Светлана Усанкова Мастер

Как простой русский солдат стал греческим святым?

Вы знаете, что в переводе с греческого означает слово «россос»? Русский, конечно же! Особых лингвистических познаний для догадки не требуется. Один из самых почитаемых святых в греческой православной церкви — Иоаннис Россос: Иван Русский, проще говоря. 26 мая в Греции отмечается посвященный ему праздник.

Какой была его настоящая фамилия, уже и не установишь. «Русский» — скорее прозвище, указывающее на отношение к определенному народу. Легенда утверждает, что он был простым рядовым солдатом в армии императора Петра Великого и попал в турецкий плен. В неволе Иван прожил мучительные 13 лет, регулярно подвергаясь пыткам и насилию. Несмотря на требования турок перейти в ислам, он сохранил верность православию и в 1730 году принял мученическую смерть за свою веру.

Мощи Ивана Русского вместе с другими своими святынями в 20-е годы прошлого века перевезли на остров Эвбея малоазиатские греки. До того момента в стране почти ничего не знали о нем. Но культ святого достаточно быстро распространился по Элладе. В конце мая на Эвбею поклониться мощам святого ежегодно приезжают десятки тысяч человек.

Праведный Иоанн Русский Об Иване Русском известно, что родился он в 1690 году на Украине — еще далеко не самостийной, а входящей в состав государства Российского. В солдаты его рекрутировали еще подростком, он прошел по самым горячим точкам русско-турецкой войны и, как гласят предания, не раз отличался в боях, демонстрируя примеры мужества и отваги. В битвах под Азовом Иван попал в плен к туркам. Его переправили в Константинополь, а оттуда — в небольшой городок Прокопион, неподалеку от Кессарии Каппадокийской (Малая Азия).

Нового хозяина Ивана звали Ага, и он возглавлял лагерь янычаров. Служить ему Иван не отказывался — куда ж было деваться? Но когда вконец обнаглевший турок потребовал у своего раба, чтобы тот отрекся от православной веры, Иван проявил поразительную твердость и категорически отказывался. Православие он всосал с молоком матери, в нем он вырос и бережно нес его по жизни как самую главную ценность. Отречься? Да ни за что на свете!

А вот Ага с нетерпением ждал того дня, когда его послушный раб станет правоверным мусульманином. Уговоры «по-хорошему» не помогли, пришлось применить силовые методы. В этой области турецкий вельможа слыл знатоком. В ход пошло раскаленное железо, публичные — на виду у всех домочадцев и у всей прислуги — порки деревянными палками. После подобных экзекуций еле живого Ивана обычно выволакивали на середину двора и пинали ногами до тех пор, пока он не переставал подавать признаки жизни. На ночь его бросали в хлев, где он спал с животными, иногда — уткнувшись лицом в кучу навоза, потому как после жестоких побоев совершенно не было сил отползти в угол, подальше от нечистот.

Но упрямый русский не отступался от своего Спасителя. Ага никак не мог уразуметь, чем же так близко этому грубоватому мужику распятое на кресте, искалеченное, тщедушное тело, которому тот самозабвенно поклоняется, шепчет свои исступленные молитвы, закрывает глаза и падает навзничь в изнеможении. Чем не устраивает Ивана великий и могучий Аллах? Он, поди, даже представить себе не может, от чего отказывается!

Между тем даже глумившиеся над русским солдатом янычары постепенно проникались к нему уважением. Раз он столько терпит — значит, и впрямь есть ради чего терпеть.

Слухи о своевольном пленнике быстро распространились по Прокопиону и достигли даже других городов области. Никто так жадно не внимал им, как православные греки, проживавшие и в том, и в другом городе, и подвергавшиеся периодическим притеснениям со стороны турок.

Впрочем, Иваном заинтересовались не только греки. Его повелел доставить в свой дворец сам турецкий паша. «Почему отказываешься от нашей веры?» — спросил паша у Ивана. «Потому, что верую в Господа нашего Иисуса Христа. Если вы думаете, что пытками заставите меня отречься от него, то ошибаетесь: от пыток моя вера становится только крепче!» — ответил пленник.

Дерзкий ответ возмутил пашу, ведь с ним никто не осмеливался разговаривать подобным образом. Он приказал держать Ивана в хлеву вместе со скотом, кормить его помоями и обращаться с ним, словно с паршивым псом. В таких условиях солдат долго протянуть не смог, несмотря на то, что обладал достаточно крепким здоровьем украинского селянина. Он скончался в 1730 году, когда ему было около сорока лет.

Местные христиане, среди которых основную массу составляли греки, сумели добиться у турок разрешения похоронить Ивана — им отдали тело. У каппадокийских православных христиан тогда существовал обычай вскрывать могилу через три года после погребения и совершать перезахоронение праха. Но то, что они увидели в могиле Ивана, заставило их застыть в изумлении: на теле не было заметно ни единого признака разложения.

Впоследствии, во время подавления одного из христианских бунтов, мощи Ивана Русского по приказу паши янычары бросили в костер. Дождавшись ухода турок, греки поспешно разгребли тлеющие угли. Огонь не повредил тела солдата, оно лишь несколько почернело. Святой стал пользоваться в Каппадокии еще большей популярностью. Так и зародилась традиция почитания Ивана Русского, и первым очагом ее распространения была область Каппадокия в Малой Азии.

В 1922 году, после так называемой малоазиатской катастрофы, турки изгнали греков с земли, где до сего момента они жили тысячелетиями. Между Турцией и Грецией состоялся официальный обмен населением. Грекам Каппадокии разрешили взять с собой при иммиграции останки Ивана Русского. Их перевезли на Эвбею, в поселение, которое не без ностальгии назвали Прокопи — в память об оставленном Прокопионе. С годами оно превратилось в очаровательный городок — один из главных центров паломничества в Греции. В летние месяцы его улицы переполнены народом: поклониться мощам святого сюда приезжают до пятнадцати тысяч человек еженедельно.

Если вы зайдете в здешнюю церковь (а она одна на весь городок), то увидите посреди нее серебряный саркофаг со стеклянной крышкой. В нем — тело Ивана Русского. Оно облачено в богато расшитые шелковые ризы, а лицо прикрыто золотой маской. Очередь к гробу святого обычно выстраивается с раннего утра и тянется до поздней ночи. У входа в храм отведен специальный уголок, где можно примерить на себя шапку и пояс святого. Прикасаясь к его вещам, стоит мысленно попросить его о помощи — говорят, обязательно услышит и поможет.

Необычна икона Ивана Русского, установленная тут же, в церкви. Она вся увешана металлическими пластинками, и на каждой из них — запись об отдельном случае исцеления, происходившем на этом месте после молитвы святому. Здесь же стоит деревянная палка — на нее опиралась парализованная пожилая женщина, еле-еле добравшаяся с посторонней помощью до церкви с чудодейственными останками. Обратно бабушка ушла уже на своих двоих. А палка так и осталась в церкви.

Церкви в память об Иване Русском есть и во многих других уголках Греции. Одна, совсем крохотная, куда вмещается всего несколько человек, — в Афинах, на улице Айос Георгиу в квартале Мелисса. И там тоже на греческом языке возносятся молитвы святому с русской генеалогией.

Обновлено 30.05.2009
Статья размещена на сайте 21.05.2009

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 9 июня 2009 в 20:32 отредактирован 20 июня 2009 в 01:52

    бродите-бродите.

    Еще в Полтавской битве отличились казаки. Если не знаете….А казачий полковник Галаган – верой и правдой служил Петру Перовому и участвовал в разгроме Запорожской Сечи (по приказанию царя). Жалко тратить время, если нужно, найду и другие имена. (Не сегодня и не завтра).

    НО! вести беседы при ясной луне на тему российско-украинских отношений отказываюсь категорически. Ни за какие коврижки, ни за какие гонорары. Дозвольте заняться своими делами. Не знаю, как у вас – а у нас на улице – красота. И не требуйте от легенд заверения справками. Когда это будет возможно, тогда заверят. Специалисты. Кто бы ни был этот солдатик – спасибо грекам. Все, что я хотела сказать.

    Оценка статьи: 5

    • Малоросские казаки были в армии Петра и воевали со шведами. Под русскими знаменами в Северной войне покрыл себя славой Полтавский казачий полк (командир - полковник Иван Левенец).
      сие - цитата.


      А гетман Старопадский, сменивший Мазепу....

      Побродим лучше по улицам, а не по форумам, тепло наступило.. Удачи Вам.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 9 июня 2009 в 20:51

      Макар Бруколли, "Интересно какую войну вел Петр Первый с Турцией в 1727 году?" Удачно отняли 13 лет от 1730.
      Попробуйте еще раз, получится 1717. С этого года Иван Русский жил у турок, а попал он в плен еще раньше, во время Прутского похода 1711 года. В котором гетманские войска вместе с крымскими татарами воевали против петровского войска, на стороне турок! Избирательные знания у Вас какие-то. Да, Иван Русский родился на территории Украины, этого никто не отрицает. Но легенду упрекать в неточности бесполезно. В житии еще и не то можно встретить.

      • Комментарий скрыт
        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 9 июня 2009 в 21:53

          Макар Бруколли, перечитайте мой комментарий, там все даты. Пленили его крымские татары и продали в Константинополь, не сразу.

          • Комментарий скрыт
            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 10 июня 2009 в 00:40

              Макар Бруколли, источники говорят, что он служил в петровском войске не в качестве казака, а рядовым солдатом. Казаки в это время против Петра воевали, вместе с татарами. Взяли Ивана в плен именно татары в 1711 году и только через 6 лет переправили в Константинополь. В татарском плену его не пытали и от православия отречься не заставляли, поэтому и говорят о 13 годах муки. Пожалуйста, хотя бы в Википедию зайдите, там всё подробно расписано.

    • Макар Бруколли, или кто бы Вы ни были, зарегистрировавшись только для этого комментария.

      Легенда тем и отличается от исторической науки, что в ней излагается представление простых людей об их прошлом. Требовать от легенды (тем более о святом!) 100%-ой исторической достоверности неправомерно.


      Спасибо грекам, что помнят хоть что-то!

      Рекрутчины в Малороссии не было, но казаки и аристократы служили в русской армии.

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Светлана. А что еще скажещь?

    Оценка статьи: 5

  • Мне кажется, что рассказ о мучениях, которые причиняли христианину турки - легенда. Насколько я знаю, мусульманство с уважением относится к "людям книги", христиан не притесняют. Иисус (Иса) у них один из почитаемых пророков, пришедших в свет до Мухаммада. Более того, Коран запрещает принуждать христиан и иудеев к принятию ислама. Этот акт должен быть добровольным.
    Скорее всего, в ужасающих этих рассказах сказалась давняя вражда греков к туркам.

  • Как все взаимосвязано - у нас греческие святые, у греков - русский. 5+

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
  • Светлана Усанкова, очень хорошая работа!
    Пользуясь случаем, хочу принести официальные извинения всему редакторскому составу "ШЖ". Я был очень необъективен, когда считал, что в журнале "ШЖ" мало место уделяется христианству.

    Оценка статьи: 5

  • Светлана, 5! Сделала для себя открытие.

    Оценка статьи: 5

    • Да греки-то никогда нам за иностранцев не почитали в храмах. В составе американской группы в ноябре прошлом на Патмосе молилась я церкви, пока мои земляки фотки делали. Старая полуслепая гречанка-смотрительница подсмотрела и расцеловала меня, ну, а я ее. Да где угодно в Греции - иди, молись, стой службу. И русских очень почитают, конечно, не тех, кто на Кипр отдыхать ездит и в Афинах блудит. Я на Плаке с монахом греческим по-русски разговаривала - а чего чудного?

  • Светлана Усанкова, интересно написано. Знала о Максиме Греке. Об Иване Русском не слышала.

    Оценка статьи: 5

  • Молдоцы греки.

    Их уважение к иноземцу достойно всяческого уважения.

    Оценка статьи: 5