Началось все в конце 1980-х годов, когда британское общество наконец поняло, что оно устало. Устало от холодной войны, устало от правительства Маргарет Тэтчер, устало от пластиковых костюмов и причесок эстрады 80-х. Всему этому брит-поп, появившийся как самостоятельное течение лишь в начале 90-х и начавший распространяться с огромной скоростью, подобно волне, противопоставил подчеркнуто ретроградское, «живое», романтическое мироощущение. Очаровательные мелодии а-ля Маккартни, простые и ясные гармонии, «ламповый» гитарный саунд, «старомодные» органчики, струнные, «баховские» трубы, особым образом обработанный вокал и «находки» с прокручиваемой задом наперед плёнкой — все это в изобилии использовалось брит-попперами.
Но обо всём по порядку. В начале 90-х в Америке господствовал мрачный гранж, а в Британии антизвездные техно- и инди-рок. Постепенно в рядах инди-групп образовался определенный вакуум, который и заполнили представители брит-попа. Они развеяли мрак и вернули к жизни идею рок-звезды и образец легко схватываемой поп-песни с красивыми куплетами и запоминающимися припевами и гитарными ходами. Короче говоря, во многом они взяли за основу музыку 60-х времен «британского вторжения» в Штаты и совместили ее с громкостью панк-музыки конца 70-х, взяв также понемногу у «модов», «новой волны» и постпанка.
Все брит-поп-группы имеют одинаковую концепцию, которая состоит в регулярном выпуске хитовых синглов и личном обаянии лидера или фронтмена коллектива. Стилистически же они различались иногда очень сильно. Кроме этого, все группы различаются в зависимости от географического положения местности, из которой они родом. Известен феномен северной Англии. Так называемая «манчестерская волна», больше всех ответственная за появление брит-попа, хорошенько настучала по мозгам молодежи конца 80-х — начала 90-х.
Первым значительным явлением для нынешних групп после изобретения электрогитары был американский рок-н-ролл, который лег в основу практически всех ответвлений современной поп-музыки. Гитарный прием «shuffle», который использовали рок-н-рольщики 50-х, до сих пор легко проследить в композициях OASIS и других британцев. Кроме этого, приблизительный стандарт гитарной поп-песни сложился уже тогда.
Следующий этап — появление в начале 60-х THE BEATLES, которые установили эталон этой самой песни, разнообразив рок-н-рольные мелодии, и последовавшее за этим так называемое «британское вторжение», когда в середине 60-х британские коллективы стали стремительно завоевывать американский рынок. Именно в этом времени, пожалуй, стоит искать корни брит-попа. В творчестве сегодняшних звёзд прослеживается такое же, как и в середине 60-х, отношение к музыке и во многом концепция трехминутного хитового поп-сингла с запоминающейся вокальной мелодией. Кроме этого практически все брит-поп-группы обожают звучание гитар старого образца и часто используют полуакустические «Гибсоны» и «Эпифоны».
Следующим явлением, повлиявшим на становление брит-попа, является панк. О панке написано много, поэтому отмечу только, что для новых британских музыкантов очень важным оказалось то, что панк породил в конце 70-х — начале 80-х постпанк, из него в свою очередь появилась «манчестерская волна», на почве которой и вырос брит-поп.
Британские рок-музыканты конца 80-х — начала 90-х, проповедующие старые мелодии и структуру песен, как в 60-е, нашли новые пути в аранжировке, тем самым став основной движущей силой британской рок-музыки конца 80-х — начала 90-х. Такие коллективы положили красивые, запоминающиеся мелодии на кислотно-танцевальные ритмы и сопроводили их множеством гитарно-клавишных завихрений. Главный успех выпал на долю Blur и Oasis, которые в буквальном смысле стали «столпами» брит-попа.
Кстати, об истории Oasis: одна из музыкальных легенд гласит, что гитарный техник (или кто-то в этом роде) Inspirial Carpets по имени Ноэл Гэллахер был изгнан в начале 90-х из группы за употребление наркотиков. Уходя, он сказал, что Inspirial Carpets — коллективчик так себе, и пообещал, что скоро его собственная группа будет круче всех. Ноэл взялся за группку своего братца Лиэма, и что получилось, вы сами должны знать, если не пребывали в спячке с 90-х.
Бритпопперов обвиняют во многом, начиная от глупости и заимствования идей из прошлого и заканчивая излишней самоуверенностью. Тем не менее, очень многое прощается им, потому что они живут музыкой и стараются сделать ее по-настоящему красивой. В музыкальном вкусе британцам отказать трудно. Кроме того, именно брит-поп-музыканты вновь подняли на должный уровень роль личности в коллективе, их физиономии на обложках различных изданий тому подтверждение. От харизмы никуда не денешься, и очень хорошо, если энергия, которая идет от звезды, не злая. Она может заставить вас веселиться, грустить, задумываться, а часто просто дает вам возможность поражаться красоте музыки, удивляться людям, которые способны создать такое, и ваши эмоции и любовь — лучшая им награда
Новое поколение групп ориентируется на записи, которые уже можно считать «классикой», пытается повторять, а затем создавать нечто свое. В данный момент брит-поп все больше отходит от стандарта гитарной поп-музыки в область экспериментов с электронными и другими более экзотическими инструментами, становясь еще более серьезным и вдумчивым.
Новые и новые релизы подтверждают, что дух брит-попа неугасим. Я бы из своего опыта порекомендовал Keane, Coldplay, Oasis, Razorlight, Starsailor, Kaiser Chiefs, Arctic Monkeys.
Илья Мирошниченко,
спасибо за статью.
Она нацелена на Настоящих Меломанов, так что фраза про "спячку", на мой взгляд, совершенно оправдана.
В России есть такая замечательная группа : Торба-на-Круче. Эти музыканты, как никто другой, подходят под описание в заключении Вашей статьи.
0 Ответить
и что получилось, вы сами должны знать, если не пребывали в спячке с 90-х.
лично я в спячке не пребывал, но конкретно этой группой и этим направлением не интересовался, поэтому не в курсе что там получилось у них.. так что тут Вы загнули с фразой
Оценка статьи: 4
0 Ответить