Галя Константинова Грандмастер

Музыка барокко: какой она была? Наследие Баха

У Баха более 1000 произведений. Значительная часть из них появилась в Лейпциге. В непростых рабочих буднях, в семейных радостях и горестях Бах сочиняет новые шедевры. Это и «Высокая месса», и множество инструментальных сочинений. Не хватает места, чтобы рассмотреть хотя бы малую толику этой музыки.

2009fotofriends Shutterstock.com

Бессонница русского посланника

Одно из самых известных произведений И. С. Баха появилось благодаря русскому посланнику, точнее мучавшей его бессоннице.

Герман Карл фон Кейзерлинг (1697 — 1765 г.) — российский государственный деятель и дипломат, а также один из президентов Академии наук и художеств.

Этот потомок древнего германского рода на всех постах верно служил интересам Российской империи. Как президент Академии наук, Кейзерлинг призвал поэта Тредьяковского «вычищать язык русской, пишучи как стихами, так и не стихами», оставил инструкцию о разработке русской грамматики. Как дипломат, Герман Карл фон Кейзерлинг также оставил о себе хорошую память (и его сын).

Считается, что «Гольбергские вариации» Баха были написаны по заказу Кейзерлинга. У него был «личный» музыкант Гольдберг, чтобы дипломат мог уснуть, ему приходилось играть. Бессоннице российского посланника мы обязаны существованию одного из шедевров Баха — «Вариациям Гольдберга».

Хотела бы я только знать, почему так много этих «Вариаций» в фильмах про Ганнибала Лектора («Молчание ягнят» и т. д.).

Еще один Лейпцигский шедевр тоже можно рассмотреть с точки зрения кинематографа. Концерт для двух скрипок Баха звучит в американских фильмах «Музыка сердца», «Пираты Силиконовой долины», «Дети меньшего бога». Особое отношение к Баху, видимо, и у американского режиссера Вуди Аллена — в фильмах очень много цитат из Баха.

Давали Баха. Скрипку, не хорал…
А зал сгибался, Баха принимая,
И звук людские души колыхал,
Как ветер колыхает листья мая.

Звук разрушал привычных мыслей фарс,
Вел за собой огромный зал сурово.
Давали Баха, как последний шанс
Уверовать в бессмертие земного
.

(Вадим Делоне)

Наука, литература, философия и Бах

Но гений силой вдохновенья
В миры надзвездные проник —
И переводит их моленья
На человеческий язык
.

(Константин Льдов. «Себастиан Бах»)

Памятник молодому Баху (город Армштадт)

Здесь речь не о баховедении как отделе музыкознания. Хочется упомянуть о том, что музыку Баха любят многие математики и физики. В их числе был Альберт Эйнштейн, сам прекрасно игравший на скрипке.

«В музыке Баха Эйнштейна привлекала ее готическая архитектоника… Возносящаяся ввысь музыка Баха ассоциировалась у Эйнштейна не только с архитектурным образом устремленного к небу готического собора, но и со стройной логикой математических конструкций». (Кузнецов. «Эйнштейн и Моцарт»)

Теорию относительности часто сравнивают с фугами Баха.

Мысль о том, что музыка, как и наука, описывает «законы мироздания», только своими средствами — не нова. Но вычислять Баха математически — дело трудоемкое. Хотя уже давно «вычисляют». Совершенно не хочется пускаться здесь и в религиозные «вычисления» Баха. На эту тему довольно много литературы, есть она и в Сети, все, кто хочет ознакомиться с символикой и тайнописью Баха, могут легко это сделать (например, у российского искусствоведа А. Майкапара).

В каждой музыке
Бах,
в каждом из нас
Бог.

(И. Бродский)

Приведу пример проще и любопытнее. Те, у кого есть гитара, сразу поймут, о чем речь. Ноты имеют обозначение и латинскими буквами. Фамилия Бах — В-A-С-H — обозначает конкретно четыре ноты: си-бемоль — ля — до — си. (В свою очередь, графически эти ноты образуют крест.) Бах прекрасно понимал «музыкальность» своей фамилии и не раз вводил ее в свою музыку. Как печать, как некую подпись. Как творец, который не отказывается ни от игры, ни от шутки. Бах любил и умел радоваться и шутить.

Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах!

(Осип Мандельштам. «Бах»)

Более того, как дань уважения к Баху эту тему-фамилию использовали композиторы и в дальнейшем (фуги на тему ВAСH есть у Листа, у Шумана, у некоторых современных композиторов-авангардистов). Но наши современники отдают дань памяти Баху не только использованием его фамилии. Например, бразильский композитор Эйтор Вила Лобос написал замечательную музыку под общим названием «Бразильские бахианы». В целом, эти «бахианы» представляют собой удивительный «микс» стилизованного Баха и бразильской народной музыки. Ария из 5-й «Бразильской бахианы» стала всемирно известной, ее и у нас можно услышать в самом разном контексте.

Мне дорог Бах…
Ну как бы вам сказать,
не то чтоб нынче музыки не стало,
но вот такого чистого кристалла
еще нам не являлась благодать
.

(Н.Н. Ушаков. «Иоганн Себастьян Бах»)

Портрет Баха (предполагаемый, автор неизвестен)

Музыка Баха, как и музыка некоторых его современников и предшественников — краеугольный камень в исследованиях и рассуждениях многих крупнейших мыслителей нашего времени. Поразительна в этом отношении книга «Игра в бисер» Нобелевского лауреата по литературе Германа Гессе:

«Жест классической музыки означает знание трагичности человечества, согласие с человеческой долей, храбрость, веселье! Грация ли генделевского или купереновского менуэта, возвышенная ли до ласкового жеста чувственность, как у многих итальянцев или у Моцарта, или тихая, спокойная готовность умереть, как у Баха, — всегда в этом есть какое-то „наперекор“, какое-то презрение к смерти, какая-то рыцарственность, какой-то отзвук сверхчеловеческого смеха, бессмертной веселости».

Этот философско-фантастический роман-загадка посвящен музыке, математике и Игре. На этих стержнях держится вся конструкция романа. Пересказать книгу невозможно, важно понимать, что тема возникла не случайно.

Стихи главного героя прилагаются к роману. Одно из стихотворений Кнехта называется «По поводу одной токкаты Баха».

Мрак первозданный. Тишина. Вдруг луч,
Пробившийся над рваным краем туч,
Ваяет из небытия слепого
Вершины, склоны, пропасти, хребты,
И твердость скал творя из пустоты,
И невесомость неба голубого…

Бах никогда не покидал пределов родной Германии, как, скажем, космополит Гендель, но его музыка — общечеловеческая, общемировая.

Портрет Баха (предполагаемый, автор неизвестен)

И. С. Бах умер в 1750 году. Это уже 18 век, наступает эпоха классицизма. Бах завершает собой эпоху барокко (и не только ее, но и предшествующие эпохи), закрывает огромным «музыкальным куполом».

«Что вознесло Баха над потребительской музыкой его времени, над новым, галантным стилем, введенным прежде всего его сыновьями, — это и был тот элемент средневековья, развитый Бахом так, что гомофонный язык Нового времени был у него полифонически организован благодаря этому элементу», — писал крупнейший философ 20 века Теодор Адорно (он был также музыковедом и композитором).

Напомню, что полифония — многоголосие, гомофония — мелодия с аккомпанементом. Вот после Баха и до нашего времени человечество живет в эре гомофонии.

Но Бах — это больше, чем барокко. Бах — это Бах. И дело здесь не только в невероятном композиторском мастерстве Баха. Дело в тех эмоциях и мыслях, которые вызывает его бессмертная музыка.

Давали Баха, как урок величья.

(Вадим Делоне)

Наступает время Австрии. Австрия долго будет царствовать в европейской музыке. Впрочем, скоро «подтянутся» и другие страны (на пути и Россия). Об этом можно будет прочитать в следующий раз.

(Послушать музыку и посмотреть кадры кинофильмов можно в комментариях.)

Обновлено 4.02.2017
Статья размещена на сайте 29.09.2011

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ирина, извините, что так запоздало отвечаю. Спасибо, что читаете.

  • Ирина Назарова Читатель 29 января 2012 в 14:24 отредактирован 26 мая 2018 в 21:28

    Спасибо большое за интересные и с любовью написанные статьи.

  • Галя, как обидно и унизительно заходить по предложенным правилам "оцените статью" - базар-рынок, бля. Я! После! Баха! Не, иди, паскуда и зацени статью. В очередь! мартышка. Ты тут пишешь о Бахе. Как ты умеешь, и как мы тебя, читаем. Нас отсылают взад, чтоб эту гадость-популизм, не рюхнуть. Галь, ты пишешь не для попюлюс, это же понятно- они Пугачиху музыкой считают.Как там они вообще реды нашие, определяют по значкам, ценное действительное от популярного действительного. Или у них подрывная роль - показать убогость читательской избирательности?...А я еще на полдорожки. Уже закипела, но еще весь цикл не дочитала...вымрет весь мир, все подохнут на фиг. Останусь я под руинами, хоуп, что останешься ты, Галка. У тебя останется один читатель: пиши для меня. Каждая моя струна на твою отзовется.Галь, ты игрок? Музыкант? Так, колись. Счас мы тебя того...

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 октября 2011 в 11:22

      Лаура Ли, кто и где Вам предлагает оценить статью? Кто куда Вас отсылает? Спокойно проходите мимо блока оценок и не надо вот этого базара с матом при Бахе.

  • Спасибо, Елена.

    читать дальше →

  • Галина, добрый день!читать дальше →

    Очень хорошо объяснили, я именно так и чувствую. Жду новых статей

  • Спасибо огромное за статьи!
    И ещё: не могли бы Вы дилетанту объяснить, почему Бах считается непревзойденным мастером полифонии?

    • Елена, здравствуйте (доброго времени суток). читать дальше →

      А Бах такой и есть – мастер полифонии. Я старалась здесь поменьше фуг ставить, во избежание так сказать..) 18 век – это уже век наступающей гомофонии (мелодия-аккомпанемент), Бах и это прекрасно умел, но ценил полифонию. А главное – как умел! Бах – это вершина.

      Вы знаете, посмотрите, в Сети есть – Михаил Казиник – «Фуга-распятие». Он на примере одной фуги все показывает-рассказывает.

      Тут нужно смотреть или Хорошо Темперированный Клавир (ХТК), или Искусство фуги, или Музыкальное приношение. Или органные фуги.

      ХТК – 48 прелюдий и фуг. Это фантастическая музыка – и насквозь полифоническая. После Баха только Шостакович в 20 веке написал 24 прелюдии и фуги.


      Там и прелюдии в достаточной степени полифоничны. Но главное – фуги. У Баха – действительно потрясающее мастерство: 3, - 4, а то и 5-голосные фуги. А могут быть и на несколько тем. И эти темы могут проводиться и в обычном виде, и в расширении, и в зеркальном отражении, и задом наперед. То есть чисто математически это можно научиться делать, но чтобы – звучало! Естественное, мелодично, с необычными сочетаниями. Такая очень сложная, многослойная музыкальная ткань.


      Как примеры:

      ХТК (нашла Рихтера и Гульда. У них хорошо слышно проведение тем). Сразу за прелюдиями – фуги.

      Вот здесь даже разными цветами подчеркнуто проведение темы:



      Еще ХТК










      Вот еще нашла ХТК на гитаре (правда, очень медленно, но, наверно, трудно):



      Плохо объяснила, наверное. Сейчас освобожусь, еще подумаю. )

  • Был в командировке. По приезду- в клинике мне сразу вопрос: "Новые ролики (Баха) принесли? Старые уже полбольницы по пару раз прослушали. Вроде, обезболивает..... ".
    Так что и в наш технически-фрустационный век Душа тянется и просит.....
    Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Наташа, Ну конечно - гений. И очень вписывается в сегодняшний кинематограф.
    Там где-то с полсотни или больше фильмов с музыкой Баха. Но у меня уже нет сил все пересмотреть и перепроверить.))))

    Спасибо.

  • Галя, спасибо большое!

    На мой взгляд (т.е слух), музыка Баха довольно органично вписывается в современный кинематограф.. Гений! Что тут скажешь..

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 29 сентября 2011 в 23:13 отредактирован 30 сентября 2011 в 00:50

    "Музыка моего сердца" с Мэрил Стрип




    Фильмы Вуди Аллена с музыкой Баха (начинается на 1.45, отрывочно звучат сразу 2 произведения)