Есть люди, которым небезразлична самобытность, культура их предков. И они по крупицам собирают то, что уходит в далекие, неведомые миры вместе с хранителями этих знаний. Что-то уже не вернуть. Но многое из традиций, обычаев, ремесел еще можно сохранить и возродить.
Занимаются этим люди либо по своим профессиональным обязанностям, либо просто чувствуя душой свой долг. Вооружившись фотоаппаратами, камерами, едут они в разные села и деревеньки к бабушкам за знаниями. Всех этих людей называют этнографами.
Этим самым этнографом может быть каждый из нас. Это несложно, если захотеть. И учесть немного правил.
Провести этносбор можно в своей же квартире, расспрашивая у мамы, бабушки и других родственников об обычаях, которые были в семье, деревне, роду. Но расспросить мало, важно еще все это верно записать. Вот что необходимо учесть при оформлении вашей работы:
Этнографический сбор
Дата
Страна, где произведен этносбор
Район, название города, села
Сбор провели: ФИО, паспортные данные
У кого проведен сбор: ФИО, дата рождения, какого места рождения, если женщина — девичья фамилия.
Дальше следует само описание этносбора.
Такое оформление позволит те сведения, которые вы описали, считать этнографическим материалом. Что это даст? Я не этнограф-профессионал, я только учусь. Но могу сказать одно — при публикациях этот материал будет считаться не просто вашими «байками», а именно этносбором. К тому же, такой подход позволит точно понять, где и у кого информация была записана.
Если вы ведете запись на камеру, то стоит задать вслух все перечисленные вопросы и получить ответы-сведения о том, кто именно приоткрывает вам завесу старины.
Что можно собирать? Все, к чему лежит душа. Это и сказки, и пословицы, и обычаи, и песни, и ремесла. Все это уходит. К примеру, гагаузские мастерицы славились на разных рынках своими коврами. То, что они ткали, было чудесно. Но с приходом промышленности эти ковры стали не нужны. Новое поколение учиться не хотело, а хранительницы традиций одна за другой умирали. Сейчас с трудом можно сыскать бабушку, которая расскажет, а тем более и покажет, как вручную ткать ковры. Так что традиция вымирает.
И еще, народная культура хранит много знаний о целительстве. Это тоже заслуживает большого внимания. Ведь зачастую старинные приёмы врачевания эффективно помогают восстановить здоровье. Конечно, ко всему нужно подходить мудро. Но стоит узнать, а потом и исследовать силу и значение того или иного рецепта.
Я не буду расписывать всех тонкостей этносборов. Но могу упомянуть еще один очень важный момент. Часто бабушки на просьбу научить и показать что-то из их жизни (то ли вышивку, то ли рецепт какой, то ли прясть научить) сразу же отказываются. Мол, «зачем оно вам» или «да я не помню уже ничего». Тут важно терпение, забота к людям, душевность и искреннее желание узнать забытые премудрости. С бабушками и дедушками стоит сначала подружиться, и, а потом уже задавать вопросы. Причем, подчеркну, задавать вопросы очень важно. Так как многое для них само собой разумеется. А за этим «само собой» и кроется как раз то, что нужно, та жемчужина! Не ждите, что вам всё принесут на блюдечке. Нужно стать вопросом! Когда вам начнут доверять, тогда будут рассказывать. Те из стариков, кто хранит особенные знания о чем-то, особо чувствуют желание передать их. Как сами они говорят — «знания, как камень, когда уже уходить пора, их нужно отдать».
Этносборы — это интересно! Вы можете задать мне вопрос, зачем же я это пишу, ведь явно у большинства людей нет задачи заниматься изучением старины. Но если каждый из нас что-то хотя бы по крупинке соберет, то мы сохраним свою Великую культуру!
Это, действительно, важно .
0 Ответить
Полина, спасибо за энтузиазм и любовь к мапятникам народной истории. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороша тема, хорош подход к ней. Первые два абзаца спокойно можно удалить, вместо них бы поподробнее - о технологии общения этнографа с информантами. Это - действительно интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить