Но действующие лица — куклы. А с куклами тоже не все так просто, как и с людьми.
Когда-то эта история на фоне русской Масленицы взорвала Париж. С тех пор прошло много лет, но история повторяется и повторяется снова. А история интересная.
Игорь Стравинский
Игорь Стравинский — неординарная фигура в русской культуре. Еще в детстве меня страшно удивляло, что человека «разделили». Сначала он числился в учебниках русской музыки, потом непонятно как, чаще встречалось деликатное замечание: «дальнейшие этапы эволюции Стравинского выходят за рамки русской дооктябрьской музыки».
Потому что уехал? Но Рахманинов тоже уехал, оставшись русским композитором. Потому что «менял стили»? Но и подобное случается. Тяжело «определить» человека, «засунуть» его в какую-то категорию, но, может, тогда и писать проще, как пишут во всем мире: родился там-то, а жил там и там. Такое ведь с людьми тоже сплошь и рядом случается.
Последние десятилетия 19 века дали миру нескольких титанов. Но, возможно, только в Российской империи могли почти одновременно родиться столь диаметрально разные фигуры. Александр Скрябин, достигший мистического предела в своем мировоззрении и своей музыке, неожиданно рано и нелепо умер. Сергей Рахманинов, уехавший в США, переживший тяжелейший десятилетний творческий кризис, но преодолевший его, написавший и там многие шедевры — в русле того, что принято называть русской музыкой. Сергей Прокофьев, вернувшийся в СССР и весьма успешно и плодотворно работающий на родине.
Игорь Стравинский, уехавший в Европу, затем в США — и ставший там очень успешным. Более того, он совершил «страшное преступление» — поменял (и не один раз) стилистику. Но, может, все-таки признать, что человек имеет право и на свободу передвижений, и на свободу самовыражения (если обе эти свободы никого не задевают)? Одним словом, Стравинского принято все же «делить»: на «русского» и на прочее, в зависимости от этапов жизни и творчества.
Схематическая биография композитора на сайте есть. Могу напомнить основные вехи. Игорь Стравинский родился под Петербургом, в Ораниембауме, в 1882 году. Умер в 1971 году в Нью-Йорке, похоронен в Италии, в Венеции. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно занимался музыкальными предметами (брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова).
Для «Русских сезонов» в Париже, которые организовал С. Дягилев, Стравинский написал три балета. «Петрушка», «Жар-Птица» и «Весна священная» — три «русских балета», которые всколыхнули Западную Европу в ее увлечении культурой России. В течение 20 лет — неизменный интерес и триумф, иногда со скандалами, поскольку и музыка, и постановка отличались необычностью («Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса» — писал Жан Кокто). В память об этих «Русских сезонах» несколькими странами в последнее время были выпущены почтовые марки (Россия, Украина — оттуда род Стравинских, — княжество Монако). На российской марке видна фотография — И. Стравинский и В. Нижинский в роли Петрушки.
И. Стравинский жил во Франции (те, кого интересует его роман с Коко Шанель, могут посмотреть французский фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» 2009 года). С началом Второй мировой войны композитор переезжает в США.
Петрушка
Но вернемся к «Петрушке». Сам балет называется «Потешными сценами в четырех картинах», либретто — Александра Бенуа. Действие этого «балета-улицы» происходит в Петербурге 1830-х годов во время праздника Масленицы.
Балаган — слово когда-то без выраженного негативного оттенка. Балаган — это театр. Петрушка — кукла, казалось бы, солома да опилки. Этот традиционный персонаж влюблен в Балерину, та — в Арапа — такая вот у главного героя незадачливая любовь к недостижимому. Петрушка страдает от своего одиночества, и это одиночество глубже, чем просто отвергнутая любовь.
На Адмиралтейской площади — карусели, ледяные горки, лавки с вкусностями, мужик с медведем, ухарь-купец, пляшущие кормилицы, ряженые — черт, коза, свинья. На фоне праздничного гулянья разворачивается нешуточная драма.
Маленький уродливый Петрушка убит своим счастливым соперником — свирепым Арапом. Хозяин театрика — Фокусник (или Шарлатан) трясет перед толпой его телом, показывая народу, что Петрушка — всего лишь кукла, и нечего честному люду переживать. А кукла — и есть кукла, в лучшем случае может поплясать под дудку хозяина. Кукла — не человек, и эмоций у нее быть не может.
Он тащит «тело» Петрушки в театрик, но внезапно видит, что Петрушка (или его тень, дух, призрак) поднимается над балаганом. Петрушка грозит Фокуснику и дразнит его, «показывая нос». Фокусник в ужасе убегает от воскресшего Петрушки.
Музыка балета — новаторская для того времени, яркая. Сюжет — традиционен. И этот сюжет вошел в общую канву мировой культуры благодаря балету Стравинского.
А Петрушка живет и дурачится, невзирая ни на каких фокусников. Петрушка живет и дурачится, но, конечно, и страдает тоже. Возможно, он живет в каждом из нас, или в некоторых, возможно, он просто живет в народном духе. В человеческой независимости, в наигранной покорности с последующим «показыванием носа» любым кукловодам. В таком случае — любые шарлатаны бессильны, а Петрушка вечен. Петрушка способен пережить всех фокусников — хозяев балагана. Именно он — самый реальный. Возможно, нечто подобное хотел сказать когда-то Игорь Стравинский, еще в 1911 году, сто лет назад.
В мире балет «Петрушка» — один из самых популярных. Желающие побывать на этом представлении в Париже могут заглянуть в комментарии. Завершающая сцена балета — Масленица (в двух роликах) в постановке Opéra Garnier (Государственная Парижская опера). Во втором ролике в главной роли — Петрушки — Рудольф Нуреев (Нуриев).
Ха! Похоже, трикстер-Петрушка спровоцировал спор
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Петрушка - он такой...)
0 Ответить
Галя Константинова,
Извините что вмешиваюсь в этот малопонятный,с притензиями на оригинальность, спор. Но мне статья понравилась! Чисто познавательно. Все знать невозможно,а иногда почитать для развития интелекта....Многим полезно! Для того,думаю, и этот журнал существует!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Вам, Лариса.
0 Ответить
Галя Константинова!
Статья очень интересная. Спасибо!
Это величайшее мастерство- несколькими словами описать сцену, которая живо постает перед глазами читателя.
У меня,даже, возникла несколько иная ассоциация с кукловодами , которым пора бы уже показать язык.
Только вот, сталины,андроповы,путины отучили наш бедный народ от петрушкиного свойства.
Может стоит пригласить советников из Туниса, Египта, Ливии?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я бы воздержалась.
0 Ответить
Галя Константинова,
Известные персонажи в воздухе:
-Василий Иванович, 5000м -откроем парашюты?
-Я бы воздержался.
-Василий Иванович, 1000м-откроем?
-Я бы воздержался.
-Василий Иванович.5м-откроем?
-Ну что ты, Петька, никогда с 5метров не прыгал?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нет, не все серьезные. ))))
Смешно.
0 Ответить
Галя Константинова, Было бы смешно,если бы не было предчувствия Далеконесмешного...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
михаил горовенко,
Предчувствия есть. Но есть и надежда на более-менее нормальное развитие событий.
0 Ответить
галопом по европам как-то у вас получилось - толком не о Стравинском, ни о балете самом не написали.
а ведь про балет можно было что-то и поинтереснее найти, например, можно написать о том, что концепция балета и реализация его была сделана коллективно - участвовали все - и Дягилев, и Бенуа и Нижинский - это синкретическое действо потому и вышло таким цельным и органичным, что работа шла коллегиально.
про Дягилева - ни слова! а это уж, извините, вообще никуда не годится!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт, Не галопируйте!
Ибо на этом сайте это "вообще никуда не годится!"
Не показывайте нам простым читателям Ваши"концепции", "реализации",а уж "синкретическое действо" совсем вводит нас в головокружительное состояние.
Нам бы уж про наше, нам доступное.
Автору большое спасибо, статья написана очень образно и интересно.
0 Ответить
степан бриль, ваши слова напоминают незабвенный отрывок из "12 стульев". специально для Вас!
"-- Что еще за параллель такая, -- смутно отзывался Митрич.
-- Может, такой никакой параллели и вовсе нету. Этого мы не
знаем. В гимназиях не обучались.
Митрич говорил сущую правду. В гимназии он не обучался. Он
окончил Пажеский корпус.
-- Да вы поймите, -- кипятилась Варвара, поднося к носу
камергера газетный лист. - Вот статья. Видите? "Среди торосов и
айсбергов".
-- Айсберги! - говорил Митрич насмешливо. - Это мы понять
можем. Десять лет как жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги,
Айзенберги, всякие там Рабиновичи. Верно Пряхин говорит.
Отобрать -- и все."
а если "мои" "концепции", "реализации" и "синкретизм" действительно вводят вас в головокружительное состояние - обращайтесь к словарям или к специалистам.)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт,
И здесь возникает ощущение, что с восприятием реальности у Вас есть определенные проблемы.
Мой профиль-психоанализ, посему ничем Вам помочь не могу.
Обращайтесь к соответствующему специалисту
А, ежели Вы, просто "прикалываетесь", то поищите другие форумы, или сходите на базар.
Ну, у пивного ларька, надеюсь что публика воспримет Вас тоже хорошо.
ШЗ я считаю(за небольшим исключением) за серьезный сайт.
0 Ответить
Ну ладно. Все серьезные. Тогда и я тоже. Спасибо за небезраличие. А что касается несовпадений - что ж, бывает.
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт, а степан бриль просто прикалывается (шутит - не знаю, из какой Вы страны). Есть сильное подозрение, что ему нет нужды обращаться к справочникам. ))
0 Ответить
степан бриль, Амбаверт Амбаверт просто прикалывается. (Не знаю, из какой Вы страны, поэтому уточняю, что "прикалываться" - что-то вроде развлекаться). Хотя все так и есть. Даже синкретическое действо". )))
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт,
Биография Стравинского - на сайте есть. Читаем. О Дягилеве - статья есть, читаем. О "Русских сезонах" статья уже есть - читаем. Везде стоят ссылки на уже имеющиеся статьи.
О Бенуа здесь есть. Нижинский упоминается. Тема не о них - есть заголовок статьи (читаем).
можно было что-то и поинтереснее найти
Что значит найти? А мне лично Вы отказываете в праве иметь свой собственный взгляд?
Еще раз. Заявленная тема - конкретно эпизод Масленицы в конкретном балете. Образ Петрушки, каким его можно увидеть.
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт, извините, дописываю вслед, потому что поняла. Вы знаете – это частая история, когда люди ищут у других свои мысли, свои темы. ) А совпадения – вещь нечастая, сами понимаете. И это нормально
Еще раз. Если бы статья называлась: Игорь Стравинский и его Царь Эдип - пришлось бы писать о царе Эдипе (ой, как не хочется).))
Можно еще хлеще: Игорь Стравинский и восприятие его музыки немецким философом Теодором Адорно. Это было бы просто весело.)
Но - была я ограничена одной маленькой темкой. Не взыщите.
0 Ответить
Галя Константинова, раз есть статья биографическая, то зачем тогда вообще было упоминать биографию, тем более в осколочном варианте, из которого повыпадало многое из того, что Стравинского сделало Стравинским?
Никаких особых "своих мыслей" я в этой статье и не искал, мне хотелось найти здесь чего-то такого, что я не знал, увидеть какой-то новый взгляд, возможно.
А, вообще, не очень понимаю зачем вы писали эту статью? для рейтинга, самопиара? Информации по данной теме в интернете, вроде бы, достаточно, какой-то особый неповторимый взгляд вы не выразили, в целях популяризации академической музыки в лице Стравинского это даже вредная статья.
А если уж про приколы говорить, то уж прикалываетесь тут, скорее вы, ведь на "биографию" композитора вы выделили почти половину статьи, а вторая часть - литературное описание либретто.
...что-то мне подсказывает, что вы просто дописали "краткую биографию", когда поняли что одного либретто будет недостаточно.
>Еще раз. Если бы статья называлась: Игорь Стравинский и его Царь Эдип - пришлось бы писать о царе Эдипе (ой, как не хочется).))
Ещё раз. Если бы статья называлась "Стравинский и его "Царь Эдип", то вы бы тоже упоминали сжатую до неузнаваемости биографию бедолаги Стравинского на половину статьи, потому что материала бы не хватило?)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт, понятно. Вы, оказывается, не шутите. А жаль.
зачем вы писали эту статью? для рейтинга, самопиара?
Ну естественно, как Вы догадались. Я только этим и занимаюсь. С утра до ночи. Других забот в жизни нет.
просто дописали "краткую биографию
Обязательно. и снова бы дописала основные, хотя бы жизненные вещи (родился-жил). А ВЫ всерьез хотели бы, чтобы я здесь распространялась о неоклассицизме Стравинского, о серийной технике и так далее?
сжатую до неузнаваемости биографию бедолаги Стравинского
Ответ читаем выше.
мне хотелось найти здесь чего-то такого, что я не знал
Ну здесь я бессильна, знаете ли. ))
0 Ответить
Галя Константинова, жаль что вы так относитесь к обоснованной критике, я про Фому, а вы про Ерёму. жаль, жаль.
Вижу что конструктивный диалог невозможен, более ваши статьи комментировать не буду)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Амбаверт Амбаверт,
обоснованной критике
В чем обоснованность? Про рейтинги точно говорят, когда сказать нечего. То есть это последний, самый мощный аргумент. Вы мне даже "вредность" вменили. В чем вред? Кто-то уже застрелился? Сел на вредную для его здоровья диету? Ушел в тоталитарную секту? Не заплатил алименты? Превысил скоростной режим и попал в аварию?
Может, конечно, я и про Ерему, но в чем Ваш Фома? Не увидела здесь обоснованности, если честно. И всегда соглашаюсь, когда вижу.
ваши статьи комментировать не буду
Я переживу. Но было любопытно, правда. ))
жаль, жаль.
И мне.
0 Ответить
Галя Константинова, "В чем вред? Кто-то уже застрелился? Сел на вредную для его здоровья диету? Ушел в тоталитарную секту? Не заплатил алименты? Превысил скоростной режим и попал в аварию?" - Спишу слова!!
0 Ответить
Марианна,
0 Ответить