Вероятнее всего, понимал. Что его заставляло идти против закона? Обстоятельства? Необузданные желания? Скорее всего, последнее.
Автор этой молитвы — царь Давид. Он был разбойником, убивал, грабил, вымогал, отбирал чужих жен. И стал царем, потому что разбойничал, убивал, грабил, вымогал. И отбирал чужих жен, когда стал царем.
Видимо, в конце жизни он изменился (постарел, что ли). Пришло переосмысление жизни:
«4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной».
Возможно, что пришло и понимание, что сила — обоюдоострое оружие, что необходимо для нормальной жизни соблюдать какие-то правила, законы. Конечно, стать белым и пушистым после того, как много лет вершил беззаконие, вещь невероятная, но он просит:
«9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня».
(Иссоп — синий зверобой. Пучки иссопа использовались в качестве кропила.)
Он обращается к своему Господу:
«15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».
Но это все — в старости, а что он творил в молодости! Вот один из его подвигов (2 книга Царств, гл. 11.):
«1. Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме.
2. Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.
3. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.
4. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею».
Как назвать такой поступок? Кража? Разбой? Мужа нет дома, а царь приказывает привести к нему жену! Царь нарушил десятую заповедь, о которой ему было хорошо известно: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Но этим дело не кончилось. Муж этой красавицы находился в подчинении двоюродного брата Давида, командующего войсками. Давид просит брата прислать к нему Урию. Зачем ему это понадобилось? Дело в том, что его новая пассия понесла. Возможно, Давид хотел скрыть грех.
Урия прибыл к Давиду, и после беседы о внутреннем и международном положении Давид предложил Урии пойти домой:
«5. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна.
6. И послал Давид [сказать] Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду.
7. И пришел к нему Урия, и расспросил [его] Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны.
8. И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье».
В этот момент завязывается трагедия: Урия не захотел идти к жене:
«9. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом».
Урия — преданный слуга и отличный воин. Он посчитал невозможным нежиться под боком у жены в то время, когда его товарищи несут тяжести военной службы:
«10. И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?
11. И сказал Урия Давиду: ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю».
Давид делает еще одну попытку скрыть грех:
«12. И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра.
13. И пригласил его Давид, и ел [Урия] пред ним и пил, и напоил его [Давид]. Но вечером [Урия] пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел».
Отказавшись ночевать дома, Урия подписал себе смертный приговор:
«14. Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал [его] с Уриею.
15. В письме он написал так: поставьте Урию там, где [будет] самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер».
Урия погиб в сражении.
26. И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем.
27. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына.
И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа".
Какой же должна была быть женщина, чтобы толкнуть мужчину на страшный грех? Видимо, очень красивой. И не только — Давид захотел сделать ее своей женой (и сделал). Возможно, она была еще и умной (хотя это необязательно).
Легенда не один раз вдохновляла художников сделать ощутимой красоту Вирсавии (или Бат Шевы, это одно и то же). Самые ранние картины с Вирсавией (у фонтана, у водоема, с Давидом) датируются 16 веком. Одна из современных работ — израильского скульптора Франка Мейслера.
Естественно, что и Рубенс вдохновился легендой о Вирсавии. На полотне — красивая молодая женщина у фонтана, рядом с ней рабыни, которые приводят ее в порядок. Казалось бы, безмятежная обстановка. Но что-то вносит беспокойство: и она, и ее собачка заняты каким-то объектом слева от зрителя, за рамкой картины. Видимо, подошел кто-то из семьи, потому что это не вызвало у Вирсавии испуга. На ее лице только вопрос: что случилось?
Настоящая угроза — в левом верхнем углу картины. Там, на балконе дворца стоит сам Давид, не без интереса наблюдающий за процессом. И человек, который нарушил привычный ход вещей, видимо, принес Вирсавии настоятельное приглашение прийти во дворец.
Это как бы начало греха. А конец — молитва о прощении.
В 1630 году итальянский композитор Грегорио Аллегри написал музыку к молитве, которая по первому слову итальянского текста называется «Мизерере» («Помилуй», полное название молитвы — «Помилуй меня, Господи!»). Эта молитва исполняется два раза на страстной неделе во время всенощных в католических соборах. Музыка необычайной силы, проникающая во все жилы. Молитва вошла в концертный репертуар знаменитых теноров мира — и обессмертила все грехи царя Давида.
Борис, великолепная статья, как же я ее просмотрела год назад! А сейчас вышла на нее по комментарию к "стихам" Евгении Васильевой. Такие вот виражи ассоциаций! Ставлю в закладки и рассылаю знакомым. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, спасибо за отзыв!
0 Ответить
Борис, спасибо за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис, спасибо за статью, и особенное за дополнительные ссылки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кристина Полищук, спасибо за поддержку! Я сегодня снова слушал "Miserere" - пробирает до слез! Правда, у меня есть такой диск и хорошая стереосистема и акустика. Стены вибрируют.
0 Ответить
ТАК о чем МОЛИЛСЯ царь Давид или ПОЧЕМУ молился? нет ответа в статье...история Давида искажена, нет ни истории, ни чувств, ни исскуства в вашей статье.Как то принизили Вы великого царя и его любовь к прекрасной и умной Вирсавии, не поняли его слез и молитвы раскаяния, не прочувствовали глубину его падения и высоту его взлета в молитве раскаяния, ни его жертвы за этот грех, ни действия Бога в его жизни...в общем статья поверхностна и неаккуратна с фактами - статья статиста.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Лена Белка, насчет того, что Вирсавия была прекрасна - безусловно. Что Давид ее любил - бесспорно. История Давида, видимо, вам не совсем знакома. Перечитайте первоисточник - Библию. Насчет ума Вирсавии - в Библии ни слова, ни полслова. Все остальное в вашем комментариии - "принизили Вы великого царя... не поняли его слез и молитвы раскаяния, не прочувствовали глубину его падения и высоту его взлета в молитве раскаяния, ни его жертвы за этот грех, ни действия Бога в его жизни..." - от непонимания самой молитвы. Вы ее внимательно прочитали? В чем я унизил царя? В чем я должен был почувствовать глубину его падения? А где вы взяли жертву за этот грех? Это откуда? И вы послушали "Miserere"?
У меня такое впечатление, что вы и статью не читали - так, где-то и что-то.
Кстати, а как бы вы представили себе мое прочувствование глубины его падения и высоту его взлета?
Для нормальной критики у вас слишком много красивых слов.
Но все равно, пишите.
Можно вопрос: вы, случайно, не искусствовед?
0 Ответить
Борис Рохленко, 'Он был разбойником, убивал, грабил, вымогал, отбирал чужих жен. И стал царем, потому что разбойничал, убивал, грабил, вымогал. И отбирал чужих жен, когда стал царем.' - откуда такие факты? да, я читала Библию и не только,есть другие источники,иудейские летописи...и стал он царем не потому что ,как вы пишете убивал, грабил и пр.Вы вообще не в теме по этому вопросу, извините.
"Видимо, в конце жизни он изменился (постарел, что ли). Пришло переосмысление жизни:
....................
Возможно, что пришло и понимание, что сила – обоюдоострое оружие, что необходимо для нормальной жизни соблюдать какие-то правила, законы. Конечно, стать белым и пушистым после того, как много лет вершил беззаконие, вещь невероятная...'' - вообще никуда не годится!
Царь Давид Израиля – был « Светочем Господнем», так сказал пророк Нафан. Он был очень любим народом и Богом, именно его призвал Бог на престол, именно через Давида через поколения был рожден Иисус Христос. Почитайте о свершениях Давида для государства и для народа. А о том,что он к тому же был Поэт, даже говорить не приходится.А о его победе над Голиафом, вы тоже не знаете? как он бегал от царя, п.ч. не хотел его убивать, хотя и знал,что он избран уже на престол.Понимаете, он не хотел убивать царя, хотя тот искал его крови, п.ч. считал это несправедливым, не хотел марать руки кровью,а вы как его описываете?!
И вот такой неординарный,многосторонний человек,добрый, справедливый по своей натуре, человек сильный духом, вождь народа полюбил женщину и пал в своей любви...об этом падении он и раскаивается и плачет всю оставшуюся жизнь в псалмах. Поэтому Вирсавия так и интересовала поэтов и художников, что ради ТАКОЙ женщины пал Давид-царь! не остановился ни перед чем, хотя и понимал, что делает зло.
Он не раскаивается в своей любви к Вирсавии, он раскаивается в подлом отношении к Урии, убийстве, попрании законов божьих,что он предал свое великое предназначение ...
А Жертва за грех была - его первенец, тот самый ребенок от Вирсавии умер, как не умолял Бога царь,как не плакал и не лежал в пыли храма, ему было сказано "первенец твой умрет"...или Вы не читали этого?!
Так кто из нас не читал или поверхностно читал историю Давида?! поэтому, моя оценка такова -1.
нет, я не искусствовед.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Лена Белка, я возвращаюсь к вашему первому комментарию: "Как то принизили Вы великого царя..."
Клянусь бородой царя Давида, вы мне льстите. Его невозможно ни унизить, ни оскорбить. Он - царь!
Как мне кажется, вы не прослушали "Miserere". Если будете слушать - включите звук на полную громкость, чтобы вибрировали стены. Только так вы сможете ощутить ту силу чувств, которую Давид вложил в свои слова "Помилуй, Господи!"
В искренности его раскаяния никто не усомнился. А насчет его проступков (мягко выражаясь) - вспомните историю с Абигайль. "ради ТАКОЙ женщины пал Давид-царь! не остановился ни перед чем, хотя и понимал, что делает зло" - это написали вы. Но это же написал и я! Так почему же вы считаете, что текст не в теме?
Попутно о Вирсавии - какая она "ТАКАЯ"? Она не одна оказалась в таком положении, и до, и после нее цари забирали себе тех, кто им нравился.
По моему разумению, в тексте нигде (подчеркиваю - нигде!) не искажен первоисточник. И заявления типа "в теме - не в теме" не слишком корректно звучат. Можно понять ваши восторги по отношению к царю Давиду, но в Библии достаточно подробно описаны его действия.
Зря вы не сознаетесь, что вы не искусствовед. Это у них такая болезнь - цитировать не к месту то, что не имеет отношения к предмету разговора.
0 Ответить
Борис Рохленко, клястся не надо тем более тем,что вам не принадлежит да,хорошо, я была некорректна, приношу извинения...а Библию почитайте повнимательнее, вы там увидели то,что Вам хочется видеть, а не то,что хотел написать летописец...поэтому я считаю, что искажение есть,и еще этакое "упрощенные","простонародные" некоторые ваши выражение не к месту, но это лично мое мнение...
Вы мне льстите, я точно не искусствовед, по образование инженер, по состоянию эммигрант.Не трудитесь отвечать, отписалась от темы.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Лена Белка,
"а Библию почитайте повнимательнее, вы там увидели то,что Вам хочется видеть, а не то,что хотел написать летописец..."
----------
После прочтения данного пассажа даже зарегистрировалась на сайте, чего делать не собиралась... Т.е. по вашему 2000 лет церковных споров, Вселенский собор составивший Библию, наличие в мире тысяч сект и ответвлений церковных - фигня. А вот ваше "библию читайте повнимательнее, вы там увидели то, что Вам хотелось", такое высокомерное, надменное и такое детское - это аргумент?
П.С. Вы не думайте, я без злости, я смеюсь во весь голос, меня давно так не смешили ))))))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лена Белка, хоть вы и отписались от темы, мне есть что вам ответить.
"клястся не надо тем более тем,что вам не принадлежит" - вспомните бессмертного Александра Сергеевича Пушкина "клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой"... и так далее.
"Библию почитайте повнимательнее, вы там увидели то,что Вам хочется видеть" - то же самое относится и к вам.
"а не то,что хотел написать летописец" - если вы знаете, что он хотел написать, сообщите нам, неразумным. Может быть, это нас просветит.
"поэтому я считаю, что искажение есть" - искажение чего? Текст передан до буквы точно.
""упрощенные","простонародные" некоторые ваши выражение не к месту" - это уж совсем непонятно. Что значит: "не к месту"? Если поменять местоположение этих выражений - будет к месту? Или вы считаете, что некоторое смешение высокого и низкого стиля здесь неприемлемо? В таком случае, можно с вами и не согласиться. Дело вкуса. А некоторый диссонанс бывает очень даже к месту. Вспомните сказки Александра Сергеевича Пушкина. Я, безусловно, не сравниваю себя с величайшим поэтом, но его прием мне нравится.
Жаль, что вы ушли от продолжения разговора. А я было раскатал губу: ну, сейчас я получу мотивированную оплеуху. Не получилось. А жаль.
0 Ответить
Здесь можно послушать "Miserere" в исполнении Лучано Паваротти:
http://youtu.be/nFcz7VvBcUA
0 Ответить
Макет города Давида. С этих башен Давид мог наблюдать за Вирсавией.
0 Ответить
Рубенс. "Вирсавия". 1635 год.
0 Ответить
Вот так увидел Давида и Вирсавию Франк Мейслер.
0 Ответить