Вскоре несколько кораблей нашего дивизиона перешли на Белое море и ошвартовались у причала № 24 в Северодвинске, всего год назад это был Молотовск! С причала видны эллинги и цеха ПО «Севмашпредприятия» и готовая к испытаниям «наша» ПЛА «Кит», или К-3.
Сразу начались наши выходы в море в районы испытаний. В море я управлял штурманами, а у причала в роли начштаба сочинял «Решение по охране района испытаний объекта «Кит» и нес его на утверждение комдиву. Потом мы запасались всем необходимым для двухнедельной «автономки», включая картошку, которую, как все это знали, комдив обожал в жареном виде. В первые же дни дотошно осматривали город.
История первого атомграда довольно примечательна. В начале XV века на самом западном рукаве Северной Двины был построен Николо-Корельский монастырь. Он дал название острову, на котором стоял, — Никольский. Так же назывался и рукав Северной Двины. С моря его устье прикрывал низкий песчаный остров Ягры (с поморского «ягорный» — песчаный, мелководный).
В 1553 году у острова стал на якорь первый иноземный корабль из Англии «Eduard Bonaventure» («Эдуард — Благое Предприятие») под командой Ричарда Ченслера. Еще издалека моряки заметили маковки Никольской церкви и приблизились к Ягорному мысу. Низкий песчаный остров сплошь был покрыт цветущим низкорослым шиповником — дикой розой. В судовом журнале Ченслера появилась запись: «Стали на якорь у Розового острова».
Значит, англичане первыми топтали землю нынешнего атомграда! По санному пути Ченслер добрался до Москвы, где от Ивана Грозного получил право на свободную торговлю с Московией.
В 1936 году прямо на территории монастыря началось строительство судостроительного завода № 402, и здесь вырос поселок Судострой, ставший в 1938 году городом Молотовск. 21 декабря 1939 (в день 60-летия Сталина) был заложен линкор «Советская Белоруссия». Впрочем, он и следующий за ним «Советская Россия» уже в 1941 году были разобраны. Гигантомания вождя не состоялась!
С началом войны все здесь переменилось. Поставки союзников по ленд-лизу с 1941 по 1945 год преобразили город. Сюда дотянулась ветка железной дороги, был прорыт глубоководный канал и построены причалы, у которых день и ночь разгружались переполненные техникой пузатые «Либерти» союзников. На деревянных тротуарах снова, как и более 500 лет назад, гуляли моряки из Англии и США. Снова зазвучала английская речь. В это же время была построена первая субмарина — подводный минный заградитель.
После войны строились дизельные подводные лодки, легкие крейсера и эсминцы. Первая атомная субмарина К-3, или «Кит», была заложена в сентябре 1955 года. Любопытно, что в интересах секретности атомную подводную лодку проектировали без участия… специалистов флота. «Яйцеголовые» проектанты, которым однако в уме и таланте не откажешь, накрутили в проекте такого, что позже морякам показалось забавным. Поначалу в духе холодной войны лодку хотели вооружить ядерной торпедой длиной 24 (!) и диаметром полтора метра. Так грезилось яйцеголовым шарахнуть по Лонг-Айленду с расстояния аж 50 километров.
Но испытания ядерной боеголовки для этой «торпеды» в Семипалатинске окончились неудачей. Так лодка стала традиционной многоцелевой, а капитан 1 ранга Осипенко стал первым в истории страны командиром атомохода.
Первая атомная лодка с тактическим номером «К-3» под буксирами вышла на рейд 3 июля 1958 года в тесном охранении наших МПКашек. На следующий день 4 июля 1958 года впервые в истории советского ВМФ «К-3» дала ход турбинами на паре, выработанном бортовыми ядерными реакторами. Случилось это в самом центре Белого моря в День независимости США («вероятного» противника), о чем не преминули вспомнить «политрабочие» на вскоре организованных митингах.
Испытания продолжились и летом следующего года. К концу 1959 года посыпались награды в связи с вводом лодки в состав ВМФ под именем «Ленинский комсомол». Героем Союза стал командир атомохода, а директор завода
Той же осенью мы отправились в губу Западная Лица, к месту базирования первого атомохода. Кстати, «Ленинский комсомол» прославился тем, что достиг Северного полюса в 1962 году.
А на стапелях Розового острова закладывались все новые субмарины и в их числе РПКСН — ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Не без намека на символику в год 300-летия флота в ноябре 1996 года в Северодвинске была заложена первая подводная лодка 4-го поколения — РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий». Как и водка с таким же названием, корабль оказался на деле качественным и дорогим. Считалось, что «Юрий Долгорукий» и вслед за ними другие подобные обеспечат поддержание ядерной мощи России.
Город живет и процветает. С гордостью и как бы с юмором раньше многие говаривали, что Ягры — не Гагры, …и далее о розах, которых здесь больше, чем «на югах». Теперь, увы, это устарело, поскольку песчаные «плантации» с дикими розами уже застроены.
Незаметно, исподволь и в пику ностальгии по нашей великой секретной миссии напрашивается простая мысль. А что если вместо убийственных монстров начать строить мирные суда и вывозить на них те же товары, что и во времена Ченслера и Ивана Грозного?
Не зря же северодвинцы помнят настырного английского капитана и в 1998 году поставили в городе памятный камень в честь Ричарда Ченслера, каким-то боком причастного к основанию города.
Василий Галенко, если северные поморы по Белому морю ходили на Грумант и в Скандинавию, то уж в рукавах Северной Двины они бывали однозначно, а то по Вашему команда английского корабля чуть ли не первыми вступила на песчаный остров, покрытый зарослями шиповника, называемый Ягры.
Но название они дали ему красивое - Розовый остров.
оценка статьи 5
0 Ответить
Приятно и неожиданно прочитать о своем городе, тем более что это не столица и не областной центр, и, как город, очень молодой!
0 Ответить
Душевно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В который раз уже сталкиваюсь с тем, что по названию никак не определить, о чем же будет речь в статье!
0 Ответить