Сергей Курий Грандмастер

Как свастика стала одиозным символом?

«Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было развёрнуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен.
Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера… Неведомая сила исходила от загадочного знака».
(К. Хайден, биограф Гитлера)

Если кого-либо из вас поприветствуют санскритским словом «Свасти!», будьте уверены — вам пожелали удачи и всяческих благ (от «Su» — «хорошо», «благо» и «asti» — «бытие»). Так и знак свастики в течение многих тысячелетий нес в себе хоть и разнообразные, но исключительно позитивные эмоции.

Культуры, в которых свастика отсутствует, можно перечислить по пальцам. Ее можно встретить и на орнаментах американских индейцев, и на изображениях христианских святых. Помню, с каким изумлением я впервые разглядывал свастики, изображенные на так называемой «стопе Будды». Что уж говорить о «счастливом» кармашке для часов в форме свастики, выпущенном в 1925 г. компанией «Кока-кола»! А на бумажных деньгах Временного правительства она присутствует почти в «фашистском» обрамлении вместе с орлом (правда, естественно, двуглавым).

Однако хватило всего около трех десятилетий, чтобы свастика утратила все свои положительные ассоциации, до сих пор оставаясь предметом спекуляций нечистоплотных политиков. Навсегда ли? Попробуем разобраться.

Итак, свастика, она же славянский «коловрат», китайский «Вань», греческая «тетраскеле», кельтский «молот Тора», буддийское «мандзи», христианский «гаммадион» или «гаммированный крест». Древнейшие изображения этого символа встречаются и в доарийской цивилизации Инда, и в трипольской культуре Северо-Западного Причерноморья (около 2 тыс. лет до н.э.). Древность и широкая распространенность свастики связана прежде всего с ее несомненными геометрическими достоинствами.

Этот символ представляет собой пропорциональный четырехконечный крест с загнутыми в одну сторону концами (концы могут загибаться и овально). То есть, свастика по сути — эдакий синтез достоинств креста (как фигуры, имеющей центр пересечения вертикали и горизонтали) и круга (как фигуры цикличной, вращающейся). Эти особенности и определили весь многочисленный арсенал значений, которыми свастика «обросла» за тысячелетия. Свести все это разнообразие к общему знаменателю довольно трудно, поэтому ограничимся самыми обобщенными трактовками.

Православное церковное одеяние средних веков с изображением гамматических крестов. Одним из исходных пунктов, безусловно, является кажущееся вращение вокруг неподвижного центра, поэтому во многих культурах свастика символизировала круговорот бытия, движение звездного неба, циклическую смену сезонов. У буддистов она — один из символов сансары — «коловращения» жизни, бесконечной цепи перерождений. В христианстве левосторонняя свастика нередко символизирует стяжание Святого Духа и еще добрую толику значений.

Чаще всего этот динамичный крест трактуют как знак солярный, символ движения солнца по небосклону и солнцеворота. Возможно, именно солярность (связь с Солнцем) вкупе с геометрической выразительностью сделала свастику в большинстве культур символом света, щедрости, удачи, совершенства (буддисты даже называют ее «печатью сердца Будды»). Этим значения свастики отнюдь не исчерпываются, и попытка охватить эту тему полностью, я думаю, утомила бы нашего читателя. Любопытствующие могут обратиться к основательному труду Р. Багдасарова «Свастика: священный символ».

Слева - гербовый орел на банкнотах Временного Правительства (1917 г.), справа - "счастливый" кармашек для часов компании…"Кока-кола" (1925 г.) (Р. Багдасаров "Свастика: священный символ") Настоящие злоключения свастики начинаются с конца XIX века, когда разнообразные оккультисты и эзотерики начали связывать этот знак исключительно с арийской цивилизацией (в то время у семитских народов свастика еще не была обнаружена). Дошло до того, что происхождение свастики стали выводить из «географии» мифической прародины ариев — Гипербореи. Якобы эта страна располагалась на четырех островах в районе северного географического полюса. Острова разделяли проливы, придававшие Гиперборее вид изгибающегося креста.

А дальше — пошло-поехало. Арийцы — хорошо, семиты — плохо. В итоге в начале ХХ века свастика становится символом антисемитских организаций. Немецкое оккультное общество «Туле» (от которого так много почерпнул Гитлер) одним из первых поместило свастику на свой герб. А в марте 1920 г. во время Капповского путча свастика появляется на шлемах так называемой «бригады Экхарда».

Эмблема оккультного ордена "Туле". (Р. Багдасаров "Свастика: священный символ") Неудивительно, что, приобретя нацистско-экстремистскую окраску, «бегущий крест» без особых колебаний избирается в 1923 году Гитлером для эмблемы НДАСП. А в 1933 году новоизбранный рейх-канцлер «производит» свастику в государственные символы Германии (в частности, она помещается и на эмблему Вермахта). Что-что, а «шоуменом» Гитлер был талантливым, склонным ко всякого рода зрелищным эффектам. На зрителя до сих пор производят впечатление кадры с факельным парадом, выстроенным так, что он напоминал «живую» вращающуюся свастику. Говорят, что и лес под Берлином, который высадил Гитлер, до сих пор напоминает «крюкообразный крест». Кстати, именно так — «крюкообразным крестом» (Hakenkreuz), а не «свастикой», предпочитал именовать фюрер свою излюбленную фигуру.

"Эффект был, как от разорвавшейся бомбы", - писал Гитлер о "презентации" нового брэнда. Кстати, «нацистской» может официально считаться лишь свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленными в правую сторону. И хотя большинство традиционных свастик Азии и Америки стоят на поверхности под углом в 90°, «любовь» Гитлера дорого обошлась древнему символу. Во многих странах мира свастика, по вполне понятным причинам, стала «вне закона».

Но с началом перестройки, многопартийности и безалаберности у свастики вновь появились защитники. Они убежденно и возмущенно требовали вернуть свастике «человеческое лицо», пользуясь всем набором вышеприведенных аргументов. Мол, символ древний, хороший, исконно славянский… И вроде бы все так. Но есть два «но»…

Во-первых — контекст, в котором происходит возрождение свастики. Заметьте, ведь защищают ее в основном не буддисты, не индейцы, не культурологи. Нет, ее защищают политические и идеологические группы вполне определенного склада мыслей. Например, то же «Русское Национальное Единство», избравшее свастику своим символом («она же не гитлеровская, а наша!»). Нередка она и у украинских возродителей традиций «славного язычества». Свастика украшает и обложку «православного» альбома «Солнцеворот» рок-группы АЛИСА.

Обложка альбома "Солнцеворот" группы АЛИСА. Лидер группы АЛИСА К. Кинчев, 2000 г.:
«Да поймите же вы, это древний христианский символ… Это знак действующего посредством ветра и огня Святого Духа. В левосторонней свастике нет ничего предосудительного».

Все эти объяснения слушать как-то смешно. Ведь, по-моему, ясно, что для подавляющего большинства населения нашей родины свастика на подсознательном уровне вызывает четкие ассоциации с вполне конкретной войной, бесчеловечной идеологией, уничтожившей миллионы невинных людей. Или Кинчев думает, что пенсионеры (да какие там пенсионеры! 90% населения!) тотчас кинутся в культурологические работы по изучению свастики, коль уж лидеру АЛИСЫ взбрело в голову поместить на альбом именно ее? Или, может, кладбища разрисовываются свастикой в чисто просветительских целях? Одно дело — изображение свастики в буддийском Непале, а другое дело на майке европейского подростка.

Использование свастики в странах, переживших Вторую мировую — это сознательный вызов, самый дешевый способ шокировать и привлечь внимание.
Фанатизм по отношению к использованию свастики в давних культурах, безусловно, глуп и вреден. Для этого я и писал статью. Но когда дело касается оскорбления памяти жертв фашизма, к этому символу надо подходить крайне осторожно. Иначе из всех многочисленных значений за свастикой навеки закрепится именно нацистское.

Обновлено 23.08.2011
Статья размещена на сайте 14.08.2011

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Курий, а заметили ли вы, что на этой злополучной обложке "Алисы" есть ещё один знак, устойчиво ассоциированный с фашизмом? Это руна "зиг" которая использовалась в обозначении СС. Буква "И" в логотипе Алисы выглядит в точности как руна "зиг" - молния.

    • Ну, господа, а что вы хотели? Древние арии (читай - индусы) не виноваты же, что свастику изобрели, и она стала столь популярна. Они же не знали, когда Веды писали, что предки тевтонов и русов, одетые в шкуры и жрущие сырое мясо, читать еще не умеют? Тем более со своими индрами-митрами предположить даже не могли, что кто-то через 5 тысяч лет будет называть себя коммунистами и нацистами.

  • Сергей Курий, вот интересная подборка фото

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Чермных,

      Ага, спасибо!

      Во фашисты наследили.

      • Господа, не путайте понятия фашизм, национал-социализм, нацизм (это и есть немецкий национал-социализм), национализм, коммунизм, социализм, социал-демократия.
        При всем том, что идеологии нацизма и коммунизма, мягко говоря, не во всем совпадали, более того, нацисты ненавидели коммунистов, а коммунисты - нацистов, эти движения берут свое начало из одного источника, соответственно и некоторая атрибутика схожа.
        Коммунизм - КПСС - ВКП(б) - РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия. Нацизм - национал-социализм - НСДАП - Немецкая национал-социалистическая рабочая партия.
        Фашизм - вообще тут не причем, идеологически. Это коммунисты всех подряд фашистами нарекали, даже социалистов различных, а термин закрепился за гитлеровскими нацистами. На западе их фашистами никто не называет.

        • Кстати, атрибутика у фашистов совсем иная, и самая начальная идеология вполне безобидная, и само слово обозначает что-то вроде "пучок", на эмблеме он у них. Как веник в старой сказке.

      • с памятниками не поспоришь

        Сергей Курий, глакное то, что памятники-то древние. Так что ни о какой фашисткой идеологии не может быть и речи.

        Оценка статьи: 5

        • Так что ни о какой фашисткой идеологии не может быть и речи.

          Вячеслав Чермных, а вы это моему соседу-фронтовику объясните, и соседке заодно, что в концлагере была.

          Оценка статьи: 5

          • Александр Петров, спорить можно с молодыми, а у стариков склероз да стереотипы, те что им заложили на политзанятиях много, много лет назад.
            Лично на меня, в своё время, когда перешли от чёрно-белых к цветным фильмам, поразила не чёрная свастика на фоне белого круга, а красный цвет флага. Получается что сражались друг против друга армии с красными флагами. Вся и разница была, что у одних красных была звезда, а у других свастика. Получается, что идеологии-то были очень близки.

            Оценка статьи: 5

            • "Как два различных полюса,

              Вячеслав Чермных, во всём враждебны мы !"
              Слышали песню с такими словами ? Красный цвет знамён вносит неловкость, но не больше. Наполнение было полярным.

              Оценка статьи: 5

              • Вячеслав Чермных Вячеслав Чермных Дебютант 7 сентября 2011 в 08:34 отредактирован 7 сентября 2011 в 09:26
                шла битва за мировое господство

                Сергей Дмитриев, ну почему же полярным?
                Столкнулись две идеологии боровшиеся за мировое господство.
                · коммунисты боролись за идеологическую победу мирового интернационализма, попутно прихватывая всё что плохо лежит вокруг себя.
                · фашисты боролись за мировое господство своей нации
                А единство выражалось в готовности захватиь весьмир!
                Вот такая диалектика.

                Оценка статьи: 5

                • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 7 сентября 2011 в 20:56 отредактирован 7 сентября 2011 в 21:25

                  Вячеслав Чермных,
                  " фашисты боролись за мировое господство своей нации".. за мировое господство нации боролись нацисты.. в Герамании не было фашизма..был национал-социализм..

                  • живуча идея мирового господства

                    Наташа Деспи , хорошо, пусть национал-социалисты. Главное то, что они боролись за мировое господство. Собственно, именно на этом я и фокусирую мысль.
                    Более того, идея мирового господства необычайно живуча. В настоящее время она прочно обосновалась в Америке и возможно Китай её не утратил. Наши карлики тоже топорщатся, но это от мании величия, стоя на табуретке перед зеркалом, нежели от осознания реальности.

                    Оценка статьи: 5

                • П.п. 1 и 2

                  Вячеслав Чермных, как раз и выражают полярность идеологий.
                  Только не "попутно прихватывая...", а отдавая последнее для всеобщего блага " в своей версии".Мировой порядок без войн и терактов и сейчас остаётся в повестке дня.
                  1-я Мировая показала, что "что-то неладно в Датском королевстве" и возбудила умы на исключение таких катаклизмов. Но получилось "как всегда". И сейчас всё идёт по ВСЧ: "никогда такого не было и вот опять".

                  Оценка статьи: 5

            • Вячеслав Чермных, когда я стал постарше, т.е. начал самостоятельно соображать, я понял что фашизм и коммунизм - близнецы братья.

              Оценка статьи: 5

              • Александр Петров, аналогично. Ещё в советское время, осмысливая историю КПСС, которую нас заставляли учить, чисто ассоциативно, я заметил общие закономерности в развитии фашистского и социалистического обществ. Позже уже сознательно стал обращать внимание на различные факты проскакивавшие в исторической литературе. Сейчас конечно проще, появилось много конкретной информации.
                Например ССовский кинжал выставленный в музее вертикально, на одной стороне которого звезда, а на обратной свастика. Жаль у меня нет его фотографии, а то б разместил.

                Оценка статьи: 5

            • Вячеслав Чермных,
              -Или это Вы не подумавши, или это юмор у Вас такой?
              Если следовать логике Вашего ответа, то получается, что идеологами одновременно как коммунизма, так и фашизма были Владимир Святославович (потому как Красное Солнышко), Международный КРАСНЫЙ Крест, отчасти А.Эйнштейн и Доплер с астрофизиками и их КРАСНЫМ смещением... и всё это в Парижском Moulin Rouge на фоне КРАСНОЙ площади! А в так называемых оранжевых революциях повинны противопожарные службы...
              Ну и откуда у Вас, 60-летнего такие стереотипы насчёт спора со стариками? Не давайте молодым такую установку насчёт старших по возрасту, ведь и без того не мало недопонимания мжду возрастами...
              Удачи!

              Оценка статьи: 5

              • Леонид Алексеевич Ковтун, есть немало молодых, которые на всё смотрят сквозь призму стереотипов. А у стариков, как правило, мозги заскорузлые. Что поделаешь, возрастные изменения психики, жестокая реальность.
                Главная причина состит в том, что люди смолоду не привыкли думать. Это ведь очень удобная позиция, когда всё решают за тебя. А потом они толпами стоят то в колонне идущей на демонстрацию, то в очереди за акциями МММ.

                Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Чермных, спасибо.Это пример того, как можно очернить, наполнить ужасным смыслом совершенно невинный элемент "графического дизайна". Зловещий символ "нового порядка" ещё долго будет икаться в поколениях.

      Оценка статьи: 5

  • Впервые свастику увидел именно на старых российских деньгах в школьном возрасте, в начале 80-х. Был удивлен.

  • Сергей Курий, отличная статья, лучшая из тех, что я читала по теме Насчёт "обелить"... Это может только время, и при условии, что сомнительные личности под прикрытием благого дела "обеления" свастики не будут усугублять ситуацию... Пока же это, в самом деле, "самый лёгкий способ привлечь к себе внимание и шокировать окружающих".

    Оценка статьи: 5

  • И все же, это просветительская статья. Надо говорить и объяснять, что же такое свастика. Обелить, в конце концов.

    • Так уже и говорили

      Лариса Буркова, и объясняли "не раз и не пять", что она и элемент орнаментов и планировка зданий и означает "что-то хорошее", поэтому дизайнеры рэйха вцепелись в этот символ мёртвой хваткой. Самим смозговать что-то оригинальное было не до того, вот и присвили себе готовенькое.
      Это серп и молот тянет на оригинальность.

      Оценка статьи: 5

      • Леонид Алексеевич Ковтун Читатель 26 августа 2011 в 00:44 отредактирован 26 августа 2011 в 00:44

        Сергей Дмитриев, Между прочим, как это парадоксально ни выглядит, серп и молот ассоциируются с крестом и полумесяцем, пусть даже на подсознательном уровне...

        Оценка статьи: 5

        • Ассоциации могут быть.

          Леонид Алексеевич Ковтун, в угаре подобострастия некоторые политдизайнеры и свастику наполняли серпом и молотом, намекая на общность.
          Пока нигде ничего отрадного по этой части не просматривается.

          Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев,

        Даешь серп и молот!

        • Серп и молот

          Сергей Курий, отработали смену. А что имЕм взамен ? Двуглавую птицу Феникс? Но это герб, "если так можно выразиться". Символа рубля наподобие дважды зачёркнутого S не получилось сварганить пока. С символикой, геральдикой, переназваниями - полковая каша. А как в других б/у - респЮликах?
          Где аналитики "по этой части" ?

          Оценка статьи: 5

  • Сергей Курий, замечательная статья, побольше бы таких.
    Про "Алису" - блестящий пример. Группа, играющая тяжелый рок и заигрывающая с сатанизмом, пытается замаскировать свастику под солнышко. Да-да, мы так и поверили в их добрые намерения и невинные стремления.

  • Сергей Курий, да, позор войны ещё долго не смоется с этого символа

  • Вполне здраво написано, нет истерических взвизгиваний, все продумано.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 14 августа 2011 в 14:05 отредактирован 14 августа 2011 в 14:07
    Надо согласиться

    с такой трактовкой проблемы свастики.
    Что-то скажет Сергей Кизиник ? Тоже эксперт по свастике.

    Оценка статьи: 5