства и т.д.), жизнь человека сократилась, установленная Богом. Он вложил об этом в уста Моисею: « Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!" (КТО слышит) ???
      ... Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
      Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
      Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
      Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
      Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. ....».(Псалом 89:2-4; 8-12). ...следует приобрести веру!!!
      Но сказал Господь: « в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:19).

      Для спасения же отдал Сына Своего Единородного, Искупителя,(всех) Спасителя Иисуса Христа.(Кто покается и уверует, спасён будет, как и Сам Христос.).Кто упрям, самодоволен и жестокосердечен останится ли в могиле? (Т.е.это временно).
      Ибо « И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
      Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
      Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
      ( Кто же не Христов, ...) ... и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
      Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
      И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.».(Откр.20:4-6; 12-15).
      Вот такая игра слов, леди и джентльменты.
      « И увидел я новое небо и новую землю,
      И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
      И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». (Откр.20:3-4).
      Обильных всем Божиих благословений.

      • Для аристократов иногда делали послабления.
        Могильщик говорит, что Офелию похоронят по-человечески (хоть и по урезанному обряду), лишь потому, что она знатная дама.

  • Да, очень любопытная статья!
    Пять...

    Оценка статьи: 5

  • Супер!!!

  • Очень занимательно. Прочел с удовольствием.

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Евгеньевич Бершадский Владимир Евгеньевич Бершадский Профессионал 31 октября 2008 в 12:58 отредактирован 31 октября 2008 в 13:06

    Великолепная игра со словами в подстановки.
    Я это тоже делаю при исследовании библейских текстов.
    Не является ли "Гамлет" книгой, подобной Библейским? Например книгой משלי /мишлей - (откуда русское - Книга МЫСЛЕЙ) - "ПРИТЧИ Соломона"

    Оценка статьи: 5

    • Алина Даниэль Алина Даниэль Мастер 31 октября 2008 в 16:42 отредактирован 31 октября 2008 в 16:49
      "Гамлет" и Библия

      Вот статья на эту тему:

      Новый Гамлет
      читать дальше →