Ася Новикова Мастер

Письмо в конверте… Как это было?

Скажите, а вам пишут «живые письма»? Ждёте ли вы почтальона с маленьким белым конвертиком, способным сделать вас самым счастливым или самым несчастным человеком на свете? Других способов передать свою любовь и заботу, согреть душу, растрогать до слёз, будучи далеко друг от друга, или разбить сердце — нет. Знакомый почерк, бисером рассыпанный по бумаге, выдернет вас из реальности и вернёт на мгновенье в окружение близких вам людей.

Электронная переписка, смс-сообщения, телефонные звонки упростили нашу жизнь, сузили расстояния в тысячи километров до нескольких секунд и практически вытеснили бумажную переписку.

Письмо — это даже не фотография, которая фиксирует лишь эмоции и не позволяет выразить самое сокровенное, её нельзя перечитать заново, прочувствовать забытые чувства, как будто они были ещё вчера и понять состояние души.

Написание письма — это целое искусство и сознательное творчество. Не у всех получается одинаково легко и глубоко, грамотно и тактично, внимательно и естественно, деликатно и трепетно преподнести важную информацию. К бумаге ведь не прикрепишь свой голос, улыбку, взгляд, жесты.

К той форме, в которой мы застали бумажное написание, шло оно не одно тысячелетие.

Первые следы на песке, символично и условно очерченные, по праву можно отнести к истокам преднамеренной передачи сообщений. Конец каменного человека, вот тогда впервые люди разумные и задумались о том, что можно передавать информацию на расстоянии и закреплять во времени.

Индейцы Северной Америки придумали свой способ передачи информации. На нити нанизывались кружки из раковин разного цвета и размера, окрашенных в разные цвета.

Древние инки письма делали из шерстяных шнуров различного цвета и завязывали на них простые и сложные узлы. Каждый узел и каждый цвет нити имели своё значение.

Кроме запутывания нитей и шнуров, первобытные народы использовали бирки, на которых зарубками и нарезами обозначались передаваемые сведения.

Первым примером письма начертательного, в котором используются графические знаки, а именно картинки, буквы, цифры (от греч. graphikos — «письменный») являются изображения на камне, дереве, глине отдельных предметов или целых действий. Такие «пиктограммы» были понятны людям, говорящим на разных языках.

На смену пиктографии пришло идеографическое письмо (от греч. idea — «понятие» и grapho — «пишу») со строго установленными, устойчивыми начертаниями графических знаков, его ещё называют «иероглифическим». Знаки были связаны с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Схематичные рисунки превратились в условные знаки — иероглифы. Самым ярким примером таких писем являются древнеегипетские иероглифические письмена. Один египетский иероглиф — это алфавитный знак. В египетском алфавите было 24 иероглифа согласных букв. Знаков для гласных звуков не было. Египтяне первыми изобрели новый материал для письма — папирус. Изготавливался он из болотного растения с одноимённым названием.

Обитатели Древней Месопотамии для написания использовали глину, из которой делались глиняные плитки. На них деревянным тростниковым резцом наносились знаки, затем дощечки сушились и обжигались. Такая письменность была названа — «клинопись», она легла в основу латиницы Древнего Востока.

Ещё одним ярким примером иероглифических писем является китайская система «ключей» (их 214) и фонетиков (их 1000), позволяющая строить новые знаки в неограниченном количестве. В первой части сложного иероглифа был спрятан «ключ» смысла слова, а во второй — «фонетик» указания, определяющий правила произношения. Современный китайский язык насчитывает около 5 тысяч иероглифов, что делает его весьма сложным в изучении. Хотя для грамотности достаточно знать всего 2000 иероглифов.

Следующей ступенькой в развитии письменности стало слоговое письмо (от греч. syllabf — 'слог'), в нём каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как «слог». Удобна такая система была для японского и индийского языков, слова в них составлялись из небольшого количества слогов, повторяющихся в разных сочетаниях.

И наконец, буквенно-звуковое письмо. В таком письме каждый графический знак (т.е. буква) обозначает отдельный типовой звук. На его основе сформировались латинский, готский, славянский алфавиты.

