Аля Я Профессионал

О перуанском застывшем барокко, или На каких картинах можно увидеть ангелов в кружевах?

Испанские конкистадоры, помимо того, что захватывали и разоряли земли Нового Света, считали своим долгом обратить местное языческое население в христианство. В Америку устремились многочисленные миссионеры, готовые жертвовать как своей жизнью, так и жизнями тех, кто отвернется от веры в Христа.

Christian Vinces, Shutterstock.com

Морально-этические нормы времени были всецело на их стороне, и католицизм начал постепенно распространятся по Южной Америке.

Вместе с христианством миссионеры начали представлять неофитам и религиозную живопись, ввозить для храмов изображения святых на полотнах, приглашать в Новый Свет художников. Так в захваченных Кортесом и Писарро землях, на которых сегодня находятся такие государства, как Мексика, Перу, Панама и Боливия, с XVII века начала распространятся живопись стиля барокко, получившая широкое признание в землях завоевателей.

С начала XVIII века среди живописцев появились южноамериканские индейцы и метисы, что принесло в работы отголоски местного искусства и отчасти новые интерпретации библейских сюжетов. Так постепенно сформировалась школа живописи Куско.

Первоначально существовало два направления школы. Европейские мастера творили под влиянием итальянского, испанского, нидерландского и фламандского изобразительного искусства, коренные жители старались запечатлеть на картинах привычные их глазу лица, орнаменты, природу, экзотических птиц.

На полотнах, созданных индейскими живописцами, можно увидеть Мадонну на фоне перуанского пейзажа, окруженную белоснежными альпаками; ее нимб не всегда круглый, иногда он многогранен и украшен золотыми виньетками; взгляд Марии обращен на землю или к зрителю, а не на небеса, как того требовала европейская традиция. Зачастую Мадонна изображалась с косами, спущенными на грудь, то есть с традиционной перуанской женской прической, в шляпке и с роскошными украшениями — перстнями и серьгами.

Особо почитались в Перу ангелы и архангелы, напоминавшие индейцам о духах, которым они поклонялись до появления европейцев на их землях. Архангел Уриил изображался с пылающим мечом в руках и в блестящих доспехах, архангел Михаил — со шлемом, украшенным разноцветными перьями. На картинах появились и неизвестные дотоле в католичестве ангелы — ангел-хранитель девочек и ангел-хранитель мальчиков, а также ангел-хранитель военных. В результате получился оригинальный живописный стиль, в котором смешались европейские религиозные мотивы и наивное искусство Анд.

Причудливые формы украшений, пышная зелень, цветы, богато вышитые одежды, выразительные черты изображенных лиц — все эти присущие барочному искусству качества, как ни странно, дожили в религиозной живописи и скульптуре Перу до наших дней.

Как и в XVIII веке, сегодня в Перу очень популярны изображения Мадонны, младенца Христа, Святого Семейства, ангелов. Современные художники продолжают традиции своих предшественников, стараясь создавать картины в стиле барокко и используя для этого масло, льняной холст, позолоту. Самые яркие живописные примеры школы Куско находятся в главном городском соборе и широко представлены в Музее религиозного искусства.

Обновлено 29.03.2013
Статья размещена на сайте 27.03.2013

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: