Где-то далеко-далеко впереди появляется сразу привлекающее внимание светлое пятнышко, по мере приближения потихоньку трансформирующееся в высокую трёхярусную колокольню и фасад храма, над основным зданием которого возвышается, поглядывая в сторону дороги пустыми глазницами арочных оконных проемов, восьмигранник барабана без купола.
Крыши нет ни на звоннице, ни на трапезной. Но это, как и местами обвалившаяся штукатурка, обнажившая ровные прямоугольнички кирпичной кладки, остается где-то там, за пределами внимания. А в глаза бросаются выступающие за основную линию фасада, симметричные по отношению к центральной оси здания и идущие во всю его высоту ризалиты восточной (алтарной) и южной стен храма. Последний не только парадно украшен пристроенным к нему портиком, но и по росту — выше своего алтарного собрата, что визуально очень хорошо видно за счет выстроенных в два ряда окон.
Учитывая, что с другой, не просматриваемой с трассы, северной стороны храма точно такой же высокий и выступающий из общего фасада сооружения ризалит, становится понятным, что перпендикулярный центральной оси здания поперечник двух ризалитов образует так называемый трансепт, делающий храм в плане крестообразным. Но в хотиловской церкви эта поперечная, трансептная ось практически атрофирована и только оттеняет значительно более ярко выраженную и явно преобладающую центричность и монолитность храма как единого целостного сооружения. И это — несмотря на то, что отдельные его части выполнены в разных архитектурных стилях.
Сдвоенные пилястры на барабане, арочные, дугообразно изогнутые окна второго ризалитного ряда с рамочными наличниками, снабженными «ушками»… Всё это — элементы позднего барокко, хорошо просматривающиеся на основном здании храма. В то время как трапезная более соответствует позднему классицизму. А колокольня и портик южного ризалита — стилю ампир.
Правда, отдельные элементы декора хотиловской церкви тяжело рассмотреть, когда буквально в несколько десятков секунд проскакиваешь её и идешь дальше, к Валдаю. Тем более, если эта скорость, чего уж тут скрывать, на пару-тройку десятков километров выше разрешенной правилами дорожного движения в пределах населенного пункта. А что сделаешь? Трасса-то… Москва — Питер. Грузов по ней идёт… И каждый из них должен быть доставлен к месту своего назначения как можно быстрее.
Так что какие-то мелочи, естественно, остаются за пределами внимания. Но вот общее впечатление… Оно не уходит назад, вместе с удаляющимся, но ещё хорошо видным в зеркало заднего обзора, зданием церкви. Остается в машине и потихоньку входит, вливается в тебя, создавая ощущение целостности, монолитности, красоты и силы. Если точнее, то даже не силы. Мощи. Царской, императорской мощи.
И как-то не увязывается эта архитектурная силища с небольшим населенным пунктом, расположенным на серьёзном удалении не только от Москвы или Питера, но и от двух соседних областных центров — Твери и Новгорода. Кто, когда построил эту церковь? И почему именно в Хотилове?
Может, местные крестьяне? Вообще-то, для Русского Севера довольно типичное явление, когда жители нескольких сел, сгруппированных у какого-либо погоста, всем миром сбрасывались, нанимали бригаду профессиональных плотников, которые и возводили заказанное им культовое сооружение. Так, например, были построены знаменитые церкви Кижского погоста. Или, менее известные, в селе Лядины, нынешнего Каргопольского района Архангельской области. И многие, многие другие.
Но… Так строились исключительно деревянные церкви. А в Хотилово она — каменная.
Да и не настолько богато жил здесь народ, чтобы даже если всем миром скинуться, можно было бы построить такое архитектурное чудо.
Дело в том, что есть несколько версий происхождения нынешнего названия села. По первой, оно в
Для охотников, которые выказывали готовность служить ямщиками, в непосредственной близости от места их постоянной работы — дороги — нарезались «ямские» земли. Отсюда и известное с XVI века название села — Хотиловский Ям. Так что не скудные клочки полей, что лежали справа слева от дороги, а именно он, почтовый тракт, кормил хотиловских крестьян.
В XVIII веке, с основанием Санкт-Петербурга, движение между Москвой и новой столицей империи стало значительно более оживленным, а в самом селе появились торговые лавки, трактиры, постоялые дворы и даже Путевой дворец для останавливающихся в Хотилове на ночлег особо благородных персон. Но на благосостоянии местных ямщиков это никоим образом не сказалось.
Вот как в главе «Хотилово» своего знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» описывает тогдашний быт местного населения
«Скорбь и нищета». Вечные. Нет, не под силу было хотиловским крестьянам построить дошедшую до наших дней изумительную по своей красоте каменную церковь.
Тогда, может, купцы? Как-никак, Хотилово когда-то входило в состав Господина Великого Новгорода. А ведь многие новгородские церкви построены именно на пожертвования конкретных купцов или купеческих династий.
Опять не срастается. Не сохранила нам история имен хотиловских купцов. Ямщики, станционные смотрители, даже трактирщики здесь были, а вот представителей торгового капитала… Нет, может, конечно, и они были в Хотилове, но, по всей видимости, не настолько солидного уровня, чтобы отметиться чем-то серьёзным. Типа каменной церкви во имя Михаила Архангела.
Но если не крестьяне… И не купцы… Кто тогда построил Хотиловскую церковь? Кто?! А вот ответ на этот вопрос настолько интересен, что заслуживает отдельного рассказа…
...стало, что написать-то о церкви написал, а вот фотографии для её иллюстрирования пришлось позаимствовать. Пусть и с доброго согласия их авторов. Так что ещё когда на Москву шел, подумал - надо бы на обратном пути остановиться, снять церковь. Вот,остановился.
Так церковь выглядит со стороны Вышнего Волочка. Южный и восточный фасады.
Кстати, в этот раз обратил внимание - как только с правой стороны дороги появляется информационный знак - "Бологовский район", так и церковь становится видна на горизонте. А до Хотилова ещё добрый десяток километров. Если не больше.
0 Ответить
17 сентября. Полвосьмого утра. Пасмурно. Начинает накрапывать мелкий, нудный, уже осенний дождик...
Так в такую погоду и в это время года церковь выглядит со стороны Валдая. Колокольня и северный фасад.
0 Ответить
На этом снимке северный фасад и его ризалит видны значительно лучше, чем на предыдущем.
0 Ответить
А это - ризалит восточной, алтарной части храма. На стоящем без купола кирпичном барабане - не роспись. Плакат в дополнение к основному, взывающему о помощи.
0 Ответить
Люди в храм пока не ходят. Надеюсь, - пока.
А вот растения чувствуют себя уютно. И в нём...
0 Ответить
...и на ярусах звонницы. Особено на самом верхнем, третьем...
0 Ответить
Константин Кучер, пока начинал читать, была мысль: ну и зачем сие написано. Ну еще одна людьми забытая церковь. Сколько их по России, о каждой писать? Но это было только когда начинал читать.
Спасибо, Константин, светлая статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо, Александр. Очень приятно читать такие отзывы. Они - как энергетическая подпитка для автора, получив которую хочется идти дальше. И писать новые статьи. В надежде на то, что и они - найдут своего читателя.
0 Ответить
Ну прям заинтриговал
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Значит, что-то вроде бы получилось.Тьфу-тьфу!! Потому что одна из мыслей и была - заинтриговать читателя.
0 Ответить
Константин, получилось, получилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фотки интересные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Разные люди снимали. Каждый по-своему на храм посмотрел...
0 Ответить