• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Сергей Курий Грандмастер

Как в одно ИЮЛЬСКОЕ УТРО группа URIAH HEEP написала свой главный хит?

Группе URIAH HEEP больше везло со слушателями, чем с критиками. Последние постоянно выдумывали «Хипам» обидные прозвища, то называя их «третьесортной копией JETHRO TULL», то награждая сомнительным титулом «самой успешной среди худших рок-групп».

Но наверное наиболее смешно (хотя и непреднамеренно) «обозвали» группу в Советском Союзе — даже диск выходил под этой странной аббревиатурой — УРИЯ ГИП. Дело в том, что своё название группа почерпнула из романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста», где имечко Юрайя Хип носил один не шибко приятный персонаж. Ну, а так как в советских изданиях этого персонажа переводили, как Урию Гип, то и название рок-группы подправили. Горе от ума…

Однако вернемся собственно к творчеству URIAH HEEP.
По «гамбургскому счету», каких-то революционных новаций в их музыке действительно не было, зато группе удалось создать немало талантливых и по-настоящему красивых песен. В ряду хитов безусловное первенство принадлежит 10-минутной композиции «July Morning» («Июльское утро»).
Злые языки утверждают, что «Июльское утро» лидирует только на советско-постсоветском пространстве, а в других странах URIAH HEEP больше помнят по незатейливому двухаккордному хиту «Lady in Black»… Но значит, тем более, честь и хвала вкусу отечественных слушателей.

Кстати, молодые меломаны, вертя в руках нынешнее «компактное» переиздание альбома «Look At Yourself», вряд ли смогут оценить тот восторг, который испытывали обладатели виниловой пластинки. Дело в том, что посередине конверта оригинального издания 1971 года была вклеена фольга, в которую можно было глядеться как в зеркало, к чему, собственно, и призывало название пластинки — «Посмотри на себя».
Также у юных слушателей может возникнуть вопрос — почему такая эпическая вещь, как «Июльское утро» втиснута в середину альбома, а не в завершение (как стоило бы ожидать). На самом деле эта песня стояла в конце — вот только в конце первой стороны пластинки. Такие вот издержки технического прогресса…

Сверив название песни с аннотацией к пластинке — «Recorded at Lansdowne Studios, London, July 1971» — нетрудно понять, что окончательный вариант родился непосредственно в студии.
К тому времени основным композитором группы стал клавишник Кен Хенсли. Именно ему принадлежит подавляющее большинство «золотых» хитов URIAH HEEP, в том числе и основная мелодическая линия «Июльского утра». Гитарист Мик Бокс вспоминал, что песня родилась прямо во время репетиции и была, по сути, «склеена» из трех разных заготовок.

Кен Хенсли:
«Песня „July Morning“ первоначально была сочинена только под акустическую гитару. Это произошло в конце дня, когда группа заканчивала репетировать. Потом подключились остальные музыканты, и песня обрела свою плоть и кровь. Вы знаете, когда я сочиняю какую-то композицию, то вначале она звучит совсем иначе, чем в окончательном варианте в исполнении группы. Обычно при сочинении я использую либо только гитару, либо только пианино».

Мик Бокс:
«На момент работы над песней я приболел, когда же после простуды я снова появился на репетиции, то увидел, что ребята так и не продвинулись с мертвой точки. Дело в том, что все три отрывка были сочинены в одной тональности — си минор, что для столь продолжительной композиции грозило однообразием. И нам уже вместе пришлось добиваться, чтобы эти части органично, и в то же время рельефно, сочетались друг с другом. Так и появилась «July Morning».

Нежное органное вступление, похожее на первые лучи солнца, постепенно наполняется звуками других инструментов и, развиваясь, приобретает поистине драматический накал. Вокалист и автор текста песни Дэвид Байрон пронзительным фальцетом поет о поисках любви и приходе утра после грозовой ночи. В музыке соревнуются три инструмента — гитара Мика Бокса, «Hammond» Кена Хенсли и синтезатор «Moog» Манфреда Мэнна, специально приглашенного на запись со своим редким и дорогим по тем временам инструментом. Тревожное наступательное гитарное соло, возможно, несколько затянуто, но тогда такие долгие инструменталы были в моде (и куда уж «Июльскому утру» до 16-минутного опуса «Salisbury» тех же ХИПОВ)…

Кен Хенсли:
«Когда мы записывали в студии эту песню, в первом дубле, играя соло, я сделал ошибку. У меня большие и довольно толстые пальцы, и иногда я цепляю лишние ноты. Мы сделали еще четыре дубля, я больше не ошибался. Но когда прослушали, звучало как-то не так… В результате мы оставили тот первый вариант…
„July Morning“ является одним из самых лучших примеров того, чего достигла группа к тому времени, привлекая динамику, игру света и тени в наше звучание».

URIAH HEEP — «ИЮЛЬСКОЕ УТРО»
(подстрочный перевод С. Аксёненко):

Июльским утром
Я искал любовь.
С силой нового рассветного дня
И прекрасного солнца.

Под звуки пенья первой птицы
Я уезжал домой.
Штормовая ночь осталась позади
В моей дороге.

С приходом дня я понял,
Что ищу тебя.

Я искал любовь в чужих местах
Я сделал всё возможное**
Я вглядывался в более, чем тысячу лиц,
Но никто не знал об огне горящем

В моем сердце,
В моём уме,
В моей душе.

(**Выражение «to leave no stone unturned» — буквально — «ни один камень не остался неперевёрнутым» — означает — «приложить все старания, использовать все средства».)

Со второй половины 1970-х URIAH HEEP преследовали неудачи. Последнее время группа в сильно урезанном и далеко не «золотом» составе гастролирует в основном по странам Восточной Европы, где благодарные слушатели готовы в сотый раз восторженно слушать «July Morning», «Lady in Black», «Easy Living», «Sympathy» и другие хиты своего детства и юности. Давно покинувший группу Кен Хенсли также не забыл свое детище, и перезаписал «Июльское утро» для сольника.

Статья опубликована в выпуске 1.07.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: