Галя Константинова Грандмастер

Музыка барокко: какой она была? Гендель и Гимн лиги чемпионов УЕФА

Эту музыку знает все человечество. Тот гимн, который звучит перед самыми крупными соревнованиями — «от нотки до нотки» музыка Генделя с небольшой аранжировкой. Он звучит сразу на трех языках, как видно из слов гимна. Хотя изначально это библейский текст: «Садок-Священник».

Ce sont les meilleures équipes
Sie sind die allerbesten Mannschaften
The main event!

Die Meister
Die Besten
Les Grandes Équipes
The Champions!

Это лучшие команды (фр.),
Это лучшие команды (нем.),
Главное событие (англ.),
Чемпионы (нем.),
Лучшие (нем.),
Великие команды (фр.),
Чемпионы! (англ.)

Садок — этот тот священник, который помазал царя Давида на царство. Событие, описанное в Библии (Третья книга Царств), стало текстовой основой для музыки немецкого композитора Георга Генделя, написанной в честь коронации английского короля Георга II еще в 1727 году. Этот текст традиционно использовался при каждой коронации английских королей — еще с 973 года!

И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону

А через 250 лет, величественная музыка Генделя, слегка аранжированная, стала Гимном лиги чемпионов УЕФА. Текст стал другой, а музыка осталась. И слышат мужья, и идут к телевизору, и слышат жены — и дальше уже с вариантами.

Это пока все, что касается большого спорта. Музыка Генделя звучит не только перед футбольными матчами. Мы слышим ее в фильмах «Борджиа», «Агент Джонни Инглиш», «Завтрак на Плутоне», «Молодая Виктория». Эта музыка звучала на недавней свадьбе Принца Уэльского и Кейт Миддлтон. На всех предыдущих королевских свадьбах — тоже. И принцы датские в Дании тоже женятся под эту музыку.

Так и звучит музыка Генделя: с библейским текстом на церемониях коронаций и свадеб, с новым многоязычным текстом — на футбольных матчах. И в концертных залах — звучит. Просто как музыка.

Ужин в четыре руки

2000 год. О крахе культуры уже устали говорить. Однако в этом году в номинации «Телевизионный художественный/игровой фильм» ТЭФИ победил скромный и сильный фильм о музыке. О Генделе и Бахе.

Здесь писалось о том, что в конце 20 — начале 21 века (то есть сейчас) явно наблюдается вспышка интереса к эпохе барокко. Были сняты кинокартины о Маррене Маре, Вивальди, Люлли, Монтеверди и другие.

Российский кинематограф отозвался телефильмом «Ужин в четыре руки». Это не пышный «костюмный фильм» (на такие нет сейчас денег), это — тихий, умный фильм, посвященный противопоставлению Георга Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.

Этой встречи не было в реальной истории. Ее «выдумал» современный немецкий драматург Пауль Барц, написав пьесу «Возможная встреча». По этой пьесе и сняли фильм-спектакль. Дело происходит в Лейпциге, там Гендель приглашает Баха на обед.

Вальяжный, успешный Гендель в исполнении Михаила Козакова. Скромный трудяга Бах — в исполнении Евгения Стеблова. Исключительно тонкая игра актеров: чего стоит только начальный чуть покровительственный тон Козакова и его все понимающие при этом глаза. Чуть сбивчивая речь Стеблова — и его все понимающие глаза. Гендель и Бах — такие разные.

А есть ли это противостояние: Гендель — Бах?

Исторически, на первый взгляд, — да. Два титана музыки, оба родились в одной стране (Германия). Оба родились в один год — 1685 (а еще и Доменико Скарлатти!). Оба ослепли к концу жизни. И даже операции на глаза они сделали у одного хирурга. И оба — неудачно.

Но Гендель — только родился в Германии. Какое-то время жил в Италии, затем перебрался в Лондон, стал подданным британской короны. Он и числится как англо-немецкий композитор. Бах — всю жизнь прожил в родной Германии.

У Генделя не было детей. У Баха родилось двадцать…

Гендель — поддерживал прекрасные отношения с великими мира сего, он не был чужд мирской суеты. Бах — частенько получал нарекания от властей.

Гендель был весьма обеспеченным человеком. Баху было трудно поддерживать материальное благополучие. Гендель был одновременно импресарио-композитор-исполнитель. Бах был скромным церковным кантором (в длительные Лейпцигские годы жизни).

Но противопоставлять кардинально этих двух великих людей все же можно только условно. Музыка Баха — на предельной, высшей грани духовного величия человека. Но и музыка Генделя — мощная, грандиозная, сочная и красочная — отнюдь не бездуховна, совсем нет.

Музыка Георга Генделя похожа на гигантские фрески с героическим сюжетом. И его музыка — не немецкая или английская (или даже итальянская: по месту жительства три страны могут «претендовать на Генделя»). Хотя Гендель — это гордость и немцев, и англичан. Как писал Бернард Шоу: «Для англичан Гендель — не просто композитор, но объект культа. Скажу больше — религиозного культа! Когда во время исполнения „Мессии“ хор начинает петь „Аллилуйю“, все встают, как в церкви. Английские протестанты переживают эти минуты почти так же, как если бы лицезрели поднятие чаши со святыми дарами».

Но музыка Генделя — не какая-то отдельная немецкая или английская. Это — общечеловеческая музыка. При этом Гендель и Бах — такие разные…

Интересно, что один из Оскаров знаменитого фильма «Барри Линдон» не менее знаменитого кинорежиссера Стэнли Кубрика — Оскар за музыку. Выбор музыки к фильму был серьезным и точным. Одна из важнейших «музыкальных линий» кинокартины — «Сарабанда» Генделя. Неумолимый рок и неизбежность судьбы — режиссер нашел такое музыкальное воплощение этой вечной темы.

Музыка Георга Фридриха Генделя звучит во многих кинофильмах. Что она из себя представляет, что такое «Музыка на воде» и «Мессия» — можно будет прочитать в следующий раз.

(Послушать Гимн чемпионов УЕФА и посмотреть сцену из кинофильма с М. Козаковым и Е. Стебловым можно в комментариях).

Обновлено 1.09.2015
Статья размещена на сайте 12.09.2011

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: