• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Музыка XVIII века: какой она была?

На пути к классицизму

Прощаясь с барокко, нельзя не сказать, что интерес к музыке этой эпохи крепнет с каждым днем. В мире огромное количество музыкальных ансамблей, которые специализируются именно на барочной музыке, и все чаще она звучит в так называемом аутентичном исполнении, то есть на старых инструментах, в тех темпах (более медленных, чем принято в наше время) и так далее.

Фото: Depositphotos

За кадром пока остались Испания и Англия — о них нужны отдельные рассказы в силу некоторых особенностей развития музыкальной культуры в этих странах.

Править балом сейчас будет Австрия. Но прежде чем перейти к титанам классицизма, хотелось бы посмотреть, как изменилась музыка за короткое время, на примере творчества других композиторов — не «венцев».

Вопрос о «переусложнении» музыки стоял давно. Хотя жители Лейпцига, приходя в церковь и слушая Баха, не находили ничего сложного. Более того, и окрестные крестьяне, приезжая в город, не высказывали никакого недовольства «сложностью» музыки. Напротив, скорее Бах мог услышать нарекания в «оперности» своей музыки, то есть в слишком красивых мелодиях. Где красота — там чувственность, а последняя не поощрялась.

Картина Андреотти Федерико
Картина Андреотти Федерико
Фото: liveinternet.ru

Несмотря на то что центром станет Австрия («венский классицизм»), музыка в других странах никуда не исчезала. Музыкальная культура — это процесс, все время что-то пишется. Музыкознание, кстати, — тоже процесс, все время совершаются новые открытия.

Этому веку мы обязаны и самому понятию «классика». С термином в истории музыки получилось противоречие: им одновременно описывается вся западная музыка, начиная со Средневековья, и (или) только период от барокко до эпохи романтизма. Впрочем, всегда возможно уточнение понятий: «классический» и «классицистский». Термины остаются терминами, а музыка остается музыкой. Тем более что много музыкантов находится на стыке эпох и стилей (Перголези, Доменико Скарлатти, Марен Маре).

Самое интересное, что почти вся музыка ХХ века определяется просто как музыка XX века — слишком большое разнообразие стилей. Слов пока не нашлось.

Сам термин отсылает к эпохе «классическая Греция». И он так же, как и все предыдущие стили, относится и к литературе, и к архитектуре, и к изобразительным искусствам. Впоследствии возникнет явление неоклассицизм — уже внутри романтизма, когда последний начнет «захлебываться в эмоциях».

Термин «классика» можно употреблять по отношению ко всей профессиональной музыке, термин «классицизм» — по отношению к музыке венских классиков и других композиторов XVIII века (за исключением представителей позднего барокко). Пока — так, как будет в дальнейшем — посмотрим. Жизнь продолжается.

Картина Андреотти Федерико
Картина Андреотти Федерико
Фото: liveinternet.ru

XVIII век — это ведь еще и век эпохи Просвещения. И музыкальный язык полностью изменился. Уравновешенность, сбалансированность, соразмерность, упорядоченность, ясность, простота, вера в разум — главные черты классицизма. Исчезла «многослойность» музыки барокко, огромную роль приобретает мелодия. Возникли новые формы и жанры: соната и симфония родом оттуда. Расцвела инструментальная музыка, хотя и вокальная не была забыта.

На этом, пожалуй, можно закончить с объяснениями: любой человек легко отличит музыку классицизма от любой другой. Единственное, что можно добавить: в XVIII веке в разных видах искусства еще существовало «рококо», также можно встретить словосочетание «галантный стиль».

Но лучше забыть все эти узкоспециальные вещи и просто поговорить о музыке. Для того чтобы ее понимать и любить, не обязательно вдаваться в технические детали, расставлять все по полочкам и навешивать ярлычки.

На пустом месте, как известно, мало что растет. Из чего же состоял «слуховой опыт» Гайдна и Моцарта? Из огромного пласта музыки их выдающихся современников. Четверо из них носили фамилию Бах.

Сыновья

Это были: Вильгельм Фридеман Бах — «галльский Бах» (1710−1784 г.), Карл Филипп Эммануил Бах — «Берлинский, или Гамбургский Бах» — (1714−1788 г.), Иоганн Кристоф Фридрих Бах, или «Бюккебургский Бах» (1732−1795 г.), Иоганн Кристиан (Христиан) Бах — или «Лондонский Бах» — (1735−1782г.).

Все они прожили разные жизни:

  • К. Ф. Э. Бах работал при дворе Фридриха II Прусского как придворный музыкант.
  • «Лондонский Бах» «повторил» путь Генделя: сначала жил и работал в Италии, затем окончательно переехал в Англию (жил в Лондоне и преподавал королеве Шарлотте — бабушке королевы Виктории).
  • В. Ф. Бах — то ли самый неудачливый, то ли самый непокорно-неуживчивый Бах.

Несмотря на разные жизненные пути, все сыновья оставили огромное количество произведений и оказали самое непосредственное влияние на творчество Гайдна и Моцарта, что последние всегда с благодарностью признавали.

Карл Филипп Эмануэль Бах, Иоганн Кристоф Фридрих Бах, Вильгельм Фридеман Бах, Иоганн Кристиан Бах
Карл Филипп Эмануэль Бах, Иоганн Кристоф Фридрих Бах, Вильгельм Фридеман Бах, Иоганн Кристиан Бах
Фото: intoclassics.net

С сыновьями И. С. Баха произошла «зеркальная история». При их жизни не вспоминали отца, а когда возродился интерес к И. С. Баху, забыли про сыновей. Сейчас равновесие восстанавливается.

Итальянцы

Двух крупных итальянских композиторов связала любовь к опере и жизнь в Санкт-Петербурге.

Джованни Паизиелло (1741−1816 г.) — мастер оперы, но большей частью комической. По приглашению Екатерины II приехал в Россию, где прожил 8 лет. Затем его пригласил Наполеон — в Париж. Но самые знаменитые свои оперы он написал именно в России (и поставлены были в Царском Селе).

Виже-Лебрен, «Композитор Джованни Паизиелло», 1791 г.
Виже-Лебрен, «Композитор Джованни Паизиелло», 1791 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Доменико Чимароза (1749−1801 г.) также по приглашению Екатерины II приехал работать в Россию. После Петербурга он жил в Вене, затем вернулся на родину. Там он, из-за того что сочувствовал Французской революции, был приговорен к смертной казни. За него заступились поклонники его музыки. Выйдя из тюрьмы, Чимароза собрался вернуться в Санкт-Петербург, но внезапно умер. Ходили слухи, что смерть не была случайной (яд), но доказательств тому не нашлось.

Франческо Саверио Кандидо, «Композитор Доменико Чимароза»
Франческо Саверио Кандидо, «Композитор Доменико Чимароза»
Фото: ru.wikipedia.org

Тема «итальянцы в России» почти неисчерпаема, поэтому лучше перейти к еще одному итальянцу. Он, правда, жил в Испании.

Луиджи Боккерини (1743−1805 г.) благодаря сегодняшнему кинематографу «вернулся» к слушателям. Он известен главным образом как автор камерной музыки. Ему покровительствовали сильные мира сего — от прусского короля до испанского инфанта.

Предпологаемый автор Помпео Джироламо Батони, «Композитор Луиджи Родольфо Боккерини», ок. 1764—1767 гг.
Предполагаемый автор Помпео Джироламо Батони, «Композитор Луиджи Родольфо Боккерини», ок. 1764—1767 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Правда, рассказывают и о том, что Боккерини умел проявить характер. Властный патрон мог потребовать, чтобы он убрал из своей музыки не понравившийся пассаж, вместо этого Боккерини «удваивал» этот пассаж. Умер Луиджи Боккерини в Мадриде, а вот его прах вернул на родину Муссолини (диктаторы очень хорошо осознают важность музыки).

Не буду уточнять рекламу, которая идет по российскому телевидению с музыкой Боккерини. Достаточно сказать, что как минимум два его произведения стали широко известны в последнее время. Его музыка звучит в английской черной комедии «Замочить старушку» и оскароносном фильме «Хозяин морей: На краю земли», в других кинокартинах. Точнее сказать, где только этот Менуэт не звучит.

И еще подготовила вступление классицизма в права — песня. Для Гайдна это была преимущественно крестьянская песня, для Моцарта — городская. Окружающий слуховой опыт включает в себя и то, что слышно непосредственно с улиц, на проселочных дорогах, в селах и т. д.

И последнее: в недрах этого века все более крепло желание дистанцироваться от власти (светской или церковной). О том, как сложились судьбы у Гайдна и у Моцарта, и об их шедеврах можно прочитать в следующий раз.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 16.10.2011
Обновлено 11.04.2021

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: