Галя Константинова Грандмастер

Игорь Стравинский и его Масленица. Кто реальный, а кто нет?

Такой банальный треугольник: Он, который любит ее, Она, которая любит другого. Он — трагическая фигура, зато народный любимец. Она — балерина. Возлюбленный балерины Арап убивает соперника. И вся любовь.

Но действующие лица — куклы. А с куклами тоже не все так просто, как и с людьми.

Когда-то эта история на фоне русской Масленицы взорвала Париж. С тех пор прошло много лет, но история повторяется и повторяется снова. А история интересная.

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский — неординарная фигура в русской культуре. Еще в детстве меня страшно удивляло, что человека «разделили». Сначала он числился в учебниках русской музыки, потом непонятно как, чаще встречалось деликатное замечание: «дальнейшие этапы эволюции Стравинского выходят за рамки русской дооктябрьской музыки».

Потому что уехал? Но Рахманинов тоже уехал, оставшись русским композитором. Потому что «менял стили»? Но и подобное случается. Тяжело «определить» человека, «засунуть» его в какую-то категорию, но, может, тогда и писать проще, как пишут во всем мире: родился там-то, а жил там и там. Такое ведь с людьми тоже сплошь и рядом случается.

И. Стравинский Последние десятилетия 19 века дали миру нескольких титанов. Но, возможно, только в Российской империи могли почти одновременно родиться столь диаметрально разные фигуры. Александр Скрябин, достигший мистического предела в своем мировоззрении и своей музыке, неожиданно рано и нелепо умер. Сергей Рахманинов, уехавший в США, переживший тяжелейший десятилетний творческий кризис, но преодолевший его, написавший и там многие шедевры — в русле того, что принято называть русской музыкой. Сергей Прокофьев, вернувшийся в СССР и весьма успешно и плодотворно работающий на родине.

Игорь Стравинский, уехавший в Европу, затем в США — и ставший там очень успешным. Более того, он совершил «страшное преступление» — поменял (и не один раз) стилистику. Но, может, все-таки признать, что человек имеет право и на свободу передвижений, и на свободу самовыражения (если обе эти свободы никого не задевают)? Одним словом, Стравинского принято все же «делить»: на «русского» и на прочее, в зависимости от этапов жизни и творчества.

Портрет Стравинского (худ. П. Пикассо) Схематическая биография композитора на сайте есть. Могу напомнить основные вехи. Игорь Стравинский родился под Петербургом, в Ораниембауме, в 1882 году. Умер в 1971 году в Нью-Йорке, похоронен в Италии, в Венеции. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно занимался музыкальными предметами (брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова).

Для «Русских сезонов» в Париже, которые организовал С. Дягилев, Стравинский написал три балета. «Петрушка», «Жар-Птица» и «Весна священная» — три «русских балета», которые всколыхнули Западную Европу в ее увлечении культурой России. В течение 20 лет — неизменный интерес и триумф, иногда со скандалами, поскольку и музыка, и постановка отличались необычностью («Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса» — писал Жан Кокто). В память об этих «Русских сезонах» несколькими странами в последнее время были выпущены почтовые марки (Россия, Украина — оттуда род Стравинских, — княжество Монако). На российской марке видна фотография — И. Стравинский и В. Нижинский в роли Петрушки.

Марка, посвященная "Русским сезонам" (Стравинский и его Петрушка в углу, en.wikipedia.org) И. Стравинский жил во Франции (те, кого интересует его роман с Коко Шанель, могут посмотреть французский фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» 2009 года). С началом Второй мировой войны композитор переезжает в США.

Петрушка

Но вернемся к «Петрушке». Сам балет называется «Потешными сценами в четырех картинах», либретто — Александра Бенуа. Действие этого «балета-улицы» происходит в Петербурге 1830-х годов во время праздника Масленицы.

Балаган — слово когда-то без выраженного негативного оттенка. Балаган — это театр. Петрушка — кукла, казалось бы, солома да опилки. Этот традиционный персонаж влюблен в Балерину, та — в Арапа — такая вот у главного героя незадачливая любовь к недостижимому. Петрушка страдает от своего одиночества, и это одиночество глубже, чем просто отвергнутая любовь.

«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (К. Маковский) На Адмиралтейской площади — карусели, ледяные горки, лавки с вкусностями, мужик с медведем, ухарь-купец, пляшущие кормилицы, ряженые — черт, коза, свинья. На фоне праздничного гулянья разворачивается нешуточная драма.

А. Бенуа. Балет "Петрушка" в Париже (en.wikipedia.org) Маленький уродливый Петрушка убит своим счастливым соперником — свирепым Арапом. Хозяин театрика — Фокусник (или Шарлатан) трясет перед толпой его телом, показывая народу, что Петрушка — всего лишь кукла, и нечего честному люду переживать. А кукла — и есть кукла, в лучшем случае может поплясать под дудку хозяина. Кукла — не человек, и эмоций у нее быть не может.

Он тащит «тело» Петрушки в театрик, но внезапно видит, что Петрушка (или его тень, дух, призрак) поднимается над балаганом. Петрушка грозит Фокуснику и дразнит его, «показывая нос». Фокусник в ужасе убегает от воскресшего Петрушки.

Музыка балета — новаторская для того времени, яркая. Сюжет — традиционен. И этот сюжет вошел в общую канву мировой культуры благодаря балету Стравинского.

А Петрушка живет и дурачится, невзирая ни на каких фокусников. Петрушка живет и дурачится, но, конечно, и страдает тоже. Возможно, он живет в каждом из нас, или в некоторых, возможно, он просто живет в народном духе. В человеческой независимости, в наигранной покорности с последующим «показыванием носа» любым кукловодам. В таком случае — любые шарлатаны бессильны, а Петрушка вечен. Петрушка способен пережить всех фокусников — хозяев балагана. Именно он — самый реальный. Возможно, нечто подобное хотел сказать когда-то Игорь Стравинский, еще в 1911 году, сто лет назад.

В мире балет «Петрушка» — один из самых популярных. Желающие побывать на этом представлении в Париже могут заглянуть в комментарии. Завершающая сцена балета — Масленица (в двух роликах) в постановке Opéra Garnier (Государственная Парижская опера). Во втором ролике в главной роли — Петрушки — Рудольф Нуреев (Нуриев).

Обновлено 27.02.2011
Статья размещена на сайте 22.02.2011

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ха! Похоже, трикстер-Петрушка спровоцировал спор

    Оценка статьи: 5

  • Лариса Шунина Лариса Шунина Читатель 3 марта 2011 в 06:06 отредактирован 25 мая 2018 в 08:21

    Галя Константинова,
    Извините что вмешиваюсь в этот малопонятный,с притензиями на оригинальность, спор. Но мне статья понравилась! Чисто познавательно. Все знать невозможно,а иногда почитать для развития интелекта....Многим полезно! Для того,думаю, и этот журнал существует!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова!
    Статья очень интересная. Спасибо!
    Это величайшее мастерство- несколькими словами описать сцену, которая живо постает перед глазами читателя.
    У меня,даже, возникла несколько иная ассоциация с кукловодами , которым пора бы уже показать язык.
    Только вот, сталины,андроповы,путины отучили наш бедный народ от петрушкиного свойства.
    Может стоит пригласить советников из Туниса, Египта, Ливии?

    Оценка статьи: 5

  • галопом по европам как-то у вас получилось - толком не о Стравинском, ни о балете самом не написали.

    а ведь про балет можно было что-то и поинтереснее найти, например, можно написать о том, что концепция балета и реализация его была сделана коллективно - участвовали все - и Дягилев, и Бенуа и Нижинский - это синкретическое действо потому и вышло таким цельным и органичным, что работа шла коллегиально.

    про Дягилева - ни слова! а это уж, извините, вообще никуда не годится!

    Оценка статьи: 5

    • Амбаверт Амбаверт, Не галопируйте!
      Ибо на этом сайте это "вообще никуда не годится!"
      Не показывайте нам простым читателям Ваши"концепции", "реализации",а уж "синкретическое действо" совсем вводит нас в головокружительное состояние.
      Нам бы уж про наше, нам доступное.
      Автору большое спасибо, статья написана очень образно и интересно.

      • степан бриль, ваши слова напоминают незабвенный отрывок из "12 стульев". специально для Вас!
        "-- Что еще за параллель такая, -- смутно отзывался Митрич.
        -- Может, такой никакой параллели и вовсе нету. Этого мы не
        знаем. В гимназиях не обучались.
        Митрич говорил сущую правду. В гимназии он не обучался. Он
        окончил Пажеский корпус.
        -- Да вы поймите, -- кипятилась Варвара, поднося к носу
        камергера газетный лист. - Вот статья. Видите? "Среди торосов и
        айсбергов".
        -- Айсберги! - говорил Митрич насмешливо. - Это мы понять
        можем. Десять лет как жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги,
        Айзенберги, всякие там Рабиновичи. Верно Пряхин говорит.
        Отобрать -- и все."

        а если "мои" "концепции", "реализации" и "синкретизм" действительно вводят вас в головокружительное состояние - обращайтесь к словарям или к специалистам.)

        Оценка статьи: 5

        • степан бриль Читатель 2 марта 2011 в 16:55 отредактирован 2 марта 2011 в 19:32

          Амбаверт Амбаверт,
          И здесь возникает ощущение, что с восприятием реальности у Вас есть определенные проблемы.
          Мой профиль-психоанализ, посему ничем Вам помочь не могу.
          Обращайтесь к соответствующему специалисту
          А, ежели Вы, просто "прикалываетесь", то поищите другие форумы, или сходите на базар.
          Ну, у пивного ларька, надеюсь что публика воспримет Вас тоже хорошо.
          ШЗ я считаю(за небольшим исключением) за серьезный сайт.

          • Ну ладно. Все серьезные. Тогда и я тоже. Спасибо за небезраличие. А что касается несовпадений - что ж, бывает.

            Каждый выбирает для себя
            женщину, религию, дорогу.
            Дьяволу служить или пророку -
            каждый выбирает для себя.
            Каждый выбирает по себе
            слово для любви и для молитвы.
            Шпагу для дуэли, меч для битвы
            каждый выбирает по себе.
            Каждый выбирает по себе.
            Щит и латы, посох и заплаты,
            меру окончательной расплаты
            каждый выбирает по себе.
            Каждый выбирает для себя.
            Выбираю тоже - как умею.
            Ни к кому претензий не имею.
            Каждый выбирает для себя.

        • Амбаверт Амбаверт, а степан бриль просто прикалывается (шутит - не знаю, из какой Вы страны). Есть сильное подозрение, что ему нет нужды обращаться к справочникам. ))

      • степан бриль, Амбаверт Амбаверт просто прикалывается. (Не знаю, из какой Вы страны, поэтому уточняю, что "прикалываться" - что-то вроде развлекаться). Хотя все так и есть. Даже синкретическое действо". )))

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 28 февраля 2011 в 10:51 отредактирован 28 февраля 2011 в 12:28

      Амбаверт Амбаверт,

      Биография Стравинского - на сайте есть. Читаем. О Дягилеве - статья есть, читаем. О "Русских сезонах" статья уже есть - читаем. Везде стоят ссылки на уже имеющиеся статьи.

      О Бенуа здесь есть. Нижинский упоминается. Тема не о них - есть заголовок статьи (читаем).

      можно было что-то и поинтереснее найти

      Что значит найти? А мне лично Вы отказываете в праве иметь свой собственный взгляд?

      Еще раз. Заявленная тема - конкретно эпизод Масленицы в конкретном балете. Образ Петрушки, каким его можно увидеть.

      • Амбаверт Амбаверт, извините, дописываю вслед, потому что поняла. Вы знаете – это частая история, когда люди ищут у других свои мысли, свои темы. ) А совпадения – вещь нечастая, сами понимаете. И это нормально

        Еще раз. Если бы статья называлась: Игорь Стравинский и его Царь Эдип - пришлось бы писать о царе Эдипе (ой, как не хочется).))

        Можно еще хлеще: Игорь Стравинский и восприятие его музыки немецким философом Теодором Адорно. Это было бы просто весело.)

        Но - была я ограничена одной маленькой темкой. Не взыщите.

        • Галя Константинова, раз есть статья биографическая, то зачем тогда вообще было упоминать биографию, тем более в осколочном варианте, из которого повыпадало многое из того, что Стравинского сделало Стравинским?

          Никаких особых "своих мыслей" я в этой статье и не искал, мне хотелось найти здесь чего-то такого, что я не знал, увидеть какой-то новый взгляд, возможно.

          А, вообще, не очень понимаю зачем вы писали эту статью? для рейтинга, самопиара? Информации по данной теме в интернете, вроде бы, достаточно, какой-то особый неповторимый взгляд вы не выразили, в целях популяризации академической музыки в лице Стравинского это даже вредная статья.

          А если уж про приколы говорить, то уж прикалываетесь тут, скорее вы, ведь на "биографию" композитора вы выделили почти половину статьи, а вторая часть - литературное описание либретто.
          ...что-то мне подсказывает, что вы просто дописали "краткую биографию", когда поняли что одного либретто будет недостаточно.

          >Еще раз. Если бы статья называлась: Игорь Стравинский и его Царь Эдип - пришлось бы писать о царе Эдипе (ой, как не хочется).))

          Ещё раз. Если бы статья называлась "Стравинский и его "Царь Эдип", то вы бы тоже упоминали сжатую до неузнаваемости биографию бедолаги Стравинского на половину статьи, потому что материала бы не хватило?)

          Оценка статьи: 5

          • Амбаверт Амбаверт, понятно. Вы, оказывается, не шутите. А жаль.

            зачем вы писали эту статью? для рейтинга, самопиара?

            Ну естественно, как Вы догадались. Я только этим и занимаюсь. С утра до ночи. Других забот в жизни нет.

            просто дописали "краткую биографию
            Обязательно. и снова бы дописала основные, хотя бы жизненные вещи (родился-жил). А ВЫ всерьез хотели бы, чтобы я здесь распространялась о неоклассицизме Стравинского, о серийной технике и так далее?

            сжатую до неузнаваемости биографию бедолаги Стравинского

            Ответ читаем выше.

            мне хотелось найти здесь чего-то такого, что я не знал

            Ну здесь я бессильна, знаете ли. ))

            • Галя Константинова, жаль что вы так относитесь к обоснованной критике, я про Фому, а вы про Ерёму. жаль, жаль.
              Вижу что конструктивный диалог невозможен, более ваши статьи комментировать не буду)

              Оценка статьи: 5

              • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 2 марта 2011 в 12:18 отредактирован 2 марта 2011 в 12:18

                Амбаверт Амбаверт,

                обоснованной критике
                В чем обоснованность? Про рейтинги точно говорят, когда сказать нечего. То есть это последний, самый мощный аргумент. Вы мне даже "вредность" вменили. В чем вред? Кто-то уже застрелился? Сел на вредную для его здоровья диету? Ушел в тоталитарную секту? Не заплатил алименты? Превысил скоростной режим и попал в аварию?

                Может, конечно, я и про Ерему, но в чем Ваш Фома? Не увидела здесь обоснованности, если честно. И всегда соглашаюсь, когда вижу.

                ваши статьи комментировать не буду
                Я переживу. Но было любопытно, правда. ))

                жаль, жаль.
                И мне.

  • Заключительная сцена - Масленица