Юрий Москаленко Грандмастер

Когда и где появились первые в мире светофоры?

5 августа 1914 года на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в американском городе Кливленде появились первые в мире светофоры, регулирующие дорожное движение. Они имели переключающиеся красный и зеленый свет и издавали предупреждающий сигнал.

Фото: WikimediaImages, pixabay.com

Казалось бы, все ясно: есть конкретная дата, и осталось посмотреть, кто придумал подобную систему? Но на деле все не так просто: здесь как с изобретением футбола — сразу несколько стран претендует на то, чтобы называться родоначальниками этой народной игры. Со светофорами тоже все не так однозначно: претендентов на право изобретения хватает. Не зря ведь известная поэтесса Лариса Рубальская однажды придумала такие строчки:

Когда и где появились первые в мире светофоры?
Фото: Depositphotos

Кто придумал светофор?

Это было, между прочим,
Очень много лет назад.
Самолет придумал летчик,
Садовод придумал сад,
Изобрел турист дорогу,
Футболист придумал мяч.
Но осталось очень много
Нерешаемых задач.
Неизвестно до сих пор,
Кто придумал светофор?
Кто придумал светофор? — 
Неизвестно до сих пор.
Каждый делает, что хочет,
Все, что в голову взбредет.
И однажды, между прочим,
Что-нибудь изобретет.
К стенке гвоздь, к варенью чайник,
Черный хлеб для кислых щей,
В жизни много не случайно
Замечательных вещей.

Кто первее?

Пальму первенства у американцев пытаются отнять англичане. И у них есть повод для этого — прадедушка современного светофора был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобретатель — Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам, просто-напросто перенес принцип, принятый в его ведомстве.

Его «светофор» управлялся вручную и имел два семафорных крыла. Если крылья были подняты горизонтально — это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов — движение разрешалось, но только «с осторожностью». Кроме того, на высоком железном столбе был подвешен газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным, а с другой зеленым стеклом. Фонарь можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании.

Световой день в Лондоне 10 декабря короток, как клюв у воробья. Не все успевали «проскочить» в светлое время суток. Для «опозданцев» Найт придумал подсветку. «Переключателем» сигналов служил специальный полицейский, который включал нужный свет.

Вот только проработало это изобретение менее месяца: 2 января 1869 года газ в фонаре неизвестно из-за чего рванул, полицейский оказался серьезно ранен, а позже скончался в больнице. После чего «бобби» наотрез отказывались дежурить возле газового фонаря. Регулирование сошло на нет. По крайней мере, на долгие 44 года.

Зачем детективу светофор?

Когда и где появились первые в мире светофоры?
Фото: Depositphotos

В 1912 году детектив городской полиции Солт-Лейк-Сити 24-летний Лестер Вайр продолжил историю изобретения — придумал первый электрический светофор. Сначала он сделал большой деревянный ящик с наклонной крышей, потом круговые отверстия, в которых находились стекла, выкрашенные красной и зеленой краской. Для того чтобы «светофор» увидели все, ящик установили на длинном шесте, а с него змейками опускались провода на специальную тележку. Здесь и был «пульт управления» светофором.

И все же многие специалисты полагают, что настоящий светофор родился именно 5 августа 1914 года и был изобретен Гарретом Морганом, афроамериканцем, изобретателем и бизнесменом из Кливленда, штат Огайо.

Собственно Гаррету светофор понадобился только после того, как он купил себе первый автомобиль. Его изобретение действовало по тому же принципу, что и семафоры на железнодорожных разъездах. Единственное отличие заключалось в том, что Морган придумал такой ход: каждый сигнал (красный и зеленый) включался автоматически на определенное количество времени. Именно на этом принципе и действуют практически все современные светофоры. И с подсказками в виде цифрового отсчета, и без них…

Правда, патент на изобретение Моргану удалось получить только спустя девять лет, в 1923 году. А еще четыре года спустя сразу двум изобретателям удалось «усовершенствовать» систему, предложенную Гарретом. Небезынтересным был, например, такой «пассаж»: если подъезжавший водитель видел на светофоре красный свет, он гудел с помощью специального рожка. Сигнал доходил до ушей полисмена в будке, который тут же переключал свет. Правда, срабатывала эта система только до определенного момента, пока число автомобилей не превысило все допустимые пределы. В какофонии звуков сориентироваться мог далеко не каждый регулировщик…

У итальянцев свой светофор…

А вот еще два интересных факта. Во-первых, желтый сигнал светофора появился в 1918 году, а во-вторых, в Советском Союзе первый светофор был установлен в 1924 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка в Москве.

Итальянский
Итальянский «светофор»
Фото: congerdesign, pixabay.com

И последнее: самый «крутой светофор» придумали итальянцы. Так они называют специальную диету, согласно которой можно сбросить несколько килограммов, не моргнув глазом…

  1. Начинать прием пищи они советуют с продуктов желтого цвета. Например, картофель, тыква, омлет, болгарский перец соответствующего цвета, банан, апельсин, хурма, мандарин.
  2. Далее, отдохнув 5−10 минут, итальянцы переходят к зеленому: салату, петрушке, кинзе, укропу, луку! Далее идут огурцы, капуста, стручковая фасоль, горох. Потом — яблоки, киви, виноград, крыжовник…
  3. И наконец трапеза завершается продуктами и блюдами красного цвета: креветки, лобстеры, лососина, помидоры, морковь. А закончить все рекомендуется малиной, клубникой, вишней, гранатом.

Как видите, здесь цвета тоже «переключаются» один за другим…

Обновлено 3.08.2018
Статья размещена на сайте 3.08.2009

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вот что пишут в газете "Авторевю".

    ЕГО ЗАРЫЛИ В ШАР ЗЕМНОЙ
    А БЫЛ он… светофор. Последний светофор общеамериканской сети трансконтинентальных магистралей Interstate, стоявший на трассе I-90 в черте города Уоллеса, штат Айдахо. Его сняли два десятка лет тому назад, и жители Уоллеса торжественно проводили его в последний путь, — со всеми почестями похоронив на городском кладбище под артиллерийский салют из двадцати одного орудийного залпа.

    Над светофорной могилой высится торжественный обелиск, давно ставший одним из главных туристических объектов Уоллеса. Город невелик, достопримечательностей в нем немного, — но таких, как надгробный памятник последнему светофору, во всем мире не сыскать. Так что власти Уоллеса не зря затеяли много лет назад всю эту историю с погребением.


    ЮБИЛЕЙ ПРОСТЫХ ВЕЩЕЙ
    НАШЕ время богато юбилеями. И не одни лишь именитые автомобильные марки отмечают свои славные столетия да семидесятипятилетия, — а и вещи совершенно обычные, которые мы видим перед собой на дню по тысяче раз и не обращаем на них почти никакого внимания. Едва только в прошлом году отметила полувековой юбилей пешеходная «зебра», впервые появившаяся на улицах немецких городов в далеком пятьдесят третьем, — как подоспела годовщина дорожного светофора с автоматическим переключением сигналов. Он «вылез» на лондонские перекрестки из-под земли, из метрополитена, три четверти века тому назад, — прямо как был, без каких-либо изменений, — и сразу же был встречен гордыми британцами в штыки: моторизованная часть населения столицы Соединенного Королевства восприняла это новшество как оскорбление своих гражданских свобод. Одно дело, когда дорожным движением управляет регулировщик, — какой-никакой, а человек, — и совсем другое дело, когда тебя принуждают повиноваться бездушному ящику, который битком набит всякими дурацкими реле и подсоединен к двухлинзовой железнодорожного вида штуковине, снятой ради этого с одной из линий лондонской подземки. Ну зачем, скажите, безрельсовому транспорту электрический семафор?.. Неудивительно, что юбилей этого примелькавшегося устройства так и прошел незамеченным, — и в Англии, и во всем мире.

    А два года тому назад точно так же осталось без внимания широкой публики девяностолетие осевой линии, — без которой сейчас и дорога не дорога. Но ведь как-то обходилось человечество вплоть до самого 1912 года, когда американка из местечка Индио в штате Калифорния по имени Джун А. Кэрролл собственными руками провела белую черту вдоль опасного участка дороги, на котором систематически происходили дорожно-транспортные происшествия с тяжелым исходом. Джун Кэрролл была в тех местах врачом, и ей приходилось пострадавших на этом самом отрезке шоссе выхаживать, — вот она и не поленилась взять широкую кисть, ведерко с белой краской и выйти со всем этим на проезжую часть. Длина размеченного ею участка составила, между прочим, ровно одну милю, — та еще работа для слабых женских рук.

    Мадам Кэрролл имела в виду всего-навсего предупредить проезжих водителей, что они находятся на особо опасном участке дороги и должны удвоить внимание, чтобы не попасть в ДТП. Цели своей она добилась, количество аварий в этом месте заметно снизилось, — но вскоре о данной «инициативе снизу» прослышали в администрации дорожной службы штата. На место прибыла целая выездная комиссия, и со следующего же дня на калифорнийские дороги вышла целая армия разметчиков, — делить их вдоль пополам.

    Спасибо вам, доктор Кэрролл.


    Вот небезынтересные подробности, касающиеся уличного движения в Смоленске первых лет советской власти.
    http://www.autobuy.ru/nite.php?aid=42&aform=3

    Вот тут тоже интересное.
    http://www.autobuy.ru/nite.php?aid=319&aform=3

    До появления бравого дяди Стёпы приходилось как-то выкручиваться...

  • И не думал, что их так много разных. 5

    Оценка статьи: 5

  • Любопытно

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересная статья! Почерпнула для себя много познавательного! +5

    Оценка статьи: 5

  • Отлично!!! 5!

    Оценка статьи: 5