Кристина Абрамовская Грандмастер

Чем манга отличается от аниме?

В последнее время среди так называемой продвинутой молодежи стало модно увлекаться мангой и аниме. Что же это такое и с чем его едят, то есть глядят?

Начнем с происхождения. Почти ни для кого не секрет, что явление это — японское, хотя уже и вышло на международный уровень. Изначально существовало такое явление, как манга — это японские комиксы (причем, обратите внимание, что настоящая манга рисуется и, соответственно, рассматривается справа налево, а не наоборот!). Этот термин появился в далеком в 1814 году с легкой руки знаменитого японского графика Хокусай Кацусика, а картинки из жизни как художественное явление существуют аж с 12 века!

Среди манги есть масса жанров — от откровенно порнографических, до фантастических, ретро, боевых и искусств (и так далее — подробнее ниже). Авторы-художники манги — это увлеченные мастера-фанатики своего дела, причем в самой Японии — это одна из самых низкооплачиваемых профессий. Так и представляешь себе нечесаного японского художника, запертого в крошечной квартирке с карандашом за ухом и с банкой рисового пива, корпящего над эскизами…

Затем, как гласит история, один из этих мангака (так называются художники, рисующие манга) по имени Осаму Тезука (Osamu Tezuka) отправился на работу в студию Диснея. Вернувшись оттуда домой с опытом анимации, он основал в Японии студию, которая переложила комиксы в мультипликационный формат. Так появилось аниме, а студия Тезуки создала среди прочего сериал «Астробой», который популярен до сих пор.

То есть теперь вы чувствуете разницу? Манга — это комиксы, аниме — это мультфильмы. (Некоторые манга имеют свои переложения в виде аниме). Кстати, опять же, как говорят знатоки, большие глаза у героев аниме — это именно влияние студии Диснея. В некоторых фильмах (но не во всех) чем больше у героя глаза — тем он «главнее». У второстепенных персонажей глаза все меньше и меньше…

Если вы уже знакомы с аниме не понаслышке, то наверняка обратили внимание, что, в отличие от своих европейских и американских собратьев-мультфильмов, аниме отличает упрощенная анимация: персонажи двигаются достаточно просто, а саму картинку отличает статичность. Это происходит из экономии, ведь, как мы упоминали, ремесло художников не относится к высокооплачиваемым, и на производство мультфильмов не выделяется большое количество средств.

Теперь о жанрах манга и аниме: их существует огромное количество. Например, аниме, предназначенное для старших мальчиков и юношей с 12 до 16−18 лет, называется сёнэн, а для старших девочек и девушек — сёдзё. Жанр сёдзё-аниме, который называется махо-сёдзё — «девочки-волшебницы», рассказывает о приключениях девочек, наделенных магической силой.

Или возьмем такой жанр, как «меха». Это сложные, как правило, самодвижущиеся механизмы, которые не имеют реальных прототипов — то есть, придуманы специально для этого проекта. Обычно термином меха обозначают гигантских роботов и огромные человекоуправляемые боевые машины.

Интересен жанр аниме, рассказывающий о мирах, альтернативных нашему и находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Он называется паропанк и возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической, то паропанк — на ретро-эстетике. Что такое киберпанк, сегодня знает каждый, кто видел хоть одну серию из голливудской трилогии «Матрица». Но немногие знают, что существует разновидность аниме, рассказывающая о жизни после глобальной катастрофы, с характерным названием «постапокалиптика».

И теперь мы вплотную подошли к тем фильмам и режиссерам, которые сделали аниме массовым и в тоже время культовым видом искусства. (Конечно, мы здесь не рассматриваем хентай — порнографическую «ветвь» аниме). Одни из самых популярных мультсериалов — это «Наруто», «Сейлормун» и «Рубаки» с бесконечным количеством продолжений. Забавный, местами смешной сериал «Крутой учитель Онидзука». Многим нравится сериал про вампиров «Хелсинг», а лично мои любимые фильмы — «Школьные войны» и «Подручный бездарной Луизы».

Классиком жанра считается режиссер Хайао Миядзаки — уникальный по сочетанию качества своих фильмов и популярности. О его фильме «Принцесса Мононоке» режиссер Энди Вачовски (да-да, один из тех братьев Вачовски) как-то сказал: «Посмотрев фильм „Принцесса Мононоке“, вы можете сделать только одно — броситься к телефону и заказать все фильмы, которые он сделал. „Принцесса Мононоке“ принадлежит к числу фильмов, которые оправдывают существование кино. Он отпечатывается в вашем воображении и остается там, — это шедевр».

Помимо вышеупомянутой «Принцессы», Миядзаки снял еще множество фильмов, среди которых — «Небесный замок Лапута», «Ведьмина служба доставки», «Ходячий замок Хоупа», «Навсикая из долины ветров». А самый известный фильм режиссера, «Унесенные призраками», получил Оскара за лучший анимационный фильм и принес в прокате 260 миллионов долларов, хотя это не главное его достоинство. Вышедший в прошлом году фильм «Рыбка Поньо на утесе» также был отмечен, на этот раз на Венецианском фестивале.

Другой культовый режиссер Мамору Канбэ известен широкому зрителю шокирующим фильмом «Эльфийская песнь» (Elfen Lied). Естественно, к эльфам сюжет не имеет никакого отношения — это печальная и шокирующая история любви.

«Я почувствовал, что именно изображение переживаний героев было тем, что делало её поистине непреодолимой силой: так честно и непритязательно передаются здесь эмоции» — сказал сам режиссер о своем творении, и редко кто может удержаться от слез при просмотре этого произведения, кстати, снятого по манге.

Таким образом, манга не менее популярна, чем аниме. А количество ресурсов в сети, которые посвящены рисованию манги, говорят о том, что многие от простого потребления хотят перейти к созданию шедевров этого направления в искусстве. Может быть, один из них — вы?

Обновлено 3.07.2009
Статья размещена на сайте 15.05.2009

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Николай Голдин Николай Голдин Читатель 16 июля 2013 в 11:44 отредактирован 16 июля 2013 в 11:45

    Как же забыли упомянуть шедевральный "Death note" и крышесносный "Neon genesis evangelion"(как одного из ярчайших представителей жанра "меха"). Кстати некоторые моменты из недавнего "тихоокеанского рубежа" очень похожи на "еву".
    p.s. И вроде "ходячий замок Хаула", а не Хоупа.

  • В основном согласен с ув. Денисом Леонтьевым. В аниме узкие глаза-признак старости, большие - молодости, юности. Так же как например неестественно синий цвет волос явл. цветом спокойствия, гармонии, уравновешенности, а ярко-красный - пылкости или вспыльчивости.

    За что всегда любил аниме, так за большее разнообразие сюжетов, классных героев (несмотря на огромное количество шаблонных аниме), за истории, которые могут трогать или веселить... вообще за то, до чего не дошел Голливуд и современные режиссеры.

  • Хинагата Исайа Хинагата Исайа Читатель 7 декабря 2009 в 13:33 отредактирован 23 мая 2018 в 11:19

    Ток идиоты говорят что аниме это мультики эт совсем не так. и это говорю Я (анимешница уже 5лет) .

    • Рискну поспорить. В каком то плане аниме это мультик ( юхууу я идиот ), но только по традициям Японии и в разграничении с фильмами. Таким образом, можно и мангу назвать комиксами или книжкой с картинками (по традициям иной страны). (анимешник почти 10 лет.)

  • В детстве очень любила Сейлормун.
    Сейчас обожаю Миядзаки, собираю все его фильмы. никак не могу найти принцессу Мононоке. Моё чадо тоже любит Миядзаки, особенно Тотору и принцессу Наусику из долины ветров, ну и Поньо, конечно.

  • Кристина Абрамовская, никогда не понимала увлечения своего сына аниме. Пока не посмотрела «Унесенные призраками», а затем «Ходячий замок Хоупа». Не смотря на всю бедность, я бы даже сказала примитивность видеоряда. чем-то эти мультфильмы трогают за сердце незаснувшего ребёнка в моей душе. Вот видимо этим они и ценны - возвращением в детство.

    Оценка статьи: 5

  • Кристина Абрамовская, никогда не понимал этого повального увлечения. Но ничего случайного не бывает, значит так должно быть.

    У меня племянница только рисует бесконечно и мультфильмы смотрит. Даже ник у нее в почте японский.

    Оценка статьи: 5

  • В общем статья написана довольно небрежно, но сама суть схвачена. Для поправки скажу, что манга зачастую бывает гораздо длиннее аниме, поскольку манга-серии бывают настолько длинными, что просто технически очень сложно снять столько серий или взявшаяся за экранизацию студия "выдыхается" на полдороге. А размер глаз, цвет и оттенок волос и кожи, фигура - это приметы, позволяющие зрителю с первого взгляда определить характер персонажа. Тем более что далеко не все мангаки любят рисовать большие глаза. Есть такие, которые рисуют обычных японцев, как они есть в жизни, вот и всё.

    Оценка статьи: 3

  • 5! Кристина, прекрасная статья. Удачи!!!

    Оценка статьи: 5

  • интересная статья, но мне совсем аниме не нравится, хотя многие фанатеют от него
    мне вот нравятся 2 мультика, в которых присутствует стиль аниме: *Ночная буря* и *Аватар* а больше никакие