Валентина Пономарева Грандмастер

Кто из домашних духов обитал у печки? Поверья наших предков

Компания невидимок, которые, по поверьям наших предков, избирали для проживания в доме самое теплое местечко, была довольно разношерстной. Часть из них была ипостасями домового, которого также называли доможилом, доброжилом, доброхотом, кормильцем, суседушкой, дедушкой, хозяином, набольшим или самим.

По одной из легенд, этот дух произошел из числа непокорных небожителей, сброшенных на землю. Прижившись близ человека, он приобрел добродушие и склонность к шуткам, которые у него, прямо скажем, отличались изрядным своеобразием.

Например, ради собственного веселья (или в качестве укора провинившемуся члену семьи) он может щекотать и щипать сонных людей, стучать в стены и т. д. С ним старались ладить, поднося угощение и подарки (а до подношений это существо весьма охоче), а также содержа в чистоте его любимый запечный угол. Это являлось важной мерой для того, чтобы «домовой не перевелся». Такого допустить было нельзя, ведь в народе существовало твердое убеждение, что от домового во многом зависит благополучие дома.

Он мог караулить нажитое добро, стать грудью на защиту интересов семьи, проживающей в избе, даже перед своими собратьями, особенно если эта семья дружная, а хозяева трудолюбивы и рачительны. «Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить» (С. В. Максимов). Тому, кого любит, домовой оказывает особые знаки внимания, например, заплетает волосы и бороды в косы.

Представляли его в человеческом облике, порой абсолютно сходным с хозяином дома, а иногда — в образе низенького старичка с лицом, покрытым белой шерстью. Кроме того, древние славяне верили, что домовой может обернуться кошкой, собакой, коровой и даже ужом, крысой и лягушкой.

Другой мифологический персонаж так и прозывался — запеченник, т. е. имя свое он получил «по месту прописки». В одних местах его считали одной из ипостасей домового, в других — хозяином печи. В частности, поверья о «хозяине печи» бытовали у карел и вепсов, которые считали его весельчаком.

А это домовой со своей супругой Запеченнику, как правило, везде приписывали добродушный нрав, хоть и шаловливый. В числе любимых проказ его, как утверждали в старину, было битье посуды и прятание вещей, разумеется, именно тех, в которых возникала нужда.

Еще один дух, голбешник, селился под печкой и представлял собой разновидность домового. Голбешник ведал домашним хозяйством и тоже был достаточно миролюбив по отношению к людям. Иногда его нарекали подпечником.

Лизун тоже мог обретаться под печкой, впрочем, как и в чулане. О нем говорили, что он то ли посуду любит вылизывать, то ли шерсть у скота и волосы у людей. Этим существом порой пугали громкоголосых детей, заставляя молчать под страхом быть съеденными лизуном. Но самым неприятными обитателями запечного пространства были злыдни, которые, вполне оправдывая свое прозванье, приносили дому несчастье.

А знаете, как и почему сестра мужа стала называться золовкой? Именно она должна была обвести новобрачную вокруг печки и посыпать ее золой, приобщая таким образом к дому, представляя домовому и получая согласие от него на проживание.

Обновлено 15.10.2017
Статья размещена на сайте 8.11.2008

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 13 ноября 2008 в 23:03 отредактирован 13 ноября 2008 в 23:04

    А бывают ещё чуки, они незлые, но людей сторонятся, селятся на островках на болоте, в оставленныхлюдьми местах, впрочем, и у людей под боком, но только там, где их немного - на стоящих особняком хуторах и в прочих местах. Борются со шкыдлами - шкыдлы очень противные, злые, хитрые и пронырливые, чуки их не любят.

    • Да, Денис, предки наши на болотах много интересных существ поселили...

      • Где-то там ещё вросла в землю летающая чугунная ступа, а хозяйка ещё, будучи дамой вполне интеллигентной, давно перебралась в местный райцентр и консультирует работников краеведческого музея. Заодно приструнила незваную компанию бюрократов, которые припёрлись устанавливать свои порядки. Вредная и злая классная руководительница Леонковалла Борисовна, оказывается, по ночам торгует мороженым в электричках, курсирующих по сказочной стране Астралии. Там же на станции местной узкоколейки "Чьитоноги" обитает добродушная старуха, лихо гоняющая на помеле, оснащённом мотоциклетным седлом. Ржавые ведьмы из старой баньки, знающие секрет изготовления тополиной рубашки, дающей способность летать, освободившись от власти Хозяина, зажили благополучно - Настасья, самая молодая, стала торговать мороженым, старшая, Степанида, устроилась в клуб билетёршей, и несмотря на внешнюю суровость, могла после начала представления пропустить ребятишек и без билета. О третьей, Глафире, ничего не известно. Потом есть ещё Саший (вариант лешего, обитающий в запущенном саду), очень вредный, нехороший, ведёт двойную игру, работая шпионом на обоих королей, на границе владений которых находится сад, где он обитает. Терпеть не может детей, но прикидывается добреньким. А вот Пим-Копытыч, оставшийся без крова домовик, был очень добродушным созданием, дружил со всеми детьми. Постоянно сидел в старом валенке и передвигался, отталкиваясь руками. Увы, не перенёс потери своего лучшего друга - котёнка, но возродился в виде волшебного дерева, чему поспособствовало семечко, привезённое ему друзьями с одной далёкой планеты. Корабельные гномы - особая тема, её так сразу всю не осветишь, стоит только упомянуть об отдельных представителях этого племени - Фоме Нилыче, некогда обитавшем на шхуне "Милый Дюк", которой командовал шкипер Джордж Седерпауэл (Жора Сидоропуло), Тилли-Тегусе и Чае-с-Лимоном - жителях гномьего города Нью-Гномборо в трюмах гигантского парохода "Новая Голландия" (он всегда был "нью", потому что после каждого рейса, разгрузки и погрузки гномы строили его заново), Гоше (Георгии Лангустовиче), который всю жизнь не мог забыть военный клипер "Кречетъ", на котором плавал в молодости, вышел на пенсию, потому что не хотел идти на железный пароход, и выбрал жильё в башенке старинного здания библиотеки, соседе и приятеле Гоши, скучном и равнодушном библиотечном гноме Рептилии Казимировиче, корабельном гноме Моте (Модесте Мокроступовиче), которого знают, любят и уважают многие старые моряки, особенно те, кто плавал на парусных судах.
        Чуки же и их непримиримые враги шкыдлы - порождение, надо думать, последствий неблаговидной деятельности человека, некая своеобразная мутация, типичые обитатели Безлюдных Пространств (обширных территорий, некогда освоенных людьми, но впоследствии ими оставленных - промышленных и военных объектов, полигонов, заброшенных населёных пунктов, "зонгов", районов, закрытых вследствие обнаружения там аномалий или присутствия пришельцев и тому подобных мест). Сам я запросто шастаю по Безлюдным Пространствам, считаюсь там за своего, дружу с сомбро, подкармливаю чук, шкыдл не боюсь, даже люблю с ними поиграть.

  • Очень понравилось :-)

    Большое спасибо.
    Могу сказать что видела в родительском доме домового в сне. Говорят что если спросить его имя, то он всегда будет тебе помогать и вообще в доме будет лад. Только я не догадалась его спросить про имя.... Вот такие дела.

    Оценка статьи: 5

  • Какие славные существа!
    Мы в детстве с сетрой и братом постоянно прислушивались к завываниями в печной трубе...

    Оценка статьи: 5

  • Домовушки пассивные, безобидные
    В Библии духи названы полевыми и лесными зверями. Эти не добренькие, могут забраться в тело и там жить, даже компанией. Компания не под силу человеку, и бесноватые в наше время сидят в психушках. Иногда одержатели выходят из тела по надобности, и если место кто-то занял - будет война. Полетит посуда и вода или огонь из стен.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Владимир Насчет запредельных по отношению к дому - отдельный разговор. Там тоже кого только нет: дворовой, овинный, гуменный, колодезный, луговой...То есть нигде человек не был одинок, по верованьям наших предков... Упс, меня уже предупредили, причем не через ШЖ, что статьи по славянским традициям могут выйти боком семье, мол, поранят или порежут. Жуть, однако, только комп починили и сеть восстановили. На угрозы, которые не впервой, не отвечаю, а жизни дальнейшей близким своим желаю. Уж больно они мне дороги и любимы

      • Владимир Шевелёв Владимир Шевелёв Дебютант 11 ноября 2008 в 08:32 отредактирован 11 ноября 2008 в 10:52

        Валентина. про славянскую традицию не скажу, Инглизм не изучил ещё, а вообще полтергейстов любить не надо, а то и они Вас будут любить, но по-своему, по-вампирскому. Душить ночью, или вселятся в тело и - запьёте. Экзорцизм - да здравствует!

        Оценка статьи: 5

  • Как много интересного и необычного нас окружает. 5

    Оценка статьи: 5

  • А моему внуку нравится бояться бабайки. Он уже подрос и, я заметил, сам себя пугает бабайкой чтобы интереснее было жить.

  • Да, насчёт золовки, это конечно новость. Наконец-то прояснилось значение этого странного слова.

    Оценка статьи: 5

  • Интересно и познавательно, спасибо. Порадовала новая инфо о том, почему невестку стали звать золовкой. Не знала.

    Оценка статьи: 5

  • Потрясающе интересно. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Марина Дутти Марина Дутти Грандмастер 10 ноября 2008 в 10:00 отредактирован 10 ноября 2008 в 12:54

    И мне понравилось!
    А я серьёзно верю в домового и прочее такое, тем более, что не раз подтверждения их существования были!

    Оценка статьи: 5

  • А вот у Толстого в одной сказке был мужичок с ноготок, который жил у соседа за печкой. Анчутка Беспятый попросил у него щепотку золы вылечить живот жене, которая объелась мышами, а за это показал дорогу в звериное царство, чтобы попросить у царя зверей силу. А что это за Анчутка?

    • Анчуткой в древние времена называли черта, беса. Считалось, что они бывают банные и полевые. Особенность у них такая: мгновенно отзываются на упоминание своего имени, так что лучше этого не делать. Пятку ему откусил волк, вот он и стал Беспятым.

  • Очень интересно! Кстати, когда на приеме оказывается ребенок со страхами домовых, то оказывается, что родители много рассказывают им о домовых. Они часто сами боятся и передают свои страхи детям. Иногда у детей с их буйной фантазией развиваются настоящие фобии. По моим наблюдениям в наше время домовые ассоциируются с опасностью, наказанием, а не с хранителем дома.

    Оценка статьи: 5

    • Пуганые дети - это вообще душевная боль для меня, среди них так много одаренных, особенно талантливых, а потенциал уходит на борьбу со страхом, в которой часто проигрывают бедняги.

  • Уютненько.. и нескучно жили наши предки.

    И дибилизатора нет в доме, вот что ценно.

    Оценка статьи: 5

  • Домовые, доможилы, доброжилы, доброхоты, кормильцы, суседушки, запеченники, голбешники, подпечники, лизуны, злыдни... где они сейчас?... во что или кого превратились?


    ...произошел из числа непокорных небожителей, сброшенных на землю. Прижившись близ человека, он приобрел добродушие и склонность к шуткам, которые у него, прямо скажем, отличались изрядным своеобразием.

    Оценка статьи: 5