Сергей Курий Грандмастер

Чем хороши и чем плохи аудиокниги?

Аргументы «за»

Надо сказать, что к аудиокнигам, как таковым, я — консервативный сторонник печатного слова — особого интереса долгое время не испытывал. Интерес появился с подачи двух людей — моего друга Олега, который передал мне около 40 дисков с записями «Модели для сборки» и моей жены Светланы, которая с удовольствием их приняла. Дело в том, что моя жена, будучи с детства слабовидящей, познакомилась с аудиокнигами во время работы в УТОС. Тогда это были еще те самые бобины, работающие на 4-й скорости. Так что все диски «МДС» она «проглотила» довольно быстро. А вскоре и дети, проводя время за компьютерными играми, пристрастились к аудиочтению.

Чем же привлекателен подобный способ «чтения»? Разберем по пунктам.

1) То, о чем я неоднократно писал выше. Аудиокниги — просто «палочка-выручалочка» как для слепых, так и для людей с ослабленным зрением (например, стариков). Вполне годятся и как «сказка на ночь» для детей, но я бы не советовал этим особо увлекаться, потому что, повторюсь, подобные сказки — это прежде всего психологический акт общения родителей и детей, включающий совместное переживание, а иногда и обсуждение.

2) Если вы проводите большую часть времени в разъездах (неважно, трясясь в поезде, метро или зевая в автомобильной пробке), у вас появляется возможность скрасить его аудиочтением. Ведь традиционные книги читать в транспорте крайне неудобно, а на бегу — практически невозможно. Таким образом, воткнув в уши наушники, вы одновременно и бережете зрение, и расширяете свой литературный кругозор. Аудиокниги хороши также для любой монотонной механической работы (домашняя готовка, уборка и т. п.), многих компьютерных игр и во время пассивного отдыха (на диване, на пляже и т. д.).

3) В вышеуказанных обстоятельствах вы имеете возможность познакомиться, в первую очередь, с теми книгами, до которых не доходят ваши руки (таким образом, я наконец-то послушал «Анну Каренину»). Или сложить представление о тех произведениях, насчет качества которых сильно сомневаетесь. Так я ознакомился с «Кодом да Винчи» (действительно пустая трата времени) и «Дозорами» Лукьяненко (мог и не читать, но зато понял, насколько хуже вышла киноверсия).

Хороши звуковые книги и просто для развлечения. Вот, допустим, я не очень люблю читать классические детективы, но зато с удовольствием их смотрю и слушаю.

Ну и конечно, они — превосходная реклама. Ведь если аудионовинка понравится, то печатную версию вы купите обязательно. Тем более, что цена аудиокниги в 2−3 раза меньше (ни слова о пиратском Интернете!..).

4) Ну и конечно, про разумное, доброе, вечное… Лентяи-школьники или загруженные чтением студенты-филологи таким образом могут ознакомиться с необходимым литературным произведением, не жертвуя ради этого, например, компьютерной игрой. Конечно, с листа информация запоминается лучше, да и читают люди обычно быстрее, чем слушают. Зато прослушивание не так утомительно.
Об аудиокурсах иностранных языков и прочих тренингах говорить, я думаю, не стоит. Эти аудиокниги, мне кажется, вечны…

Аргументы «против»

Невзирая на написанное выше, аудиокниги совершенно не в состоянии составить серьезную конкуренцию печатному тексту. И тому тоже есть масса причин.

1) Большую часть тех, кто в чтении видел только легкое развлечение, давно уже поглотило телевидение.

2) За легкость аудиочтения приходится расплачиваться несвободой обращения с текстом. Звуковой текст линеен, печатный — нет. Недаром обычно аудиокнигу разбивают на пяти-десятиминутные кусочки, чтобы было легче найти нужное место.
Читая традиционную книгу, вы вольны воспринимать текст в нужном для вас темпе. Вы способны остановиться, задуматься, сделать пометку, вернуться к уже прочитанному, и даже воспринимать объемы текста цельно. С аудиокнигой такие фокусы не проходят, поэтому и осознание и запоминание текста значительно ослабляются. Тем более, что не все тексты одинаково удобно воспринимаются на слух. Там, где информационная плотность текста высока, не всегда успеваешь всё это «посмаковать» (подобное ощущение у меня вызвало например, переслушивание «Сказок Роботов» С. Лема). Что уж говорить о каком-то «Уллисе» Джойса, где и печатный текст чрезвычайно сложен! Да и лекции по философии вряд ли многое оставят в памяти, если не подкрепить их печатным изданием.

3) Второй недостаток аудиокниг — зависимость их восприятия от манеры чтеца. Недаром на Западе большинство авторов, давая разрешение на запись аудиоверсии, чаще всего запрещают ПОСТАНОВКУ своего произведения, то есть, излишне эмоциональное, «актерское», прочтение.

Помню, что, послушав на английском рассказ Э. По, я подумал — это надо же так читать — как робот, без единой эмоции — кому нужно такое прослушивание? Однако эмоциональность чтения — палка о двух концах. Вот у меня есть две версии гоголевской «Шинели» (одна — более сдержанная, а вторая — излишне «актерская») — так вот, «актерское» прочтение интересно, но для первого знакомства с книгой оно уж слишком «тоталитарно». А иногда попадаются (на официально изданных CD!) такие чтецы, что вообще непонятно, какой глухонемой принимал их на работу. Чтение книг вслух — это целое искусство, и в нем есть свои таланты — как в «умеренном» направлении (например, Е. Терновский), так и в «актерском» (например, В. Герасимов). К слову: лично я отдаю предпочтение чтецам-мужчинам, и не из-за каких-то «сексистских» предубеждений, а потому, что мужской голос более низок, тембрально богат и, как следствие — более приятен на слух.

При чтении же глазами Вы не только читатель, но и соавтор, постановщик, интерпретатор прочитанного. Особенно сильно вредит восприятию произведения неудачная музыкальная подкладка. При всем уважении к авторам радиопроекта «Модель для сборки», я мало встречал людей, которые бы не кляли ужасную транс-музыку, сопровождающую чтение — неподходящую, да еще и громкую.

В общем, как видите, печатный текст до сих пор остается самой эффективной и ПРОДУКТИВНОЙ формой книги. Аудиокниги же занимают четко очерченную сферу применения и могут служить лишь дополнением. Если вы, конечно, настоящий читатель, а не лентяй…

Обновлено 14.01.2010
Статья размещена на сайте 30.11.2009

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Курий,
    Послушал я книгу Генриха фон Клейста и понял, что мой уровень - Корней Чуковский

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Курий, мне кажется, есть еще один минус: аудио-книгу слушать дольше, чем читать ее же на бумаге. Вы замечали какая длительность у многих романов? Некоторые тянут на десятки часов чистого времени! Я читаю быстрее, хотя возможно потому, что зрительно воспринимаю информацию лучше, чем на слух.
    Аудио-книги выбираю в основном такие, где озвучивают проф. актеры, кот. нравятся лично мне: Яковлев, Смоктуновский, Фрейндлих, Чонишвили и другие. Вот тогда это в удовольствие!

    • Биче Сениэль,
      Это да. Аудиокниги убивают время (но одновременно в этом их и достоинство).
      Однозначно и то, что озвучивать и книги, и зарубежные фильмы должны профессионалы, а не всякие там рок-музыканты, например.

  • Ещё мне понравилось слушать передачи Гордона "00:30" (погуглив, можно без проблем найти их в mp3). Если настроение помечтать и пофилософствовать - лучше не бывает. Фактически это разговоры про природу вакуума, происхождение жизни, природу времени, зарождение разума, основы памяти и прочую занимательную всячину.

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Шакиров,
      Честно я не очень понимаю, как можно слушать, например, лекции по философии. Их и читать-то тяжело. А вот Гордона к своему стыду не слышал и не видел (про него самого слышал конечно). Неужто стоит того? Надо попробовать.

  • Сергей Курий, благодарю за интересную статью. Мне кажется не стоит спорить что лучше книга обычная или звуковая .У любой медали две стороны. каждый делает выбор для себя сам.Я каждый день читаю ребёнку книгу перед сном, слушает с удовольствием. С не меньшим удовольствием слушаем , а очень часто неоднократно и переслушиваем звуковые книги. Обсуждать и делиться впечатлениями можно независимо от того как книга записана ( в звуковом или печатном варианте).Да согласна бывает не очень удачная озвучка, то чтец не такой ,то музыка неважно подобрана. Не стоит отчаиваться если первая прослушанная книга не понравилась,попробуйте ещё. Некоторым сложно воспринимать информацию на слух,вот и ругают звуковые книги.


    • Некоторым сложно воспринимать информацию на слух.


      Это про меня как раз. На лекциях в ВУЗе постоянно впадал в транс и засыпал.

      Спасибо за отзыв!

  • Я не так давно попробовала перейти на аудиокниги (по упомянутым Сергеем причинам - нехватка времени на нормальное чтение и масса впустую потраченных часов в общественном транспорте). Меня хватило на две попытки: первая была крайне неудачной - "Доктор Живаго"... читает мужчина пожилого возраста, манера чтения "актерская" - как же это ужасно звучало, когда он "передавал эмоции" Лары, молодой девушки!!! Я так и не смогла дослушать Вторая попытка оказалась удачнее, это была одна из книг Свияша, читал сам автор - согласна с Сергеем, всевозможная учебная, тренинговая литература - наиболее удачный выбор для аудиокниги. Тем не менее, я сделала окончательный выбор в пользу "настоящего" чтения, и теперь единственная альтернатива бумажной книге (для меня) - электронная.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Барабаш,
      Привычному чтению аудиокниги никогда не составят конкуренцию. Очень специфический продукт, и слушают книжки в основном тогда, когда читать глазами трудно или невозможно. Насчет передачи эмоций чтецом Вы правы - может отравить восприятие книги надолго.
      Кстати, я обычно слушаю или то, что уже когда-то читал или что-нибудь побочное (например, детективы, которые читать в не люблю, а слушать и смотреть - пожалуйста).

  • Сергей Курий,
    Говоря о плохих чтецах возможно вы просто нарвались на машинную озвучку, т.е. есть специальные программы которые преобразуют печатный текст в усную речь и эту самую речь можно сохранить в аудио-файл
    Я сам иногда пользуюсь такими программами и поэтому прекрассно знаю насколько спецефическим может быть их говор (не для рекламы, но на мой взгляд лучший русскоязычный модуль это "Аленка"), но как уже сказал выше человек ко всему привыкает
    Верно сказано, что аудиокниги хороши когда голова не занята думами, т.е. если перед вами стоит задача расчитать параметры турбореактивного двигателя не стоит включать аудиокнигу, ибо она будет вас только отвлекать, а если ваш труд физический и голова свободна, то аудиокнига самое то.
    И так же верно, что в аудиоформате лучше все схватывать на лету хотя можно нажать на паузу и перемотку

    В общем хорошая статья и правельный вывод что у аудиокниг своя определенная ниша и обычную книгу они не заменят

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 января 2010 в 15:01

      Дмитрий Дарк, плохие чтецы - гораздо хуже машинной озвучки. От синтезатора многого не ждешь, а вот к качественному художественному чтению мы как-то привыкли, раньше это было популярно - такие передачи были и по радио, и на телевидении.

  • А помойму музыка в "Модели для сборки" создаёт-таки атмосферу. Прям как летом в деревне, когда ночью на сеновале ужастики рассказывают... А где взять такие дисочки? Учтите - я сейчас ищу всё, что обеспечивает мне психологическую разрядку, а если не нахожу - то беру первого встречного и поперечного и отрываю ему бошку, а то нервы не выдержат. Вот МдС мне для этого очень подходит, а давненько не доводилось слышать... И вообще ищу всё, с чем связаны хорошие воспоминания - мультики из детства, те же самые конфеты, газировку, ну там пластинки со сказками студии "Мелодия"...
    А аудиокниги - весч. У меня сейчас не хватает сил даже держать книжку в руках, а девочки каждый вечер хотят сказку на сон грядущий.

  • Тимур Шакиров Дебютант 13 января 2010 в 16:22 отредактирован 13 января 2010 в 16:23

    Я таким манером, по дороге на работу, прослушал Гиперион. Имя актёра не помню, но невероятно талантливый парень. Умудрялся говорить совершенно разными голосами. Священника, Мартина Селена и короля Билли на мой взгляд передал идеально. В аудиоформате, на мой взгляд, эта книга воспринимается эффектнее чем на бумаге.
    С другой стороны как то ради интереса прослушал пару отрывков из Дюны - там разочаровался. Некорректный перевод, лишние интонации. Возможно важен первый раз, когда читаешь книгу, и подсознание формирует свои образы. Этакий импринтинг )
    Хвалённое метро 2033 оказалось концентрированным бредом, выдаваемым неразборчивым голосом под громкую музыку.
    Кстати, неужели действительно можно что то слушать в метро? Там же самого себя не слышишь.

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Шакиров,
      сам я на метро не езжу по причине отсутвия оного в нашем городе, но как говорят те кто пользутся им регулярно (и я склонен с ними согласится) человек ко всему привыкает, т.е. постепенно ваше сознание будет автоматически фильтровать звуки выделяя книгу и не замечая шумы

    • Я аудиокниги слушаю на самом деле не так часто, а в плеере так вообще никогда. У меня от наушников почему-то голова начинает болеть. В основном слушаю дома на компе - сейчас вот У. Эко "Баудолино" - хотя думал, что Эко непригоден для слушанья. Чтец оказался замечательный.
      Вообще аудиокниги - продукт специфический, многое зависит от подачи, да и от самого первоисточника. Лучше всего слушать развлекательные, не слишком сложные произведения.