Гертруда Рыбакова Грандмастер

Воссозданный царский дворец – макет, декорация или историческая достопримечательность?

Совсем недавно в Москве появилась новая достопримечательность — в усадьбе Коломенское 4 сентября 2010 г. торжественно открыли воссозданный деревянный дворец второго русского царя из династии Романовых — Алексея Михайловича, правившего Россией с 14 июля 1645 по 29 января 1676 г. Естественно, попав в середине сентября в столицу, первым делом отправилась в Коломенское, тем более, что прежде я там не бывала.

Всезнающий Интернет дал справку — чтобы добраться в усадьбу и дворец, следует ехать до станции метро «Коломенская». Однако, оказалось, что новый дворец находится довольно далеко от основных старинных построек усадьбы. И если вам позволяет время, то лучше один день посвятить прогулке по исторической части усадьбы, а на другой отправиться смотреть Дворец. И тогда ехать надо не до станции «Коломенская», а до «Каширской». А там только перейти через дорогу, и вы у дворца!

Мы же, естественно, вышли из метро на «Коломенской». При входе на территорию усадьбы спросили у охранников, где, в какой части парка находится воссозданный шедевр и нельзя ли получить какую-нибудь схему или план усадьбы для ориентировки. Ответ был примерно такой: идите прямо, потом влево, потом направо, дальше спросите! Вот вам разница в отношении к туристам у нас и за рубежом! А как было бы хорошо при входе получить план с указанием основных объектов.

Храм Казанской Богоматери Парк усадьбы огромен, площадь его 390 га. В северной части, откуда мы начали свою прогулку, находится архитектурный ансамбль, сложившийся в 16 -17 веках. Просто не верится, что всем этим постройкам четыре века! Самая высокая здесь — церковь Вознесения, высота ее 70 метров, почти в 20-этажное здание. Рядом с ней — колокольня Георгия Победоносца. Поблизости пятиглавая, с синими в звездах куполами, церковь Казанской Богоматери, заложенная еще царем Михаилом Федоровичем, в память избавления Москвы от поляков, а освященная уже сыном Алексеем Михайловичем (строилась в1651−1671 г. г.). Водовзводная башня, построенная в 70 годах 17 века, служила воротами и обеспечивала водой Государев двор. Небольшая церковь Cвятого великомученика Георгия была построена в середине 19 века, там размещается музейная экспозиция икон. Небольшой дворцовый павильон на берегу реки привлек внимание скульптурами двух львиц. Мы обычно видим гривастых львов, сидящих у дворцов, либо украшающих дворцовые парки и набережные, а здесь — именно львицы! Прежде не приходилось видеть львиц нигде! И отсюда открывается великолепный вид на Москву — реку!

Колокольня Георгия Победоносца Осмотрев все белокаменные постройки, пошли искать новый Дворец. Указателей нет, гуляющие туристы спрашивают друг у друга, но толком никто не знает, все идут, как говорится, наобум. Конечно, по пути мы видели еще много интересного — и самые старые дубы Москвы, и бревенчатый дом Петра Первого, и «половецкую бабу» — надмогильный памятник над курганом половца-кумана. И старый яблоневый сад с опавшими уже яблоками. Наконец, пришли еще к одним входным воротам, рядом с постройками Конюшенного двора, где охранница сказала, что до дворца идти не меньше двух километров. Думаю, прошли мы вдоль оврагов еще больше. И когда, наконец, увидели зеленые крыши нового Дворца, то возник вопрос: отчего же так далеко от основных построек усадьбы расположен царский дворец?

Церковь Вознесения Оказывается, построенный в 1667—1671 годах специально для царя Алексея Михайловича, деревянный дворец находился там, откуда мы пришли, рядом с каменной церковью Казанской Богоматери, и соединялся с ней крытым переходом. Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, для царевича, для царицы и для четырех царевен. Все хоромы были связаны переходами между собой, а также с подсобными помещениями и дворцовой церковью. Хоромы были трех- или четырех-этажными, состояли из ряда клетей со своими сенями, наружными крыльцами и разнообразными шатрами, поставленными нередко по два и по три, разных форм.
Дворец имел 270 помещений, в которых было 3000 окон, украшенных резными наличниками с множеством разноцветных резных деталей. Также богатая резьба украшала подзоры кровель, крыльца, и галереи.

И Казанская церковь, и дворы — Сытный, Кормовой и Хлебный, и служебные палаты, и караульни входили в единый комплекс. Вокруг было разбито несколько садов. Часто этот царский дворец называли «Дворцом — сказкой» и даже восьмым чудом света за величину и яркость. Вот как описывал его современник: «…Со своими чешуйчатыми крышами, изящными башенками, удивительными крыльцами, причудливыми окнами, разноцветной раскраской это творение русского искусства производило чарующее впечатление не только на русских. Но и на иностранцев. Блистая золотом, пестря красками, представляя самые прихотливые сочетания архитектурных линий, постройки Коломенского дворца казались только что вынутыми из шкатулки драгоценностями».

Часть нового Дворца с хоромами царя. Его любили и последующие государи российские. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент. Но на протяжении второй половины XVIII в. здание постепенно ветшало и разрушалось, хотя предпринимались попытки ремонта. В мае 1767 года Екатерине II доложили, что во дворце начали рушиться кровли и лестницы. И летом 1767 г. по ее указу началась разборка дворца. Но перед этим, опять же по воле императрицы, были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями и рисунками позволяют получить достаточно полное представление об замечательном памятнике русской архитектуры XVII в.

Летом 1996 года археологи во время раскопок обнаружили белокаменный фундамент этого древнего здания и провели соответствующие исследования. Правительство Москвы приняло решение о воссоздании дворца. Однако, за прошедшие века на месте бывшего строения сформировался природный комплекс, выросли многовековые дубы и липы, и было решено воссоздать дворец на территории бывшей деревни Дьяковское, за Голосовым оврагом, в южной части парка.

Вид дворца со стороны хором государыни царицы. Нынешняя постройка, по сути, представляет собой макет дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. И напоминает здание XVII века только внешне. Строительство велось по сохранившимся в библиотеке чертежам, но с применением новых технологий — дворец не полностью деревянный — все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Да и крыши покрыты явно современными материалами. Конечно, смотрится дворец эффектно: многочисленные разной формы башенки с зелеными крышами, резные окна, разноэтажные деревянные терема. Здесь есть хоромы царя, царицы, хоромы царевича и старших царевен, хоромы младших царевен, задние покои, мыльня. В теремах насчитывается почти 300 помещений (включая галереи, коридоры и др.) Во дворце воссозданы 24 интерьера — музей в хоромах царя, царицы, царевича.

Естественно, дворец оборудован и электричеством, и водопроводом, и канализацией, и сигнализацией. Но представляет ли он ценность для историков? Скорее, он предназначен для музейных целей.

Кроме того, смотрится он как-то одиноко, ведь все, что его окружало — храмы, палаты, службы — осталось на старом месте. Когда мы обошли дворец со всех сторон, и сделали массу снимков, сил на осмотр музейных экспозиций уже не оставалось. Благо, от дворца до метро надо только перейти дорогу. Но, надеемся, что приедем сюда еще не раз, если кому-то, особо ретивому, не придет в голову требовать его сноса из-за отсутствия исторической ценности. Или, поскольку он строился в период правления Ю. Лужкова и обошелся в миллиард рублей, превратить его в элитный жилой дом, продав квартиры состоятельным москвичам…

Обновлено 10.11.2010
Статья размещена на сайте 25.10.2010

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: