Две из великих княгинь стали основательницами православных обителей, но пришли к этому различными путями.
Киевский Свято-Покровский женский монастырь был открыт в 1889 г. Его основательницей стала великая княгиня Александра Петровна, урожденная принцесса Ольденбургская. Семейная жизнь великой княгини не была счастливой, по настоянию супруга она была вынуждена оставить сыновей и поселиться в Киеве. Здесь Александра Петровна посвятила все свое время благотворительным делам и приступила к осуществлению своего замысла — основать женский монастырь, при котором была бы лечебница для неимущих, а медицинское обслуживание было бы основной обязанностью монахинь и послушниц. Пожертвовав все свои средства на устроение монастыря, Александра Петровна стала его настоятельницей, приняв монашество под именем Анастасия, и смогла увидеть плоды своих усилий.
На территории монастыря были выстроены храмы, общежитие для сестер, основана церковно-приходская школа, при которой могли жить учащиеся, оборудована иконописная мастерская, ателье золотошвеек. В монастырской больнице было два отделения — терапевтическое и хирургическое, лечение в больнице было бесплатным, как и отпуск лекарств в обустроенной аптеке. Монастырь существовал на дары жертвователей, среди которых были многие члены императорской семьи.
Свято-Покровский монастырь продолжал развиваться и после смерти инокини Анастасии в 1900 г., но был закрыт большевиками в 1925 г. После того как в 1942 г. Киев был освобожден от немецкой оккупации, обитель вновь открылась и является действующей до сих пор. Великая княгиня Александра Петровна решением Украинской православной церкви была причислена к лику местночтимых святых, как преподобная Анастасия в 2009 г.
Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве неразрывно связана с именем великой княгини Елизаветы Федоровны, которая основала обитель и в течение девяти лет, до своей кончины, возглавляла ее.
Елизавета Федоровна, овдовев в 1905 году, изменила свой образ жизни, превратившись из блистательной светской дамы едва ли не в затворницу. Несколько лет размышлений и молитв привели великую княгиню к тому, что она почувствовала необходимость жить и служить своему народу иначе, нежели чем делала это прежде. Несмотря на то что она была основательницей и попечительницей многих благотворительных организаций, она чувствовала недостаточность своих действий. Встречи со старцами, паломничества, глубокие размышления привели великую княгиню к тому, что она разделила свое имущество, отдав часть драгоценностей, принадлежавших дому Романовых, в казну, часть раздала родственникам и купила на Большой Ордынке участок земли. Обитель изначально задумывалась и основывалась не как монастырь. Первоначально Елизавета Федоровна хотела основать общину диаконисс, но святейший Синод единогласно не поддержал ее идею.
Марфо-Мариинская обитель милосердия была открыта в феврале 1909 года, шестнадцать насельниц приняли обет и были посвящены в крестовые сестры, а великая княгиня была рукоположена в чин настоятельницы обители. В Обители находился домовый храм во имя святых сестер Марфы и Марии, строился Покровский собор, был разбит сад; была обустроена больница, аптека и амбулатория; начала свою работу Воскресная школа, в которой обучались грамоте девочки и женщины. Обитель существовала на личные средства великой княгини и на добровольные пожертвования.
В 1918 г. Елизавета Федоровна была арестована и казнена большевиками под г. Алапаевском. Марфо-Мариинская обитель была закрыта в 1926 г. Церковное прославление великой княгини произошло в 1992 г. Сейчас на территории Марфо-Мариинской обители милосердия, восстановленной к столетнему юбилею, находятся медицинский и просветительский центры, приют для девочек, гимназия, благотворительная столовая, а также храм и музей.
Так в наши дни, несмотря на исторические перемены, существуют и действуют обители, открытые более века назад великими княгинями Романовыми.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...