Михаил Груздев Грандмастер

Как писать в стиле «Сенсация!»? Советует Рой Питер Кларк

«Напитки покрепче, слова покороче! Так проще, так легче…»
(Рома Зверь)

Именно в этих незатейливых словах и выражена сама сущность сегодняшнего стиля интернет-письма — короче и ёмче.

Объёмы потоков информации уже таковы, что сознание человека просто «отключается», защищая свой «внутренний компьютер» от перегрузки. Так и находится сей «прибор» в «спящем режиме», пока не случится нечто, что его «разбудит».

А что это будет за «будильник»? Вот об этом сейчас и поговорим.

Информация будет полезна всем. Начинающим журналистам (блогерам, копирайтерам, писателям и т. д.), чтобы знать, как «зацепить» спящее сознание читателя. Потребителям печатной (и не только) информации, чтобы знать, как просто открывается «ларчик» нашего дремлющего сознания для «нужной» (не нам, а тому, кто хочет «впихнуть в нас» то, что ему нужно), информации.

Итак, начнем.

Американский журналист и писатель Рой Питер Кларк (Roy Peter Clark), не путать с Питером Кларком, автором книг по математике для детей, задался целью создать идеальные приёмы письма и даже выпустил книгу «50 приемов письма».

По его словам, «…это произошло, когда я понял, что уже около ста лет авторитеты в области письма учат одним и тем же вещам». По его разумению, «за сто лет произошли такие существенные изменения в сознании читателей, что старые приёмы уже не работают. Эти приёмы уже не вызывают тех эмоций и откликов, которые должны вызывать».

Далее 50 предложенных приёмов были сокращены до 20-ти, а для самых начинающих вся новостная журналистика сведена Роем в 10 самых эффективных приёмов. Вот их мы сейчас и рассмотрим.

1. Подлежащее и сказуемое должно стоять в начале предложения. Эта конструкция делает предложение понятным с самого начала. Пример. «Нью-Йорк Таймс», заметка (The New York Times) Лидии Полгрин (Lydia Polgreen): «Восставшие захватили второй по величине город на Гаити Кап-Аитьен (далее идут примерно 20 слов второстепенной информации). Полицейские спасались бегством». Далее идет собственно статья, раскрывающая подробности. Чтобы избежать монотонности, лучше делать предложения разной длины.

2. Используйте простые формы глаголов в настоящем и прошедшем времени. Сильные глаголы вызывают сильные эмоции. Пример. Именно в таком стиле была написана вся эпопея Джеймса Бонда, «Агента 007». «Бонд поднялся по лестнице, открыл дверь и закрыл ее за собой. Он стянул с себя одежду, пошел в ванную и несколько минут стоял под душем… Внезапно Бонд напрягся…» Следовательно, необходимо избегать слов, которые «смазывают» действие: вроде бы, скорее всего, похоже, должно быть, кажется, возможно, обычно…

3. Избегайте наречий. Они обычно просто дублируют глагол. Пример. «Взрыв полностью уничтожил церковь.» А разве изменится смысл, если написать проще: «Взрыв уничтожил церковь.»?

4. Ставьте сильные слова в начале и конце предложений. Избегайте запятых, ставьте точки. На точке мысль временно останавливается. Следующая фраза будет прочитана более внимательно. Пример. «Вчера произошло три главных события — смерть сенатора, крушение вертолёта, трагедия в частной школе». А теперь внимание. Слова те же! «Вчера произошло три главных события. Смерть сенатора. Крушение вертолёта. Трагедия в частной школе.» Какая фраза подействовала на Вас лично сильнее?

5. Позволяйте словам работать в полную силу. Не повторяйте часто экспрессивные слова, вызывающие сильные эмоции. Это быстро вызовет пресыщение и нужного воздействия не окажет.

6. Обыгрывайте слова. Вставляйте в текст «несерьёзные» слова, которые обычно игнорируются в «солидных» статьях, но средний читатель их прекрасно понимает и воспринимает. Пример о буднях войны в Ираке из двух разных газет: «Разьярённая толпа растерзала трупы американцев» и «Торжествующая толпа растерзала трупы американцев». Какая фраза точнее описывает настроение толпы?

7. Выясняйте мельчайшие подробности. Именно мелкие детали (кличка собаки, одежда окружающих и т. д.), конкретная обстановка в доме передают «атмосферу события», возбуждают интерес и вызывают доверие. Так, начинающих репортёров в некоторых изданиях наставляют: «Не возвращаться с задания без имени собаки».

8. Отвергайте «творческие клише». Ищите оригинальные ассоциации. Давно уже надоели всем «люди в белых халатах», «раскрыть карты» и т. д.

9. Будьте проще. Подбирайте простые, общеупотребительные слова вместо профессиональных терминов или сленга. А если уж иначе никак нельзя, объясняйте значение непонятных слов и выражений.

10. Новости уходят корнями в рассказы, повести, романы, поэмы и мифы. Изучайте наследие предков, читайте больше. Тогда Вы сможете точнее, романтичнее, поэтичнее (и мифологичнее) выразить свои мысли по поводу того или иного события.

Вот и весь минимум. Рой предупреждает — это лишь приёмы, а не жесткие правила.

Главное правило журналиста (блогера, копирайтера, писателя) — писать в своей индивидуальной манере. Быть непохожим на других!

Тогда и будет Вам почёт, уважение и любовь читателей.

Дерзайте!

Обновлено 14.11.2009
Статья размещена на сайте 15.10.2009

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 15 ноября 2009 в 14:09

    "Новости уходят корнями в рассказы, повести, романы, поэмы и мифы. Изучайте наследие предков, читайте больше. Тогда Вы сможете точнее, романтичнее, поэтичнее (и мифологичнее) выразить свои мысли по поводу того или иного события."

    И тогда репортер начнет писать не на языке своей целевой аудитории...

  • Неплохо советует этот дядя.

    Оценка статьи: 5

  • Короче и емче - всегда ценилось! Но и совсем коротко тоже нельзя! Это ж тогда будет просто сухой и безликий текст!
    И вот еще с церковью непонятно. Вы пишете
    «Взрыв полностью уничтожил церковь.» А разве изменится смысл, если написать проще: «Взрыв уничтожил церковь.»?

    Смысл меняется! Нет уточнения, как взрыв уничтожил церковь. Частично ли, полностью ли - неизвестно. Этак можно и еще укоротить: "Церковь взорвалась". Разве это звучит? Нет! Сокращай, да знай меру!

    Оценка статьи: 5

    • Михаил, здесь я с Вами поспорю, надеюсь, остальные комментаторы дополнят наш спор.

      1. «Взрыв полностью уничтожил церковь.» =«Взрыв уничтожил церковь.» Иначе фораза звучала бы так "Взрыв разрушил церковь" и здесь действительно нужно уточнение, полностью или частично. "Уничтожено
      = "разрушено до онования, стёрто нафиг!"

      2. "Нет уточнения, как взрыв уничтожил церковь. Частично ли, полностью ли - неизвестно. Этак можно и еще укоротить:" Конечно нет. Это информация другого предложения. Предложение: "Взрыв уничтожил церковь." отвечает на вопрос "что случилось?", а не на вопрос"как это случилось?"

      3. "Церковь взорвалась" - фраза некорректная. Сама церковь взорваться не может. Взорваться может взрывчатое вещество, или боеприпас, граната, например.

      Если Вы с этим не согласны, готов выслушать.

      • Михаил Груздев, Вы хоть мне и тезка, но прошу меня не путать!
        Глядите: церковь -здание. Здания - взрываются. Даже в новостях иногда сообщают:
        "В северной части Багдада во вторник в результате теракта взорвалось здание местной полиции, начиненная взрывчаткой. Жертвы - столько- то. Полиция заявил ...итд."
        Получается, что Вы спорите со службой новостей известнейшего телеканала!
        Здание может взорваться!

        Оценка статьи: 5

    • читать дальше →

  • Дельные советы.Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Груздев, такие советы всегда хорошо помогают, когда "не пишется". По-своему вдохновляют. Ну и периодически полезно в мозгах расставить информацию по полочкам!

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Груздев, коллеги не спешат сказать, что это полезно?
    Тем, кто это знал, тоже полезно. Могут захотеть узнать больше. И писать лучше. От этого выиграют все.

    Оценка статьи: 5