Константин Рыбаков Мастер

Как прошёл XXXIX Грушинский фестиваль? Часть 1

У тех, кто любит бардовскую песню или сам её, родимую, пишет — слово «Груша» с фруктом не ассоциируется. Груша, или Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, прошёл в этом году под порядковым номером XXXIX. Попасть на фестиваль мне хотелось давно; но — работа, но — семья, но — …

У костра Константин Рыбаков, личный архив

Всевозможными «но» с годами покрываешься, словно антресоль паутиной. Однако сильным хотениям положено сбываться, и к делу «сбычи мечт» нежданно-негаданно подключилась паутина Всемирная: отправив по весне две песни на интернет-конкурс виртуальной Грушинки, я оказался в числе участников реальных. Тряхнув стариной — в смысле, выбив пыль из спального мешка и палатки — 5-го июля, в день официального открытия фестиваля, около часа дня прибываю на Фёдоровские луга под Тольятти. Отсюда и поведу свой субъективный репортаж.

Итак, четверг, 5-е июля, вторая половина дня. Установка палатки, знакомство «под огурчик» с соседями, поиски руководителя проекта «Пилигримы» (он же инициатор и руководитель оргкомитета интернет-конкурса) Эдуарда Филя, подача заявки на конкурс — всё это происходило одновременно, точная хронология событий восстановлению не подлежит. Ближе к темноте на сцене «Пилигримов» начинается концерт бардов из Казахстана «Остров песни», а питерскую компанию (нас тут оказалось сразу пять человек) Эдуард Филь отправляет «на гастроли» куда-то к дальним кострам. Ребята выступают очень хорошо, а у меня, чувствую, куража не хватает, слова забываются, пальцы путаются: полтора суток за рулём, и сразу с корабля на бал. Впрочем, назвался бардом — пой песни, а не отмазки сочиняй, поэтому извиваюсь, как могу. Вернувшись из полуторачасовой ссылки, вливаемся в сценическое действо уже на своей площадке, и в качестве зрителей, и в роли исполнителей. Где-то во втором часу ночи ухожу в сон.

Пятница, 6-е июля. Просыпаюсь в 07−00 самостоятельно, бодр и свеж. Большая часть населения ещё дрыхнет. Люда из Алма-Атинского «Острова» поит меня кофе. В половине десятого лагерь оглашается мелодичным «Хари Кришна, хари Рама»: растянувшись на пол-версты, кришнаиты (в основном молодые девушки) обходят город по имени Груша. Течёт, извивается многоножка в одеждах из разноцветного шёлка, пританцовывая и воздевая сотнерукость к небесам. Своеобразный будильник, ненавязчивый и не раздражающий. Меняется мелодия, но текст и время незыблемы — «Хари Кришна!», девять-тридцать.

У нас в гостях ансамбль «Витаминки» из Ульяновска. Два пацанёнка лет двенадцати и стайка девочек от пятнадцати под руководством седого гитариста. Голоса изумительные, подобное многоголосие разве только у грузин услышишь! И тексты, какие о-бал-денные тексты… За что всю жизнь любил именно бардовскую песню — она всегда со смыслом, в каждой есть хоть комический, хоть космически-драматический, но обязательно яркий и законченный сюжет, а не попсовое бла-бла ни о чём.

После выступления «Витаминок» поэтический турнир. Затем, не отвлекаясь на обеденные глупости, даёт мастер-класс Борис Щеглов. Борис Григорьевич — один из старейших самодеятельных авторов (1939 г. рожд.). Можно сказать, аксакал акынов. Поющий геофизик, лауреат многих песенных фестивалей, он внимательно прослушивает конкурсантов, каждому в двух словах объясняя ошибки и недочёты. Сразу после мастер-класса часовой концерт Инны Труфановой из Киева. Отбив ладони в бурных аплодисментах, отправляемся на главную сцену фестиваля на генеральную репетицию.

Репетиция не состоялась. Едва мы дошли до главной сцены, рухнуло небо. Внезапный, почти тропический ливень всей тяжестью навалился на крыши палаток. Тент над сценой катастрофически провис, грозя сломать стальной каркас. В последний момент, когда конструкцию уже бьёт предсмертная дрожь, удаётся сорвать край тента, и вода обрушивается внутрь, на нас и на дощатый настил. Тяжела и неказиста жизнь бродячего артиста: стоим мокрые, будто пингвины на льдине. На обратном пути «ласты» разъезжаются в лужах, обрастая серым суглинком. Кто-то платит ненормальные деньги за лечение грязью, а тут она даром совершенно, щедро и с избытком брошена под ноги дырявыми небесами в благодарность за наши песни.

Удивительно, но палатку я поставил на небольшом уклоне весьма удачно: внутри абсолютно сухо. Ещё удачнее то, что в рюкзаке есть сухая одежда и несухой спирт. Праздник продолжается! На сцене «Пилигримов» сменяют друг друга Вета Ножкина (Алма-Ата), Геннадий Балахнин (Тюмень), Игорь Игумнов (Омск), Владимир Патов и Иван Клементьев (Ростов-на-Дону), Наталья Самаркина (Самара), Дмитрий Бахтияров (Свердловская область)… С удовольствием бы слушал их хоть до рассвета, но даже железный организм подвержен ржавчине усталости.

Антракт. Продолжение следует.

Обновлено 29.11.2015
Статья размещена на сайте 25.07.2012

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: