Кроме того, он еще и неоднократно был женат. Последняя — третья — жена была ему определена самим Зевсом (непонятно, за какие заслуги он удостоился такого свата). Зевс был многоженец и хотел жениться еще и на Фетиде (хотя в то время у него уже была Гера, которая воспитала Фетиду).
Фетида — морская нимфа, по некоторым сведениям — дочь кентавра Херона. Этот брак не состоялся, хотя Зевс очень хотел этого и преследовал Фетиду по всему миру. Она убегала от него, а он — за ней. И так они добежали до Кавказа, где Прометей (который оказался рядом совершенно случайно) сообщил Зевсу, что его сын от этого брака лишит самого Зевса власти.
Тогда Зевс отдал Фетиду Пелею. Условие, которое Зевс поставил Пелею, было более чем странным: Фетиду надо было взять силой.
Фетида имела обыкновение отдыхать в гроте. Вот что пишет Овидий в «Метаморфозах»:
Нередко, Фетида нагая,
Ты приплывала сюда на взнузданном сидя дельфине.
Там ты, окована сном, лежала; Пелей же тобою
Там овладел: поскольку мольбы ты отвергла, прибег он
К силе и шею тебе обеими обнял руками.
Тут, не воспользуйся ты для тебя обычным искусством, —
Свойством обличья менять, — тобой овладел бы наверно.
Птицею делалась ты, — он тотчас же схватывал птицу;
Корни пускала в земле, — Пелей уж на дереве виснул.
В третий ты раз приняла пятнистой тигрицы обличье,
И, устрашен, Эакид разомкнул вкруг тела объятье.
(Эакид — это сам Пелей, сын Эака.)
Там ее и добивался Пелей, в гроте. Птица, дерево, тигрица… Он ее настигает, хватает — а она ускользает! Он устал и отчаялся, и в это время из водных глубин раздался голос, который
Молвил ему: «Эакид, ты желанного брака достигнешь!
Только лишь дева уснет, успокоясь в прохладной пещере,
Путы накинь на нее и покрепче свяжи незаметно.
Да не обманет тебя она сотнями разных обличий —
Жми ее в виде любом, доколь не вернется в обычный».
Действительно, сработало! Она превращалась и так, и эдак, а он не переставал ее мять изо всей силы. Она сдалась, вернулась в свою обычную форму — и тут же эта парочка зачала Ахилла. Как бы минуя все формальности. Но свадьба у них была, да еще какая!
Свадьба состоялась в пещере родителя Фетиды — кентавра Хирона. На пир явились все боги, начиная с Зевса, и почти все богини. Одна из тех, кто не пришел на свадебное гулянье, — Эрида, богиня вражды. Естественно, что на свадьбе ее присутствие было бы нежелательным. Ее не пригласили. Эрида жутко обиделась и решила всех стукнуть лбами. Она подбросила на пир золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей».
(Небольшое отступление по поводу надписи. Это едва ли не единственный случай, когда боги пишут, а затем читают. Кто писал? Сама богиня? Вроде, не божественное это дело — писать. Чем писали? На яблоке надпись можно только нацарапать или вырезать. Надпись должна была быть четкой и понятной любому, в том числе и богам, которым она предназначалась. В легендах — ни звука об этих простейших вещах. То есть боги пишут и читают — так на то они и боги, чтобы все знать и уметь.)
Можете вообразить, что было на свадебном пиру! Богини тянутся за яблоком, они все хотят быть обладательницами такого титула! Началась свара, которую разрешил Зевс. Зевс — как и полагается верховному божеству — взял правление в свои руки (ему это тоже не всегда удавалось) и послал их всех вместе с яблоком. Он повелел Меркурию отнести яблоко первому пастуху Олимпа Парису. К нему же на суд должны были явиться и три богини. И Зевс им наказал предстать перед Парисом обнаженными! А Парис должен был отдать яблоко той, которую он определит как «Прекраснейшую».
Ссоры на время закончились, свадьба продолжалась.
Рубенс изобразил свадебное пиршество: все боги сидят за столом, в центре — Зевс и Гера, во главе стола — молодожены Пелей и Фетида. Слева от стола — Афродита (Венера), рядом с которой стоит Амур, еще левее — Афина. Из-за нее выглядывает Марс. Остальные гости рангом пониже, у них нет опознавательных признаков. (Почему-то нет родителей ни жениха, ни невесты.)
Стол накрыт не по-божески: нет ни нектара, ни амброзии. Возможно, это связано с тем, что свадьба не на Олимпе, а в пещере. Но все равно, для свадебного пира маловато закуски и совершенно не видно питья. (Правда, это только этюд. Может быть, в окончательном варианте на столе что-нибудь и появится.)
Пелей сидит в кресле (или это диван на двоих, потому что Фетида сидит к нему вплотную), у него на голове венок из цветов. Второй венок у него в левой руке. Видимо, он собирался надеть его на голову невесты. И точно в этот момент Эрида бросает на стол яблоко.
Яблоко оказывается в руках у Зевса. Он разглядывает яблоко, видимо, читает. Рядом с Зевсом стоит Меркурий. Меркурий показывает Зевсу надпись (это наводит на мысль, что у Зевса не все в порядке было со зрением). Гера и Афина тянут к яблоку руки. Афродита не тянет руку, а как бы показывает, что она — прекраснейшая.
Лица у богинь воинственные, можно сказать, агрессивные: вот-вот начнется рукопашная. Молодожены в некоторой растерянности, особенно это заметно у Фетиды: что же будет? Чем это закончится? Это — в будущем и за рамками картины. А пока Зевс пытается понять, что написано на яблоке, молодожены в смятении, богини тянутся за символом королевы красоты…
Кажется, что Рубенс не очень и старался передать атмосферу свадьбы. Его больше интересовал момент ссоры богинь, момент появления яблока раздора.
Любопытно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис, присоединяюсь к Сергею.
0 Ответить
Уважаемые коллеги, спасибо!
0 Ответить
Борис, прекрасный с искусствоведческой точки зрения и очень занимательный по стилю изложения опус! С удовольствием почитаю резюме вашего аналогичного исследования, например, картины "Даная". (Конечно, что-то мы о ней читали, но, думаю, в вашем изложении это будет непревзойденная статья!)
Оценка статьи: 5
0 Ответить