Камила Сайдумова Профессионал

Кто такой Голем? Легенда о глиняном монстре

У каждого народа, даже самого маленького, обязательно есть свой герой, свой человек-легенда. Это и Супермен, и русские богатыри, и Мэри Поппинс. Существовали ли они на самом деле, или народ их выдумал — уже не узнать. А у еврейского гетто в Праге XVI века таким героем был человек, рожденный из глины. И звали его Голем — будущий символ Праги.

Староновая синагога в Праге Terence Mendoza, Shutterstock.com

В то время в столице Чехии жили 3 народа: сами чехи, немцы и евреи. Причем последних было немало: целый Еврейский город (Judenstadt) образовался внутри чешской столицы.

Легенда гласит, что в 1580-х годах, несмотря на то что у власти стоял просвещенный Рудольф II, в Праге участились погромы еврейских кварталов. Это подтверждают и исторические факты. Пражские евреи подвергались в этот период особенно жестоким гонениям. Антисемиты распространяли слухи, будто иудеи в свою мацу замешивают кровь христиан. Жизнь еврейского народа стала невыносимой.

Рождение Голема

Верховный раввин пражских иудеев Лев не мог больше смотреть на страдания своего народа. Во сне он обратился со слёзной мольбой к небесам: «Как мне защитить еврейский народ?» Голос с неба приказал Льву сотворить из глины Голема, чтобы он уничтожил врагов.

Раввин знал, что для создания Голема нужен специальный ритуал. Он позвал на помощь двух своих друзей, и в эту ночь в окрестностях города, на берегу Влтавы, было проведено магическое действо.

Раввин Лев взял кусок глины и вылепил из него фигуру в форме человека размером в 3 локтя. Затем все трое обошли лежащее тело кругом. После этого раввин вложил в уста глиняного человека шем (тайное имя Бога, начертанное на пергаменте, которое оживляет неживое) и тем вдунул в монстра жизнь.

Так был создан Голем — надежда гетто, их оружие против угнетателей, одна из самых известных личностей Праги.

Едва раввин Лев вложил ему в рот шем, как Голем ожил и встал на ноги. И все вместе они пошли в город.

Сначала Голем был невысоким, всего в 1,5 метра ростом, но быстро рос и был очень сильным. Кожа у него была коричневого цвета. В целом же внешне он практически не отличался от человека. Только не мог говорить да во рту у него всегда был шем.

Учинив расправу над врагами, Голем помог еврейскому народу вздохнуть свободно. Целых 13 лет глиняный человек наводил ужас на притеснителей пражских евреев. В то же время он помогал раввину Льву по хозяйству, выполняя любое его приказание. Наконец, в Праге воцарился мир. Антисемиты утихли, евреи почувствовали себя в безопасности.

Монстр выходит из-под контроля

Однажды в доме Льва случилась беда. Раввин забыл вынуть шем изо рта Голема. Он это делал каждую ночь пятницы, чтобы глиняный человек не оставался без присмотра по субботам, когда раввин уходил в синагогу.

В ту злосчастную субботу раввин Лев, как обычно, выступал в синагоге перед своими прихожанами. И вдруг его прервали: донеслась страшная новость о том, что Голем вырвался из дома и стал крушить всё вокруг. Раввин тут же сорвался с места и вскоре настиг Голема, вырывающего с корнями деревья. Евреи от ужаса попрятались по своим домам. Раввин Лев подошел к разбушевавшемуся монстру и вытащил из его рта шем, на этот раз навсегда.

Таков был конец глиняного человека. Лев вместе с помощниками поднял тело Голема и положил на пол чердака синагоги. Там его накрыли старыми книгами и ненужными тряпками. Выйдя оттуда, Лев запретил кому бы то ни было под страхом смерти подниматься на чердак. Запрет боялись нарушить в течение многих лет, хотя раввина Льва давно уже не стало.

Голем жив?

Только в 1920 году впервые на чердак знаменитой Староновой синагоги поднялся чешский журналист Эгон Эрвин Киш, который ничего, кроме старого мусора, там не обнаружил…

Однако легенду уже не стереть из народной памяти: пражане до сих пор верят в существование Голема. Жители города рассказывают, что каждые 33 года в еврейской части Праги появляется Голем, который разгуливает по улицам, а потом внезапно исчезает на глазах у всех.

Был ли на свете человек из глины или его только выдумали, но легенда о монстре-защитнике, восставшем против своего создателя, навсегда вошла в пражскую мифологию. А в Познани, на аллее Кароля Марцинковского, даже установлен памятник Голему.

Обновлено 9.01.2012
Статья размещена на сайте 9.01.2012

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, точно: через тав. Спасибо за поправку всем.

  • Лаура Ли, я дико извиняюсь, но слово "эмет" пишется через тав, а не через тет. Слово "мет" (также с тав) означает умер, смерть - "мавет".

  • Так, говорят, и над Гибралтарским проливом стоял когда-то колосс на глиняных ногах.

    Оценка статьи: 5

  • Мне очень жаль, Камила, но Голем упоминался еще в Библии в Псалмах. И тем более в Торе. Традиционно считается, что Голема создал пророк Иеремия. Он слепил из грязи человекообразную фигурку и вдохнул в него жизнь именем Бога. Легенда о Големе существовала всегда у древних иудеев. Само слово с древнееврейского обозначает бесформенную массу. Она оставалась бездушной 12 часов после ее создания. Затем нужно было обойти ее по часовой по кругу и вдохнуть имя бога. Чтобы умертвить Голема. нужно было обойти в обратном направлении. Но мне ближе другая версия: имя Бога писалось буквами и крепилось к руке или во рту Голема. Само имя писалось (читаем справа налево) как АЛЕФ, МЕМ и ТЕТ, что давало ЕМЕТ, т.е. правда. Если прочитать имя бога наоборот, слева направо, то алеф утрачивается и имеем МЕМ и ТЕТ, что дает МЕТ (в переводе - смерть).
    Пражская легенда о Големе - наиболее поздняя версия.
    Те же мотивы мы находим в других эпосах (создание человека из глины). Тот же мотив есть и в Библии: плюнул Господь на землю (из плюновения сотворил брение), замешал грязь и исцелил брением глаза незрячему.
    И там еще одна ошибочка: перед ДА запятушку надо в первой части.
    В целом читается интересно, но право первой брачной ночи этой истории принадлежит отнюдь не Праге. Это надо было бы для исторической аккуратности отметить.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 января 2012 в 16:52 отредактирован 11 января 2012 в 20:44

      Лаура Ли, "Легенда о Големе существовала всегда у древних иудеев." - точнее, идея сотворения человека из земли. Но голем, упомянутый в Торе, означает просто "эмбрион". Легенд несколько, наиболее популярна (может, именно потому что поздняя) как раз версия, изложенная в статье, с небольшими вариациями вроде того, что Голем был создан, просто чтобы помогать в хозяйстве. читать дальше →

      Что было написано на бумажке, тоже придумывается по-разному, от тетраграмматона до 72 слов.

    • Комментарий удален
      • Камила Сайдумова,ОК. Два независимых предложения. В первом подлежащее по смыслу ОН, сказуемое - не мог говорить. Во втором: сказуемое - был, подлежащее - шлем, обстоятельство места - где? (во рту). Общего объединяющего я ничего не усмотрела. Настаивать не буду т.к. новые правила пунктуации я не знаю. В основном, отталкиваюсь от зрительного дискомфорта при чтении. У меня запятушка туда просится. ОНО не выглядит как "хлеб да соль" по мне.
        МЫ ХОТИМ ЕЩЕ! Обязательно "БУДУ"! Вот ниже сноска Марианны - там еще столько всего можно писать о версиях...
        Рукотворение человекоподобия есть практически во всех мифах. Earth to Earth, ashes to ashes, из праха (пороха, т.е. пыли) восставший, мир праху, прахопродобный...фигурки вуду, бальзамирование мумий путем обложения прахом (глиной) - там еще столько накопать можно...Обязательно БУДУ. Пожалуйста.
        Хоть что-то читать будет интересно про интересное. А я исправлюсь и не буду комментировать