Константин Кучер Грандмастер

По каким маршрутам ленд-лизовские грузы доставлялись в Советский Союз?

Путей переброски важного и необходимого не только армии, оборонным заводам, но и тылу Советского Союза ленд-лиза было несколько.

В. П. Яркин, «Разгрузка судов союзного конвоя в Мурманске. 1942 г.», 2010 г. Фото: Источник

Перейти к предыдущей части статьи

Один из них, благодаря книге Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», знают многие. Северный маршрут, по которому шли океанические конвои, был одним из самых коротких. Загрузившись в американских Бостоне, Нью-Йорке или канадском Галифаксе суда, охраняемые ВМС США, Канады и Великобритании конвоями, в ордере которых было до 60 судов, шли в Англию. Там часть судов становилась под разгрузку, а остальные продолжали свой путь до Исландии.

Чтобы в Рейкьявике можно было сформировать новые караваны, по 15−45 судов в каждом. Вот они уже шли в северные порты Советского Союза — Мурманск, Архангельск или Молотовск (Северодвинск). Весь путь от восточного побережья США до пунктов назначения на нашей территории занимал около или чуть более 2-х недель. Всё зависело от того, как быстро караван сформируется в Рейкьявике. Но этот маршрут был и самым опасным.

Корабли конвоя PQ-17 незадолго перед отправкой из Хвальфьорда, Исландия. Слева британский эсминец HMS Icarus, за ним советский танкер «Азербайджан»
Корабли конвоя PQ-17 незадолго перед отправкой из Хвальфьорда, Исландия. Слева британский эсминец HMS Icarus, за ним советский танкер «Азербайджан»
Фото: ru.wikipedia.org

До лета 1942 года почти 15% важных и столь необходимых стране грузов вместо разгрузочных терминалов Мурманска или Архангельска оказывались на дне Атлантики… За все военные годы немецким подводникам и летчикам Люфтваффе удалось потопить 17 военных кораблей ВМС Великобритании и 115 транспортов, из которых 38 были нашими. Общие потери составили 4861 человек. Около 1500 советских моряков так и не вернулись в родные порты.

Вид с немецкой подводной лодки U-123 на тонущий транспорт
Вид с немецкой подводной лодки U-123 на тонущий транспорт
Фото: Источник

Самым длинным маршрутом поставки ленд-лиза был транс-иранский. Только морская составляющая, когда суда из портов восточного побережья США через Южную Атлантику, огибая Африку, шли в Иранские порты, составляла 75 суток. А груз ещё надо было перебросить с юга страны на север, чтобы там уже перегрузить на суда Каспийской военной флотилии.

Кроме серьёзной протяжённости маршрута и длительных сроков переброски по нему грузов, на транс-иранском направлении существовали и иные сложности. Такие, как политическая нестабильность. В начальный период Второй Мировой войны в правящих кругах Ирана были очень сильны прогерманские настроения. И для того, чтобы обеспечить безопасность грузов и гарантировать их доставку именно туда, где они были нужны, в августе 1941 года, разделив сферы влияния, СССР и Великобритания оккупировали страну. Советской зоной ответственности стал север Ирана, английской — его юг.

Правда, это ещё не всё. На начальном этапе его использования, маршрут мог обеспечить ежемесячную переброску по нему не более 10 тыс. тонн. В Иране просто не было современных транспортных коммуникаций. Подразделения английской армии под руководством своих инженеров и с привлечением местного населения, которое было задействовано на выполнении земляных работ, безотлагательно занялись реконструкцией железной дороги от Персидского залива до Тегерана. Ими же была построена автомобильная дорога с твёрдым покрытием на север страны.

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке
Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке
Фото: Источник

Кроме того, англичане полностью провели реконструкцию порта Бендер-Шахпур. Ещё один — Хорремшахр, с чистого листа построили американцы. Рядом с портами быстрыми темпами были возведены два завода по сборке грузовиков, а в Абадане — налажено производство по сборке самолётов «Дуглас».

Благодаря всему этому, поставки ленд-лизовских грузов по транс-иранскому маршруту к октябрю 1942 года удалось увеличить втрое. А к маю следующего, 1943-го, выйти на уровень 100 тыс. тонн ежемесячно. Но… Практически весь 42-й год северная часть Каспия была досягаема для немецкой бомбардировочной авиации.

Истребители Р-40М «Киттихок» на пункте передачи авиационной техники в Иране
Истребители Р-40М «Киттихок» на пункте передачи авиационной техники в Иране
Фото: Источник

В общем, и у северного (атлантического), и у транс-иранского маршрутов были проблемы. Скорее всего, именно поэтому они и не стали основными. Трудно сравнивать листовую сталь с тушенкой, а автомобили с высокооктановым топливом, но если взять весовые единицы перевозимых грузов…

Так называемые англо-американские «длинные тонны», каждая из которых равна 1016 обычным, европейским килограммам. Тогда можно точно подсчитать, что конвои Северной Атлантики приняли на борт в портах погрузки 3,946 млн. дл. т. А через Персидский залив и Иран в СССР было поставлено 4,16 млн. дл. т. Или 22,6 и 23,8% от общего количества ленд-лизовских грузов.

Основным транспортным маршрутом, по которому шли военные поставки, был дальневосточный. На него приходится 8,244 млн. дл. т или 47,1% суммарного весового количества всего ленд-лиза.

Первая делегация советских ВВС стоит на фоне самолета на аэродроме Ноум на Аляске
Первая делегация советских ВВС стоит на фоне самолета на аэродроме Ноум на Аляске
Фото: Источник

Путь от тихоокеанских портов западного побережья США до Петропавловска-Камчатского, Николаевска-на-Амуре или Владивостока занимал от 18 до 20 суток. Да, дольше, чем через Атлантику. Но — значительно короче, чем транс-иранский. Правда, нельзя сказать, чтобы на дальневосточном маршруте не было своих проблем или он был полностью безопасным.

Катастрофически не хватало судов. Тем более, что 7 декабря 1941 г. японцы напали на Перл-Харбор. Началась война на Тихом океане. Не желая провоцировать Японию, советское правительство отказалось от участия в тихоокеанских перевозках кораблей под американским торговым флагом.

И здесь, как обычно, — не было бы счастья… В конце 1942 года союзники официально отказались ставить тихоходные советские пароходы в ордера атлантических конвоев. У них было достаточно своих сварных крупнотоннажных судов типа «Эмпайр» и «Либерти», чтобы формировать караваны только из кораблей, имеющих примерно одинаковые скоростные характеристики и маневренные возможности. Потому зимой 1942−43 гг. почти два десятка судов — все, способные работать в дальнем каботаже — через Атлантику и Панамский канал были переброшены с Северного и Мурманского пароходств на Тихий океан.

Американский транспорт типа «Либерти» из конвоя RA64 идет через штормовую Арктику
Американский транспорт типа «Либерти» из конвоя RA64 идет через штормовую Арктику
Фото: Источник

С 1942 года на условиях ленд-лиза в Дальневосточное пароходство стали поступать старые, капитально отремонтированные американские суда. С января 1943 года и новые, только что спущенные со стапелей сухогрузы «Либерти», и танкеры. Для обеспечения перевозок на тихоокеанском маршруте США передали советской стороне 150 гражданских судов. Да и нам, с учётом переброшенных с Севера, удалось задействовать ещё около сотни своих.

Не только нехватка судов… Были на тихоокеанском маршруте и другие проблемы. И потери тоже были. Тонули суда, гибли люди. 9 судов Наркомата Морского флота СССР были раздавлены льдами, подорвались на минах, затонули или были выброшены на скалы во время шторма, 14 — уничтожены в ходе боевых действий.

И что самое обидное… Из семи судов, потопленных подводными лодками, только одно — «Микоян» — было торпедировано японской ПЛ «1−162». Остальные шесть, как это выяснилось уже после войны, когда стороны рассекретили свои архивные документы, — американскими подводниками. 240 советских моряков погибло в Тихом океане и прилегающих к нему морях.

Кроме этих, трёх основных, был ещё ленд-лизовский транспортный маршрут. Самый короткий, и, как поначалу казалось, самый безопасный. Практически полностью проходивший по внутренним морям Советского Союза. Перед открытием навигации 1942 года начальник Главсевморпути, Иван Папанин, направил в Государственный комитет обороны специальную докладную записку, которой информировал руководителей страны о том, что этот транспортный маршрут задействован всего на треть от его возможностей.

Северный морской путь
Северный морской путь
Фото: ru.wikipedia.org

По мнению известного и авторитетного полярника прибрежные моря Северного Ледовитого океана можно значительно более активно использовать как для каботажных, так и международных перевозок. Так появился ещё один ленд-лизовский маршрут — арктический.

И вот по нему — отдельно. Он из тех самых золотников, что дороги, несмотря на свою малость…

Продолжение следует…

Обновлено 24.09.2018
Статья размещена на сайте 11.04.2009

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не только пропрёт везде, но и пушку с расчётом и снарядами доставит...

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Мастер 26 сентября 2018 в 11:24 отредактирован 26 сентября 2018 в 11:44

    Моторы войны...(Додж 3/4)

    Оценка статьи: 5

  • По каким бы путям-маршрутам груз "Л-Л" ни поступал, он был неоценим для общей победы над врагом.
    (на снимке американский средний танк "Шерман" М4-А4. Музей в пос.Снегири)

    Оценка статьи: 5

    • Владимир, ну что Вы объясняете человеку, который имеет мнение, но никогда ничего внимательно не читает. В статье, достаточно четко, черным по белому написано:

      конвои Северной Атлантики приняли на борт в портах погрузки 3,946 млн. дл. т. А через Персидский залив и Иран в СССР было поставлено 4,16 млн. дл. т. Или 22,6 и 23,8% от общего количества ленд-лизовских грузов.

      Основным транспортным маршрутом, по которому шли военные поставки, был дальневосточный. На него приходится 8,244 млн. дл. т или 47,1% суммарного весового количества всего ленд-лиза.


      А Игорь о Дальневосточном маршруте, по которому прошла почти половина ленд-лизовских грузов, уже который день почему-то даже не упоминает.

      • Понимаете, Константин, наш спор для меня с одной стороны полезен, я ранее почти ничего не знал о Тихоокеанском маршруте Ленд-Лиза, а "Персидский коридор" (Ленд-Лиз через Иран) считал чисто железнодорожно-автомобильной трассой, не зная что немного самолетов шло и через Иран, в том числе и когда АлСиб еще не существовал, а северные конвои уже не ходили.
        Но поймите, Константин - я не нашел нормальной информации о том, сколько именно самолетов пришло к нам тихоокеанскими судами во Владивосток. Единственное, что я нашел это такая информация, цитирую "через Тихий океан СССР получал прежде всего продовольствие, горючее, машины, оборудование, транспортные
        средства, предметы потребления. Это, кстати, позволяло Советскому правительству не вести все необходимое
        из европейской части на Дальний Восток. Оружие (за исключением того, что предназначалось
        советским вооруженным силам на Дальнем Востоке) предпочитали доставлять другими маршрутами.
        "
        Если У Вас есть иная информация - не о тысячах тонн рельсов, тушенки, бензина, алюминия и меди, доставленных через Владивосток, а о сотнях самолетов, доставленных по Ленд-Лизу во Владивосток - я был бы очень рад.
        Конкретно про 1942 год я обнаружил на сети такую информацию:
        В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая — 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей (около 18%).
        Для сравнения в 1942 году боевые потери советских ВВС составили 7800 самолетов, а общие 12100. Всего боевые потери (с учебными, транспортными и другими самолетами) составили 9100 самолетов, а общие 14700

        Я понимаю, в 2009 Вы этой информации не имели, а сейчас Вам не отредактировать Вашу давнюю ошибку в статье.
        Но - зачем Вы с таким упрямством ее, ту давнюю ошибку защищаете?
        В сотый раз:
        1. ЛЛ имел большое значение для СССР.
        2. Без американской тушенки, бензина, Студебеккеров и козликов-Виллисов, без их рельсов, меди, алюминия... и многого еще - нам было бы намного хреновее.
        3. Огромное спасибо всем, кто вез все товары Ленд-Лиза к нам.

        В том числе в 1942 году, когда нам было особенно тяжело, нам поставили истребители - до 18% от нашего собственного производства, в переводе на ежемесячно с января по декабрь выйдет по 151 самолету в месяц.
        Ну не выходит 400 самолетов в месяц, как ни крути. НЕ ВЫХОДИТ.
        Признаете ошибку, или предпочтете меня обвинять за то, что я весь интернет не прочитал (вместо Вас, автора статьи, брякнувшего наобум круглую цифру для подтверждения ложных выводов)???
        Ваш выбор.

        • Какой выбор, Игорь?!! Вам уже всё давно отвечено. Но Вы не хотите видеть то, что Вам не надо. Это Вы давно сделали свой выбор. Без проблем. Ваш выбор - это Ваш выбор. Почему у Вас не выходит, не знаю. Лично я в этом не виноват.
          Если же повториться в третий раз, пож-та. Мой ответ Вам трехдневной давности:

          3. До середины 1942 года СССР получил от союзников 3100 самолетов. В их числе истребители «Аэрокобра», заслужившие высокую оценку наших летчиков (Игорь Краснов. О ленд-лизе объективно и без эмоций https://vpk-news.ru/articles/6629 )

          4. А это по поводу НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ САМОЛЕТОВ. Пеpвые 16 самолётов модели «Аэpокобpа» Р-39D-2 (Белл «Модель 14А», из английского (!) заказа) поступили в Аpхангельск 31 августа (до конца 1941 г. – 669 истpебителей, из 800 обещанных по московскому пpотоколу).


          Итак.
          До конца 1941 г. мы по ленд-лизу получили 669 самолетов. Некоторые источники указывают 711. Ни вашим, ни нашим. Берем усредненную цифру 700.
          До середины 1942 года СССР получил от союзников 3100 самолетов. Средина - это 6 месяцев.
          Если исключить полученное в 1941 году, то за шесть месяцев 1942 года мы получили 2400 самолетов. По 400 самолетов в месяц.

          Если посмотреть Наталью Бутенину "Ленд-лиз. Сделка века" (Приложение 17, http://rubook.org/book.php?book=360440&page=87 ), то можно увидеть, что удельный вес поставки самолетов в общем объеме ленд-лиза в 1942 году составил 22.5%. Во-первых, в этом году это самый высокий удельный вес по сравнению с иными наименованиями поставляемого. А во-вторых, такого высокого удельного веса поставки самолетов в последующие годы уже не будет. Острота вопроса снизится. Это по поводу "дорога ложка к обеду".

          У этого же автора можно посмотреть Приложение 22 (но учитывайте, что это поставки ТОЛЬКО из США, а ведь были и из Канады (Британский доминион) и собственно из Великобритании). Так вот если верить этой таблице, то поставки по первому протоколу (основные вопросы урегулированы к февралю 1942 г.и действовал до 30.06.1942 г. - 5 месяцев) мы только из США получили 1464 самолета. Или 292-293 самолета ежемесячно. И это только поставки США. С учетом британских истребителей и прямых поставок из Канады, думаю, мы и выходим на те объемы поставок, о которых идет речь в статье.

          Кстати, по АЛСИБу за 1942 год было перегнано чуть больше 130 самолетов. Может, и капля, но и эта капля работала на Победу. Мал золотник...

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 26 сентября 2018 в 15:44 отредактирован 26 сентября 2018 в 15:46

            Константин Кучер, читаю - и ощущаю полный абсурд.
            Вы же сами предложили - считать с июня 1942 по ноябрь 1942, Вас никто за язык не тянул.
            Но Вы раз за разом рассказываете, сколько в 1941 году к нам по Ленд-Лизу самолетов прибыло.
            Не надо про 1941 год в очередной раз мне рассказывать. ВЕРЮ. Но Вы сами про июнь-ноябрь 1942 год писали.
            А Вы раз за разом - про самолеты прибывшие в 1941 или в 1942 - до июня.
            В предыдущей Ваше статье написано :"Летом 1942 года немецкие лётчики имели в воздухе двойное превосходство перед нашими. А к ноябрю от него практически ничего не осталось. Только потому, что в СССР ежемесячно шло до 400 американских боевых машин"
            Константин, в Ваших расчетах эти самолеты учтены фразой "Летом 1942 года немецкие лётчики имели в воздухе двойное превосходство перед нашими".
            Не надо еще и еще раз рассказывать, сколько самолетов пришло - до указанного Вами срока.
            С учетом того, что построили наши заводы и того, что пришло - у немцев был двукратный перевес. Вы так написали и я Вам поверил.
            Я ошибся, или практически весь Ваш пост посвящен поставкам ДО УКАЗАННОГО ВАМИ ПЕРИОДА?
            Зачем рассказывать о том, что было доставлено до июня 1942? РАЗ ЗА РАЗОМ!!!!
            То что было доставлено до июня 1942 года уже учтено Вами фразой "Летом 1942 года немецкие лётчики имели в воздухе двойное превосходство перед нашими"
            Я просил цифры с июня 1942 по ноябрь 1942, Вы упрямо рассказываете о поставках ДО этого периода. ЗАЧЕМ?
            Думаете, если повторять одно и то же, правильное, но не в тему, оппонент сдастся и признает Вашу правоту?...
            Вы мне изначально казались достаточно образованным приличным человеком.
            Вижу, что крупно ошибся. Очень жаль.
            Все цифры я уже Вам по истребителям представил - хотя и за весь 1942 год, а не за полугодие. На наших заводах было собрано около 10000 только истребителей, по Ленд-Лизу, северными конвоями (до лета - летом их уже не было) и через Персидский коридор пришли около 1900 самолетов, Вы сказали, что по АлСибу пришло в тот год 169 самолетов. Я про АлСиб с Вашей подачи много прочитал, самая первая группа самолетов пришла только в Красноярск в конце ноября и были это в основном А-20 "Бостоны", ближние бомбардировщики, а не истребители. Но, в конце концов - замнем частности еще и еще раз. Говорите, всего их было 169? Может быть в декабре - и прилетели...
            Изначально Вы говорили июнь-ноябрь 1942 - но хрен с ним. Зачтем все Бостоны, что вообще пришли в 1942...
            Получается все равно - цифра далекая от 400 в месяц.
            Все равно спасибо тем, кто перегонял и тем, кто их сделал -- 1/5 от собственного производства СССР в 1942 году.
            Пошабашим на этом, или будете доказывать, что 200 самолетов из Америки намного перевешивают 1000 наших Яков только потому что... ????
            Мне было очень жаль В Вас разочаровываться, хотя уже Ваш рассказ как было здорово слезогонку забросить в трамвай набитый пассажирами -- и сам по себе был знаком, а Ваша обида того, что этот поступок подонка я именно так и назвал - был вторым указателем.
            Ай, беда...

    • Владимир Голубков, а кто с этим спорит?
      Спасибо всем, кто хоть как-то помогал нам бороться с нацизмом.
      А тем пацанам и девчонкам, которые, которые по 12 часов в сутки, на нищенском тыловом пайке делали танки, самолеты, снаряды, патроны - под лозунгом "Все для фронта - все для победы" - им спасибо сказать следует?
      А как быть с теми, кто сегодня нам рассказывает, что именно и только "ЛЛ" позволил нам победить и спас в 1942 году (когда из трех каналов поставок работал один, Иранский, да и он почти "пересох" - пока поставщики не убедились, что СССР устоял и в него стоит вкладывать деньги) - им можно на брехню указать, или это нетолерантно?

      • Игорь Вадимов, всем причастным стоит сказать "спасибо" и низкий поклон, а жертвам и геройски погибшим-вечная память!
        Но статья ведь конкретная, о Ленд-Лизе
        (И не стоит забывать, что статья была написана в 2009 году на материалах, доступных для ознакомления как минимум девять лет назад)

        Оценка статьи: 5

  • Очень интересно, поздравляю с тем, что статья появилась в основном выпуске. Про арктический маршрут очень жду - меня уже давно интересует Арктика (путешествия Андрэ, Норденшельда, неудачная попытка Витте снарядить "Ермак" по северному морскому пути до Владивостока и так далее).

    Респект!

    Оценка статьи: 5