Уже гораздо позднее было придумано разнообразие шрифтов, такое изящное украшение белого листа бумаги. Кстати, бумага была изобретена во II веке до нашей эры в Китае и делали её тогда из пеньки и из шёлка.

Было бы неправильно «похоронить» в забытьё столь богатую историю, сложенную веками культуру и оригинальные традиции. И может быть, иногда стоит написать бумажное письмо тем, кого нет сейчас рядом с вами, но кто вам очень-очень дорог, а в память о прошлом хранить те письма, которые когда-то кто-то вам прислал…

Обновлено 14.09.2010
Статья размещена на сайте 6.09.2010

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Славик Бельц Читатель 15 сентября 2010 в 22:31 отредактирован 15 сентября 2010 в 22:35
    Письмо в конверте

    Да, а вот теперешнее эмо-гот-поколение и не будет иметь тех дорогих писем, хранящих память о прошлом. Да, конечно, эпистолярный жанр уйдет в небытие в скором времени, как и аппараты-таксофоны. Что поделать, письма счастья можно рассылать и через инет, причем выгоднее даже и так сказать обширнее охват. А e-mail письма вроде как и хранить не за чем, ничего они не содержат, никакой памяти, никакого тепла, разве только с паролями и явками.

  • «похоронить» в забытьё столь богатую историю

    «Похоронить» в забытьё столь богатую историю не дадут столь любимые Нами - Пенсионный Фонд и Налоговая инспекция.

    Оценка статьи: 5

  • Конверт. (Историческая справка)
    Настоящие законодатели мод в почтовом деле – англичане. Раньше письма писали на бумаге разного формата. И вот одно время очень модно стало использовать для переписки бумагу формата визитной карточки. Но «визитки» были не совсем удобны, потому что «письмо» надо было еще складывать в виде пакетика, чистая сторона которого предназначалась для адреса.
    И вот в 1820 году владелец писчебумажного магазина в английском городе Брайтоне мистер Бревер придумал специальные пакеты и продавал их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Теперь уже все хотели отправить свои письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Только вот выкраивать и клеить их не каждому хотелось. Да и не всякий умел это делать хорошо. Предчувствуя большой успех, мистер Бревер поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям. Он даже придумал машину для изготовления конвертов.
    А чуть позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «tо cover» (закрывать).
    Еще через несколько десятилетий идея предварительного проклеивания одного из клапанов конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.
    В конце 19 века англичане ввели у себя моду на разноцветную почтовую бумагу, окраска которой должна соответствовать дню недели. По понедельникам принято писать на бумаге цвета морской волны, по вторникам на бледно-розовой, по средам на серой, по четвергам на светло-голубой, по пятницам на серебристой, по субботам на желтой и по воскресениям на белой.
    Примерно в то же время и «…в Париже в большой моде почтовая бумага самых ярких цветов: красного, зеленого, голубого. Монограммы делаются очень маленькими на верхнем левом углу, тисненные золотом на белом щите. На конвертах не делают больше монограмм, зато высшим шиком считается запечатывать письмо белым сургучом, письма теперь душат очень мало или совсем не душат».
    В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.
    На территории России первые штемпельные конверты появились в 1845 году в княжестве Финляндия.
    В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» началась с 1 декабря 1845 года. Император Николай I одобрил введение в России знаков почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов для городской почты.

  • Не понравилось. Информация, содержащаяся в статье известна ещё со школьных лет, из курсов истории 5 - 6-х классов, где она преподносится гораздо полнее и интереснее. Возможно, акцент нужно было сделать на слове "конверт". Вот его история, действительно, мало известна. А вот с последним абзацем полностью согласна. В моём личном архиве хранятся письма дорогих мне людей, многих из которых уже нет на свете. Комок в горле, когда читаю фронтовую переписку своих родителей, перечитываю письма своих учеников. Эти письма дают силы в трудный период моей жизни, особенно папины. Жаль, что наши дети будут лишены такой возможности. Ведь письма по e-mail редко кто хранит.

    Оценка статьи: 3